Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)
  1. русская литература 20 века. Богатство и разнообразие литературных направлений

Начало двадцатого века. Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи.

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые  стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые  использовались в творчестве – это  война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка»  В. Маяковского. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые  не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

Существенную роль в развитии литературного  процесса сыграло авторитарное вмешательство  новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский  путь, некоторые начали в своих  произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса  старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения  и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

 

Представители литературных направлений 

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб  и др.

Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е.

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

 

  1. творчество А.П.Чехова. «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»

Лошадиная фамилия

 Рассказ «Лошадиная фамилия» показывает, насколько стереотипно человеческое мышление. Однако здесь уже затрагиваются стереотипы не социально-сословные, а обыкновенные, бытовые.

Этот рассказ довольно короткий, но при этом очень интересный и  забавный. В рассказе описывается  простая и даже несколько обыденная  ситуация. У генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Все домочадцы немедленно прониклись страданиями больного и начали предлагать ему самые разные средства от зубной боли, которые подчас оказываются невероятно комичными.

 Рассказ назван «Лошадиная  фамилия». В этом как раз и  кроется юмористическое зерно  рассказа. После того как страдающий от зубной боли Булдеев попробовал множество разных средств, его приказчик Иван Евсеич посоветовал обратиться к настоящему «волшебнику». Этот чародей, оказывается, мог избавить любого человека от зубной боли. Сложность была только в том, что этот маг и волшебник уехал к своей теще в другой город. Но все же из этого трудного положения был выход — сообщение по телеграфу.

 Такое средство кажется читателю  очень сомнительным. Но несчастный  генерал был готов на все.  И тут вдруг выяснилось, что приказчик не помнит фамилии того самого «чародея». Единственное, что помнил Иван Евсеевич, — это то, что фамилия была очень простая, «словно как бы лошадиная».

 После этого все окружающие, домочадцы и те, кто просто  оказался рядом, начали мучительно припоминать и придумывать фамилии. Какие только варианты не были предложены: Кобылин, Жеребцов, Жеребятников, Лошадкин, Коренной, Пристяжкин, Лошадевич, Тройкин, Уздечкин... Но все это было не то, что нужно.

 Наконец, генерал-майор не  выдержал и велел позвать доктора, чтобы тот выдернул ему зуб. После этой неприятной процедуры генерал-майор сразу успокоился. А приказчик Иван Евсеевич вдруг вспомнил фамилию. На эту мысль его натолкнул доктор, который захотел купить для своей лошади овса. Оказывается, нужная фамилия была — Овсов. Но для Булдеева эта фамилия была уже совершенно ни к чему.

 В этой ситуации автор  смеется не над человеком, у  которого болят зубы. Комичным  кажется сам способ, с помощью  которого люди надеются избавиться  от боли. И к тому же не  может не вызывать усмешку перечисление всех фамилий, которые так или иначе связаны с лошадью. В этом рассказе ясно проявляется теплый юмор автора. Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым.

 

Толстый и тонкий

Зависимость людей от социального  статуса и связанных с ним  предрассудков показана в рассказе «Толстый и тонкий»: на железнодорожной  станции случайно встречаются два  старых приятеля, начинают расспрашивать друг друга о жизни.

Выясняется, что один из них стоит гораздо выше другого согласно «Табели о рангах» (документу, определявшему в Российской империи сословия).

Поняв это, нижестоящий (т.н. «тонкий») начинает всячески заискивать перед  старым другом. Для него уже не важно, что они были знакомы много лет назад теперь значение имеет лишь статский чин. В этом рассказе Чехов с горьким сожалением показывает, насколько зависимы могут быть люди от стереотипов.

 

  1. творчество А.П.Чехова. «Палата № 6»

В своих рассказах Антон Павлович Чехов в первую очередь поднимает вопрос о душевном поиске человека, его внутренних конфликтах, влияние на него социальных и философских идей.

Рассказ А. П. Чехова « Палата № 6»  по праву считается одним из самых  ярких произведений в его творчестве. В рассказе заметен отпечаток социальной жизни того времени, когда на жизнь человека имело огромное влияние воздействие общественных постулатов.

Молодой врач, Андрей Рагин, полностью  потерян в жизни. Он видит все  недостатки психиатрической больницы, в которой работает, тем не менее, не может найти в себе сил каким-то образом изменить положение вещей. В палате под номером 6 находятся пациенты, каждый из которых оказался совершенно ненужным обществу из-за своих душевных проблем.

