Контрольная работа по «Логике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки.
Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по логике.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ЛОГИКА

 

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.

 

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики.

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже прежде всего - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. Различные стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология поэтому также берёт мышление не в отрыве от бытия, но изучает она как специальный предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида, в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Вопрос о педагогической логике относится к проблеме «логика и педагогика». Сама по себе эта проблема не нова. Она и раньше ставилась в России и на Западе как прогрессивными, так и реакционными педагогами. Педагогической логике посвящены многие высказывания А. С. Макаренко. В семитомном собрании его сочинений термин «педагогическая логика» упоминается свыше 63 раз. Специально на эту тему Макаренко были написаны тезисы «Проблемы школьного советского воспитания» и отдельная глава «Педагогическая логика» в незавершенной работе «Опыт методики работы детской трудовой колонии». Кроме того, в лекции «Методы воспитания» вопросу о педагогической логике отведено довольно большое место. В этих трех источниках наиболее полно изложены самые общие основы педагогической логики.

Автоматика и компьютерная техника, применяемые в кибернетике, были бы невозможны без использования алгебры логики - этого возникшего первым раздела современной формальной логики. В управляющих схемах, применяемых в кибернетике, значительное место занимают схемы, моделирующие логические операции. Описание таких операций, даваемое логикой, способствует детальному анализу логического строения мысли и открывает поразительные перспективы автоматизации логических процессов, богатые возможности использовать для их осуществления компьютеры. «Математическая логика, - заключает математик Г. Поваров, - является необходимым инструментом для машинизации умственного труда». Современная логика находит широкие применения не только в кибернетике, но и во многих других областях науки и техники.

Логика и лингвистика — две области знаний, имеющие общие корни и тесные взаимопереплетения в истории своего развития. Логика всегда ставила своей основной задачей обозреть и классифицировать разнообразные способы рассуждений, формы выводов, которыми человек пользуется в науке и в жизни. Хотя традиционная логика имела дело с законами мысли и правилами их связи, выражались они средставми языка, поскольку непосредственной реальностью мысли является язык. Для логики важны общие логические закономерности мышления, реализуемые в тех или иных языковых конструкциях. Логические компоненты — важный фактор образования высказываний и организации текста.

Формальная логика всегда была связана с принципиальными философскими проблемами гносеологического и онтологического характера. С одной стороны, логика выдвигала философские проблемы, а с другой — была важным средством для их решения и обсуждения. Более того, само обоснование логики — одна из центральных философских проблем. С превращением формальной логики в символическую она стала применять сложный технический аппарат исчислений, а также использовать достаточно богатые математические средства. Однако это не отдалило логику от философии, как может показаться на первый, поверхностный взгляд. Напротив, связь формальной логики с философией, особенно с теорией познания, стала более глубокой, многосторонней и основательной.

 

 

 

 

 

2. Виды понятий по  содержанию

 

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию.

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

1) Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия “ школа”, “опера”, “Александр Македонский”, “землетрясение” и др.

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, “белизна”, “несправедливость”, “ честность”). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но “белизна” и “несправедливость” как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, “неравенство”, “подобие”, “тождество”, “ сходство” и др.).

2) Относительные и безотносительные понятия

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети” - “родители”, “ученик” - “учитель”, “ начальник” - “подчиненный”, “северный полюс магнита” - “ южный полюс магнита”) .

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш”, “город”, “овца”, “сильное наводнение”).

3) Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, “грамотный человек”, “алчность”, “отстающий ученик”, “красивый поступок” и т. д. 

Если частица “не” или “без” (“бес”) слились со словом и слово без них не употребляется (например, “ненастье”, “беспечность”, “ безупречность”, “ненависть”, “неряха”), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятия “нависть” или “настье”, и частица “не” в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия “ненастье”, “ненависть” и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого - “неряха”, “беспечность”).

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, “неграмотный человек”, “некрасивый поступок”, “ненормальный режим”, “бескорыстная помощь”). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу “не” или “без” (“бес”), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.

4) Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, “полк”, “стадо”, “стая”, “созвездие”). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, “роща”, “детский хор”) и единичными («созвездие Большая Медведица”, “Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской Академии образования”).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (“ручка”, “река”, “игрушка”, “растение”). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: “Все яблоки в этой корзине спелые”. В нем понятие “яблоко в этой корзине” является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении “Все яблоки в этой корзине весят 5 кг” понятие “ яблоки в этой корзине” употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности.

Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом:

“коллекция” - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное;

“нерешительность” - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное;

“поэма” - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.

 

Деление понятий — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам новых понятий, каждое из которых представляет частный случай исходного понятия. Например, расчеты делятся на наличные и безналичные. Понятия разделяются исходя из существенного признака, который может изменяться по определенному принципу или правилу (например, образование из понятия «торговый баланс» новых понятий, в которых фиксируется то или иное соотношение ввоза и вывоза товаров).

Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдать следующие правила.

1. Соразмерность деления. Объем  делимого понятия должен быть  равен сумме объемов членов  деления. Например, высшие растения  делятся на травы, кустарники  и деревья. Электрический ток делится на постоянный и переменный. Шведский ботаник Карл Линней (1707-1778), основатель современной систематики растений, предложил следующее деление рыльца (одна из частей пестика, который, в свою очередь, является частью цветка), используя в качестве основания деления его форму: головчатое, шаровидное, яйцевидное, тупое, усеченное, косо умощенное, выемчатое, округлое, щитовидное, венцевидное, крестовидное, крючковатое, желобчатое, вогнутое, угловатое, перистое, опущенное.

Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

а) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия. Ошибочными будут такие деления: “Энергия делится на механическую и химическую” (здесь нет, например, указания на электрическую и атомную энергию); “Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень” (не указано извлечение корня);

б) деление с лишними членами. Пример этого ошибочного деления: “Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы”. Здесь лишний член («сплавы”), а сумма объемов понятий “металл” и “неметалл” исчерпывает объем понятия “ химический элемент”.

2. Деление должно проводиться  только по одному основанию. Это  означает, что нельзя брать два  или большее число признаков, по которым бы производилось деление.

Если будет нарушено это правило, то произойдет перекрещивание объемов понятий, которые появились в результате деления. Правильные деления: “Волны делятся на продольные и поперечные”; “ В промышленности получают сталь тремя способами: кислородно-конверторным, мартеновским и в электропечах”. Неправильным является такое деление: “Транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования”, ибо деление произведено не по одному основанию. Сначала в качестве основания деления берется вид среды, в которой осуществляются перевозки, а затем за основание деления берется назначение транспорта.

3. Члены деления должны исключать  друг друга, т.е. не иметь общих  элементов, быть несовместимыми понятиями, объемы которых не пересекаются.

Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга. Примеры ошибочных делений: “ Дроби бывают десятичными, правильными, неправильными, периодическими, непериодическими”; “Треугольники бывают прямоугольными, тупоугольными, остроугольными, равнобедренными, подобными”. В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущенной ошибки смешения различных оснований деления.

Информация о работе Контрольная работа по «Логике»