Информационные логистические системы, классификация ИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Логистику можно представить в трех ипостасях. Другими словами, логистика – это наука и (или) концепция управления, и (или) непосредственно процесс управления движением товаров (продукции) к потребителям и потребителей к товарам (продукции и услугам).
Как концепция управления, логистика представляет собой оптимизацию экономических потоков, нацеленную на снижение затрат при условии полного удовлетворения потребителей.
Целью работы является изучение особенностей современного этапа развития логистики, определяющего выбор стратегии предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Информационные логистические системы, классификация ИС 5
2. Эффективность функционирования складов в логистике. Критерии эффективности 11
3. Задача 1 16
4. Задача 2 17
Вывод 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

логистика .doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Логистика принадлежит к одной из наиболее динамически развивающихся областей знаний и практических применений. Это способствует росту популярности логистики как предмета научной, профессиональной и учебной деятельностей, что в свою очередь, ведет к стремительному увеличению количества людей, именующих себя логистами, которые ведут длинные дискуссии о том, что  есть предмет их профессиональных  занятий. Таким образом, возникают разные, иногда ничем не обоснованные, теории или идеи о том, что логистика есть всевозможная человеческая деятельность.

В настоящее время существует множество определений логистики. Такое положение обусловлено тем, что логистика сейчас находится на предпарадигмальном этапе [1, с. 122]. По нашему мнению, логистика – это наука об управлении интегрированными экономическими потоками в системе определенного уровня, направленными на полное и качественное обеспечение процессов производства и потребления с минимальными затратами. Предложенное определение логистики является всеобъемлющим, основанным на управленческом (управление потоками), системном (объектом управления выступает система), организационном (обеспечение производства и потребления) и экономическом (минимизация затрат) подходах. При этом возможно выделить и несколько частных подходов к логистике:

- потребительский (достижение искомого места с минимальными временными и финансовыми затратами);

- физический (управление потоком с учетом его прерывности, стабильности, вязкости, внутреннего трения и др.);

- медицинский (доставка и лечение больного с минимальными затратами психо–энергетических и финансовых средств его и персонала).

По нашему мнению, логистику можно представить в трех ипостасях. Другими словами, логистика – это наука и (или) концепция управления, и (или) непосредственно процесс управления движением товаров (продукции) к потребителям и потребителей к товарам (продукции и услугам).

Как концепция управления, логистика представляет собой оптимизацию экономических потоков, нацеленную на снижение затрат при условии полного удовлетворения потребителей.

Проблемам формирования и реализации стратегии предприятия уделяют внимание многие ученые. В частности, Г.Б. Клейнер рассматривает теоретические основы стратегического менеджмента на предприятии и комплексную социально–экономическую стратегию предприятия, отмечая, что «… задача стратегического планирования деятельности и развития предприятия должна рассматриваться как одна из основных на пути от экономики спада к экономике развития» [3, с. 8]. В этой связи представляет интерес процесс формирования стратегии предприятия с учетом современного состояния экономики.

Целью работы является изучение особенностей современного этапа развития логистики, определяющего выбор стратегии предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационные логистические системы, классификация ИС

 

 

Предприятие является открытой системой, которая материальными и информационными потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями.

Обеспечить принятие управленческих решений, возможность увязки взаимных интересов в реальном масштабе времени, возможно, лишь при высокой степени информированности руководителей и менеджеров. Это стало достижимым с развитием компьютерных технологий, которые значительно улучшили скорость и качество обработки данных, позволили создавать эффективную систему регулирования и контроля потоков ресурсов, обеспечить гибкость производства. Эти технологии обусловили возникновение понятия «логистическая информационная система» (ЛИС).

Автор Астрахан А. Б. выделяет три основных подхода к пониманию цели, задач и структуры ЛИС [1].

Первый подход отражает традиционный взгляд на управление ассортиментным потоком. Логистическая информационная система отождествляется с использованием формального программного продукта, позволяющего вести, как правило, частичный учет движения ассортиментного потока (поставки, продажи) и его остановок (товарные запасы).

Придерживаются этого подхода Э. Мате, Д. Тиксье, А. Канке, И. Кошевая и др. Главными элементами ЛИС они называют программный продукт и вычислительную технику, которые дают возможность рационализировать процессы движения ассортиментного потока за счет сокращения затрат времени и денежных средств на обработку сопроводительных документов, повысить качество и оперативность учетных, а в некоторых случаях и аналитических операций.

