Анализ конкурентной среды на примере предприятия ООО «Торговый дом Флорин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать организацию коммерческой работы и дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия
Задачи:
- сделать анализ организации коммерческой деятельности
ООО «Торговый дом Флорин» по продаже товаров;
- исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности фирмы;
- обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара;
- сделать выводы и внести предложения об улучшении деятельности предприятия;
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развивающейся  конкуренции данная тема необычайно актуальна.

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности компании: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), т.к. у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среды в силу несопоставимости внутренних сил компании с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если компания занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже.

Актуальность  темы курсовой работы в том, что маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.

Исходя из актуальности данной проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике  хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка  для всей системы коммерческих отношений:

  • рынок формирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого на создание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме “товар–деньги”, означает, что труд создателя данного товара является общественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность для покупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно, источника (продавца) данного товара;
  • рынок регулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. В процессе обмена формируется четкое представление об уровне общественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта. При этом рынок косвенным способом воздействует на экономические показатели предприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные компании “уходят” с рынка;
  • рынок формирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественного продукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производить и продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря, капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близко встречаются с предложением.

Объект исследования – маркетинговая деятельность предприятия .

Предмет исследования – конкурентоспособность торгового предприятия ООО «Торговый дом Флорин».

Цель курсовой работы – проанализировать организацию коммерческой работы и дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия

Задачи:

- сделать анализ организации коммерческой деятельности

ООО «Торговый дом Флорин» по продаже товаров;

- исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности фирмы;

- обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара;

- сделать выводы и  внести предложения об улучшении  деятельности предприятия;

- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

Гипотеза:

- является ли ООО «Торговый дом Флорин» конкурентоспособным предприятием;

- способствует ли создание отдела маркетинга на предприятии увеличению продаж;

- насколько эффективны разработанные на предприятии методы, стимулирующие продвижение товара;

Методологической основой для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.

 

 1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения  с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара конкурента по степени удовлетворения конкретных потребностей. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют взаимный интерес для покупателя (и гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

 Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезной.

 Изучение конкурентоспособности товара ведется непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения. При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности обычно экономически нецелесообразен. Типовая схема оценки конкурентоспособности приведена на рисунок 1

 


 

 

 


 




 


 



 


 

 


 


 








 

Вместе с тем, любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать. Но остановить его не возможно. Поэтому новые изделия проектируются по графику. Обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Центральное место, занимаемое конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет ее место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа торгового предприятия «Торговый дом Флорин», использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

 Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности используется все многообразие стратегических и тактических приемов службы маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности – это, прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

 а) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;

 б) знание поведения и возможностей конкурентов;

 в) знание состояния и тенденций развития рынка;

 г) знание окружающей среды и ее тенденций;

 д) умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы он предпочел его товару конкурента;

 е) искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе.

Под "конкурентоспособностью" данной организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение прибыльности в краткосрочном периоде над среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - как эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с  определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности предприятия, отражающие состояния предприятия по мере его развития.

Первая задача, которая  возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на аренду помещений, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности продаж и т.п.).

После решения насущных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе SWOT – анализа и бизнес – планов, стратегии для каждого подразделения.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.

Представим взаимосвязь выявленных ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента на рисунок 2

 

Рис.2- Ключевые характеристики состояния предприятия

1.Прибыльность. (КСП продукции)

2.Стратегичность управления

3.Адаптивность системы управления Тактический уровень управления КСП

4.Финансовая и управленческая прозрачность

5.Управляемость бизнеса хозяйственного состояния предприятия)

6.Инвестиционная привлекательность Стратегический уровень управления КСП

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия  и известные полходы к оценке и повышению его конкурентоспособности (КС), можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения  конкурентоспособности торгового предприятия «Торговый дом Флорин»:

  1. Задача обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.
  2. Следует выделить разные критерии КС предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.
  3. Основным показателем КС предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель КС продукции.
  4. на тактическом уровне КС предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.
  5. на стратегическом уровне КС предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.


Обеспечение конкурентоспособности  предприятия

 

Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический уровень

Конкурентоспособность продукции

Общее состояние предприятия

Инвестиционная привлекательность

Критерий: показатель КС продукции

Критерий: комплексный показатель состояния предприятия

Критерий: рост стоимости предприятия


 

Рис. 2 - Критерии конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель КС предприятия, так как  производство и сбыт конкурентоспособной  продукции обеспечивают наличие  денежного потока.

Информация о работе Анализ конкурентной среды на примере предприятия ООО «Торговый дом Флорин»