Однажды врач посещает пресловутую  палату и завязывает тесное общение с одним из пациентов. Философские взгляды на жизнь душевнобольного помогают Рагину обрести собственное душевное спокойствие.

Окружение врача считает, что он такой же душевно больной, как  и его пациенты и насильственно  помещает его в палату №6. Андрей Рагин скоропостижно скончался там, не выдержав жизни в лечебнице.

 

Чехов мастерски преподносит в  рассказе конфликт человека и общества. Социум не пытается помочь людям, которые  страдают, а фактически уничтожает их. Незаурядные личности поддаются гонениям и полному социальному неприятию.

Каждый пациент палаты №6 является необыкновенным человеком, однако не воспринимается окружающим миром как полноценная  личность. Несмотря на душевную болезнь, все они имели широкое мировоззрение, которое выходило за общепринятые рамки.

 

  1. творчество А.П.Чехова. «Ионыч»

Главной тематикой произведения А. П. Чехова «Ионыч» является особенности  взаимодействия человеческого индивидуума  и среды его обитания, а также  сила влияния общественных норм на отдельно взятую личность.

в отличие от своих предшественников, А. П. Чехов видит эту тематику несколько под другим углом зрения,  и разрабатывает собственный  вариант  выхода из сложившегося кризиса  отношений между социумом и человеком.

Главный герой произведения Дмитрий  Ионыч Старцев, молодой врач, которого по распределению направляют работать в городок Дялиже. Старцев полностью отвечает всем канонам образованности и интеллигентности: он практичен,  совсем немногословен, учтив в обществе, обладает хорошим багажом знаний по литературе и истории.

Наш герой представляет собой резкий контраст с той средой, в которую он попал. Жители городка в своем большинстве были малообразованные. Самой культурной семьей, по мнению горожан, были Туркины. Вера Туркина писала романы, ее муж Иван Петрович превосходно шутил, а дочь Екатерина профессионально играла на фортепиано.

Однако, при первом же знакомстве с  семейством, Старцев обнаруживает, что никто из них по-настоящему не владеет ни талантами, ни должной  образованностью. У Дмитрия Ионовича появляется симпатия к Екатерине, позже переросшая в настоящую любовь.

Именно страх оскорбить чувства  возлюбленной, не позволяет главному герою смело высказать свое мнение о недалекости, глупости и заносчивости ее родителей. Дмитрий Ионович осмеливается предложить Кате выйти за него замуж, но неожиданно  получает, ни чем не обоснованный отказ.

Это стало огромной душевной травмой  для молодого врача, ведь он считал себя куда более умным и образованным, чем все вместе взятое семейство. Затаивши глубокую обиду, в знак протеста Старцев полностью прекращает близкое общение, как с Туркиными, так и с остальными жителями городка.

Спустя  четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую  практику. Он продолжает призирать  ненавистное  и раздражающее своей  глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением  состояния, незаметно для себя, Старцев  постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего  интеллигентного юноши Дмитрий  Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч  не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

 

  1. творчество И.А. Бунина. «Темные аллеи»

Цикл рассказов под названием  «Темные аллеи» посвящен извечной теме любого вида искусства – любви. О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.

рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они – главные помощники Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.

Само словосочетание, что послужило названием для сборника, было взято писателем из стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва, которое посвящено первой любви, у которой так и не случилось ожидаемого продолжения.

В самом  же сборнике есть рассказ с таким  названием, но это не говорит о  том, что этот рассказ – основной, нет, это выражение – олицетворение настроения всех рассказов и повестей, общий неуловимый смысл, прозрачная, почти невидимая ниточка, связывающая рассказы между собой.

 

Особенностью цикла рассказов  «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.

В этом и состоит ключевая концепция  представления Бунина о земной любви  между двумя. Он желает показывать любовь на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть  ее настоящее богатство и наивысшую  ценность, то, что ей нет надобности превращаться в жизненные обстоятельства, как свадьба, брак, совместная жизнь…

Особое внимание стоит уделить  необычным женским портретам, которыми так богаты «Темные аллеи». Иван Алексеевич выписывает образы женщин с таким изяществом и оригинальностью, что женский портрет каждого  рассказа становится незабываемым и по-настоящему интригующим.

Мастерство Бунина состоит в  нескольких точных выражениях и метафорах, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.

Рассказы «Руся», «Антигона», «Галя Ганская» являются образцовым примером различных, но ярких образов русской женщины. Девушки, истории которых созданы талантливым Буниным, отчасти напоминают те истории любви, которые они переживают.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"