Проблема данного подхода заключается в его ориентированности на концепцию Push (выталкивание), которая не позволяет в достаточной мере реагировать на изменение конкурентной среды. Также отсутствует ориентация на интеграцию, оптимизацию и системный подход.

Во втором подходе логистическая информационная система рассматривается как интерактивная структура, которая уже включает в себя не только программные продукты, но и персонал, оборудование, которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Приверженцами данного подхода являются в основном российские ученые, среди них В. Сергеев, А. Уваров, Л. Миротин и другие.

Достоинство второго подхода состоит в том, что он отражает связь ЛИС с внешней средой: поставщиками, потребителями и т. д., а также функциями управления. Но он представляет собой лишь общую концептуальную модель логистической информационной системы, не содержит указаний на решаемые конкретные задачи, принципы и процедуры построения системы, не нацелен на достижение конкурентных преимуществ, которые важны в деятельности предприятий АПК.

Для адекватного формирования логистической информации нужно, что бы данные собирались максимально близко к тому месту производственно-сбытовой деятельности, где происходят события, являющиеся их источником. А для того чтобы логистическая информация отвечала потребностям управления и эффективно поддерживала процесс планирования деятельности в основе логистической информационной системы, она должна опираться на шесть принципов: доступность, точность, своевременность, способность выявлять исключительные (экстренные) ситуации, гибкость, быть предоставлена в виде, пригодном для сопоставления и принятия решений. 

Что касается структуры ЛИС, то ее образуют, как ранее указывалось, различные технические устройства и программное обеспечение. Комплекс технического оборудования составляют компьютеры, устройства хранения данных. В состав программного обеспечения входят системные и прикладные программы, служащие для информационной поддержки проведения сделок, управленческого контроля, анализа решений и стратегического планирования [8].

В структуру ЛИС (Logistics management information system) встроены такие известные системы как: электронный обмен данными  - Electronic data interchange (EDI), e-mail, сети с добавленной стоимостью – (VANs), система быстрого реагирования Quick response (QR), система эффективного реагирования на запросы потребителей – Efficient consumer response (ECR), система поддержки принятия решений – Decision support system (DSS), метод статистического контроля процесса  –  Statistical process control (SPC), штрих-кодирование, сбор информации в точках продаж – Point-of-sales (POS).

Эти системы должны быть базой для построения общей концепции управления предприятием в АПК, в основе которой используется ERP-система (рис. 1).

 

Рис. 1 - Структура элементов, входящих в логистическую информационную систему предприятия

ERP-система (Enterprise Resource Planning System)  – система планирования ресурсов предприятия, инструментарий транзакционного характера, применяемый в масштабах всего предприятия, который позволяет получать данные и сокращать объем ручных операций и число задач, связанных с  обработкой финансовой, производственной и складской информации, а также с заказами потребителей. 

Цель системы – содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построенная, как правило, на централизованной базе данных, ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия,  одновременно полностью удовлетворяя потребности каждого подразделения в отдельности.

Технология электронного обмена данными (EDI – Electronic Data Interchange) позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых электронных документов и интегрировать их с действующими бизнес-приложениями. Технология EDI появилась для того, чтобы преодолеть недостатки, присущие процессу традиционного обмена документами в логистике, который, к сожалению, для российской экономики пока еще является весьма распространенным. К ним можно отнести: долгий цикл получения/подтверждения заказа, слабо формализованный и неподдерживаемый процесс согласования изменений в заказе; высокую стоимость за счет необходимости постоянных телефонных перегoворов и уточнений, длительное выставление счета.

Системы, основанные на  использовании  радиочастотной  идентификации,  позволят  автоматически  проверять  подлинность  получаемой  информации,  производя  автоматический  сбор  и систематизацию данных,  при  необходимости  используя  заранее  заложенные  алгоритмы  действия,  и  предоставлять  конечному  пользователю  информацию  в  удобном виде Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) -  это  современная прогрессивная технология автоматической  идентификации,  позволяющая автоматизировать  процесс  сбора  и  обработки  информации  бесконтактным  способом. В  настоящее  время RFID-технологии

применяются в самых разнообразных сферах  человеческой  деятельности:  промышленность,  транспортная  и  складская  логистика,  здравоохранение,  библиотеки,  паспорта,  транспортные  платежи,  дистанционное управление, опознавание животных, сельское хозяйство, человеческие имплантаты [2-4]. 

