Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 12:23, контрольная работа
Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах
Вариант №1.
1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.
Виды понятий по содержанию
2. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.
3. Сложные суждения и их виды. Логические связки в сложных суждениях.
4. Умозаключение, определение и структура. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии.
5. Сокращённый категорический силлогизм. Виды энтимем.
6. Виды трилемм.
7. Структура спора. Начало и завершение спора.
9.Опровержение. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Критика доводов. Выявление несостоятельности демонстрации.
10. Гипотеза. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез. Судебно-следственная версия.
Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)
Задание №2
Сравните взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:
Задание № 3
Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:
Задание № 4
В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
Задание № 5
Задание № 6
Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)
Вариант №1.
Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применятся для обозначения закономерностей объективного мира (“ логика вещей”, “ логика событий”). Этот смысл термина “ логика ” выходит за пределы нашей книги.
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук : психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.
С иных позиций изучает мышление логика . Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи.
Диалектика, раскрывая содержание моментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. Она раскрывает общественную природу познания, активный характер познавательной деятельности людей. А мышление рассматривается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например, рассматриваются аксиоматические методы, методы формализации, математические методы, вероятностные методы, методы моделирования и др.).
В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие).
Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.
Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.
Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.
Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: "родители" - "дети", "учитель" - "ученик", "начальник" - "подчиненный", "истец" - "ответчик" и др.
Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.
Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.
Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес"): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.
Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.
Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
Деление понятия - это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления ( признака , по которому осуществляется деление ) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств). При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрывается путем перечисления его видов . Например, делимое (родовое) понятие “инертный газ” делится на следующие члены деления ( виды ): “гелий”, “неон”, “аргон”, “криптон”, “ксенон”, “радон”. В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие; по форме - на центральные и трещинные).
Правила деления понятий
Правильное деление понятия предполагает соблюдение определенных правил :
1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового понятия . Например: “Материки в современную геологическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Австралию, Северную Америку, Южную Америку и Антарктиду”. Если ряд членов деления исчисляется десятками, то для соблюдения правила соразмерности после перечисления некоторых членов деления пишут “ и др.”, “ и т. п. ” или “ и т. д.”: “Личные документы - это заявления, автобиографии, расписки, доверенности, завещания, удостоверения, паспорта, свидетельства и др.”
Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов :
а) неполное деление , когда перечисляются не все виды данного родового понятия . Ошибочными будут такие деления : “Энергия делится на механическую и химическую” (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную энергию). “Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление , возведение в степень” (не указано “извлечение корня”);
б) деление с лишними членами. Примером такого ошибочного деления служит: “Углы делятся на прямые, тупые, острые и накрест лежащие”. Здесь лишний член (“накрест лежащие углы”).
2. Деление должно производится
только по одному основанию.
В противном случае произойдет
перекрещивание объемов
3 . Члены деления должны
исключать друг друга, т. е.
не должны иметь общих
Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга. Примеры ошибочных делений : “Часы делятся на наручные, настенные, башенные, настольные, золотые, анодированные, песочные”; “Птицы делятся на перелетные, зимующие и хищные”. В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущение ошибки смешения различных оснований деления .
4. Деление должно быть
непрерывным, т. е. нельзя
Будет допущена ошибка , если мы разделим
удобрения на органические, азотные,
фосфорные и калийные. Следует
сначала разделить удобрения
на органические и минеральные,
а затем уже минеральные
Виды деления : по видообразующему признаку и дихотомическое деление:
Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку , когда основанием деления служит признак , по которому образуются видовые понятия . Примеры деления по видообразующему признаку : “Ядерные взрывы бывают в космосе, воздушными, наземными, подводными, подземными” (в зависимости от вида среды, где произошел взрыв); “Водоемы делятся на пресные и соленые”.
Другим видом деления понятия является дихотомическое (двучленное) деление , или дихотомия.
Дихотомия (от греч. dichotomiа - сечение на две части). Объем цедимого понятия делится на два противоречащих понятия (А и не-А). Например: “Внимание делится на произвольное и непроизвольное”; “Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных”;
“Почвы делятся на черноземные и нечерноземные”; “Грибы делятся на съедобные и несъедобные”. Иногда понятие не-А снова делится на В и не-В, затем не-В делится на С и не-С и т. д.
Дихотомическое деление удобно: оно всегда соразмерно, члены деления исключают другу друга, деление производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные и неточные, а художественные произведения на хорошие и нехорошие, ибо четко указать критерий в этих случаях весьма трудно: это понятия с “размытым” объемом.
Отважная и талантливая американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями жизни горилл, буквально вписавшись в их сообщество, приводит пример дихотомического деления понятия “гнездо горилл”: “Нам удалось увидеть несколько гнезд горилл - наземных и древесных. Наземное гнездо не что иное, как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками кустарника и травы. Зато древесное гнездо - заметное издалека сооружение на высоте 3 -5 метров на крупных ветвях у ствола дерева”'.
Операция деления понятия применяется тогда, когда надо установить, из каких видов состоит родовое понятие . От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части. Например, “Год делится на январь, февраль, март, ..., декабрь”;
“Дом делится (расчленяется) на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо”; “Обед состоял из трех блюд” и др. Части целого не являются видами рода, т. е. делимого понятия . Мы не можем сказать: “Комната есть дом”, а можем сказать: “Комната есть часть дома”.
Прием расчленения целого на части широко используется в обучении. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких частей (отделов, членов) состоит предмет. Приведу примеры из учебника по анатомии и физиологии. Понятие “скелет человека” позволяет четко проиллюстрировать прием расчленения целого на части. “В скелете человека различаются следующие части: скелет головы, туловища и конечностей”.
Примеры мысленного расчленения целого на части из области ботаники: “Строение цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыльце, завязь”; “Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли”. Этот прием широко применяется и в начальной школе. В учебнике “Природоведение” (2 класс) читаем: “Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами”.
Классификация
Классификация является
разновидностью деления понятия
, представляет собой вид
последовательного деления
и образует развернутую