Основными  преимуществами RFID  являются:  возможность  дополнения  и  перезаписи данных на RFID-метке, бесконтактное считывание информации, возможность считывания метки  вне зоны  прямой  видимости,  большой  объем  данных,  записываемых на метку, высокая скорость чтения и записи данных на метку, одновременное считывание  многих  меток,  возможность шифрования данных на метке, долгий срок службы  метки,  устойчивость  метки  к  воздействию  окружающей  среды  и  загрязнениям, сложность подделки метки и т.д. [5].

Несмотря  на  то,  что RFID-технология используется  с 1980-х  годов,  она  сегодня получила  широкое  распространение  благодаря современным достижениям в сетевых  коммуникациях,  миниатюризации  и компьютеризации.  Согласно  исследованиям аналитической  компании ABI Research, рынок RFID-решений к 2013 году достигнет 9,7 млрд. долл. При этом рост этого рынка с 2008 г. будет составлять не менее 15% в год [6]. 

Базовая  структура RFID  системы  состоит  из [3]:  считывателя (ридера), метки (тэга) и учетной системы (рис. 2).

Считыватель (reader) – прибор,  считывающий  и  записывающий  информацию  с RFID-меток.  Ридер,  снабженный  приемопередатчиком  и  декодером,  излучает  сигнал, который активизирует RFID-метку, после  чего  последняя  пересылает  на  ридер данные, которые зашифрованы в его чипе [8]. Ридеры бывают фиксированные, мобильные и ручные, а также могут быть как постоянно  подключенными  к  учетной  системе, так и работать автономно (рис.3).

 

Рис. 2 – Структура базовой RFID – системы

 

 

Рис. 3 – Типы RFID считывателей

 

Рис. 4 – Структура RFID - меток

 

 

 

 

  1. Эффективность функционирования складов в логистике. Критерии эффективности

 

Складское хозяйство является неотъемлемой частью любого предприятия. Оно представляет собой оперативное подразделение, призванное обеспечивать бесперебойную работу всех производственных цехов и участков.

В функции складского хозяйства входят:

- приёмка материальных ценностей;

- предварительная подготовка материалов к производственному потреблению (сортировка, сушка и т.п.);

- обеспечение сохранности материальных  ценностей;

- снабжение производства всеми  необходимыми материалами и комплектация  участков и рабочих мест;

- отгрузка готовой продукции.

Среди факторов,  влияющих на количество  складов, можно выделить следующие:

- уровень обслуживания клиентов;

- транспортное обслуживание;

- частота и ритмичность поставок  малыми партиями. 

Рациональное  осуществление  логистического  процесса  на складе  −  залог  его  рентабельности.  Поэтому  при  организации логистического процесса необходимо добиваться:

- рациональной планировки склада  при выделении рабочих зон,  способствующей  снижению  затрат  и  усовершенствованию процесса переработки груза;

-  эффективного  использования  пространства  при  расстановке  оборудования, что позволяет увеличить  мощность склада;

- использования  универсального  оборудования,  выполняющего различные  складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

-  минимизации  маршрутов  внутри  складской  перевозки  с целью  сокращения эксплуатационных затрат  и увеличения пропускной способности  склада; 

- осуществления унитизации партий  отгрузок и применения централизованной  доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

- максимального использования  возможностей информационной  системы,  что  значительно  сокращает  время  и  затраты, связанные с документооборотом  и обменом информацией, и т.д.

Для оценки эффективности работы склада используется система показателей.

Емкость склада определяется по формуле:

 

Е = Fc* qt,                                                             (1)

 

где  Fc  — площадь, используемая под непосредственное складирование груза, м2;

qt — удельная нагрузка, т/ м2.

Полное время от получения заказа до поставки партии товаров включает в себя время оформления заказа; время изготовления (если заказанные товары еще не изготовлены), время упаковки, время отгрузки и время доставки.

Средний срок хранения грузов на складе определяется по формуле:

 

                                                               (2)

Информация о работе Информационные логистические системы, классификация ИС