Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговая среда организации — это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.
Изучение и анализ внешней маркетинговой среды предприятия проводится с тем, чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию на предприятии. В процессе анализа внешней среды исследуется деятельность конкурентов, анализируется целевая аудитория предприятия, проводится сегментирование рынка, анализируются поставщики и потребители. Все это позволяет выявить недостатки в деятельности и разработать стратегические мероприятия по развитию деятельности предприятия.

Содержание

Введение...............................................................................................................
1. Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты ................
2. Сущность микро- и макросреды организации..............................................
3. Методы маркетингового исследования и анализа внутренней и внешней среды организации................................................................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованной литературы................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ маркетинговой среды предприятия.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Анализ маркетинговой  среды предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2011 год

  • СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение...............................................................................................................

  • 1. Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты ................

  • 2. Сущность микро- и макросреды  организации..............................................

    3. Методы маркетингового исследования  и анализа внутренней и внешней  среды организации................................................................................................ 

  • Заключение..........................................................................................................

  • Список использованной литературы................................................................

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ 

     

    В последние годы в связи с  развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса.  Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

    Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой  среды. Если она хочет выжить, ей нужно производить и предлагать нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования.

    Компания должна быть уверена, что  ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам. Маркетинг – это не просто реклама и деятельность штата продавцов. Это скорее всеобъемлющий процесс приспособления к использованию наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей.

    Маркетинговая среда организации — это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.

    Изучение и анализ внешней маркетинговой среды  предприятия проводится с тем, чтобы  разработать эффективную маркетинговую стратегию на предприятии. В процессе анализа внешней среды исследуется деятельность конкурентов, анализируется целевая аудитория предприятия, проводится сегментирование рынка, анализируются поставщики и потребители. Все это позволяет выявить недостатки в деятельности и разработать стратегические мероприятия по развитию деятельности предприятия.

    Все вышеизложенное обусловливает  актуальность изучения темы исследования внешней маркетинговой среды  предприятия с целью совершенствования  его маркетинговой деятельности.

    Первым шагом по анализу  факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических  тенденциях в изменениях среды существования  организаций. Для этого часто  назначают отдельных сотрудников в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача следить за различными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, библиотеки, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др.

    Цель данной курсовой работы – изучить понятие маркетинговой  среды предприятия и  методы маркетингового исследования и анализа внутренней и внешней среды организации

  •  

     

     

     

     

     

     

    1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ:

    ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 

     

    Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды (рис.1.)

    Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой  фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.

     

     
    Рис. 1. Макро-, микросреда

     

    Макросреда представлена силами более  широкого социального плана, которые  оказывают влияние на микросреду такими, как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.

    Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки  зрения целевых рынков.

    Успех зависит также и от действия посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. СУЩНОСТЬ МИКРО- И  МАКРОСРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 

  • Основные факторы микросреды. Основная цель любой фирмы — получить прибыль. Основная задача системы управления маркетингом — обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения рынков. Но успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.

  • Фирма. Разрабатывая маркетинговые планы, руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, финансовая служба, службы НИОКР и материально-технического снабжения, производственная служба, бухгалтерия. Все эти группы входят в состав микросреды фирмы.

    Высший эшелон руководства определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу должны принимать  решения, не противоречащие планам высшего  руководства.

    Служба маркетинга должна работать в тесном сотрудничестве с подразделениями фирмы. Финансовая служба решает проблемы наличия и использования средств. Служба НИОКР занимается конструированием новых изделий и разработкой эффективных методов производства. Служба материально-технического снабжения заботится о поставках деталей и узлов для производства. Производственная служба несет ответственность за выпуск продукции. Бухгалтерия следит за доходами и расходами, помогая службе маркетинга быть в курсе дела, насколько успешно идет достижение намеченных ею целей. Деятельность всех подразделений так или иначе влияет на планы и на действия службы маркетинга.

    Поставщики. Поставщики — это фирмы  и отдельные лица, которые обеспечивают компанию, ее конкурентов материальными  ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

    События в «среде поставщиков» могут  серьезно повлиять на маркетинговую  деятельность фирмы. Управляющие по маркетингу должны следить за ценами на закупаемые материалы, поскольку  рост цен на них ведет к повышению цен и на продукцию фирмы. Недостаток тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. Как следствие в краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, в долгосрочном — подорвана репутация фирмы.

    Маркетинговые посредники. Существуют фирмы, которые помогают компании в  продвижении, сбыте и распространении  ее товаров среди клиентуры. К  ним относятся торговые посредники, фирмы-организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

    Клиентура. Фирме необходимо тщательно  изучать своих клиентов. Основными  типами клиентурных рынков представлены на рисунке 2.

    Она может выступать на клиентурных  рынках пяти типов:

    1) потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

    2) рынок предприятий — организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;

    3) рынок промежуточных продавцов — организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью;

    4) рынок государственных учреждений — государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;

    5) международный рынок— покупатели за пределами страны, в том числе зарубежные потребители, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения.

    Каждому типу рынка присущи свои специфические черты, которые продавцу необходимо изучать.

     

    Рис. 2. Основные типы клиентурных рынков

    Конкуренты. Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Потребитель обычно обдумывает несколько  вариантов действий, например покупку  транспортного средства, покупку видеосистемы или поездку в Европу. Это желания-конкуренты, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить. Предположим, он решит, что больше всего нуждается в улучшении транспортных возможностей. Он может купить автомашину, мотоцикл или велосипед. Это товарно-родовые конкуренты — основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания. Если наиболее привлекательным окажется приобретение велосипеда, то нужно думать, какой тип велосипеда купить. Появляется целый ряд товарно-видовых конкурентов — разновидностей того же товара, способных удовлетворить конкретное желание покупателя. В данном случае разновидностями товара будут трех-, пяти- и десятискоростные велосипеды. Можно остановиться на десятискоростном велосипеде, после чего надо ознакомиться с несколькими марками-конкурентами. Это разные марки одного и того же товара.

    Понимание того, как именно потребители  принимают решения, может облегчить  руководителю службы маркетинга выявление  всех конкурентов, мешающих фирме продавать больше своих товаров.

    Контактные аудитории. В состав маркетинговой среды входят и  различные контактные аудитории  фирмы. Контактная аудитория — это  любая группа, которая проявляет  реальный или потенциальный интерес  к организации или оказывает  влияние на ее способность достигать поставленных целей.

    Контактная аудитория может  либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Благотворная аудитория — группа, интерес которой к фирме носит  очень благотворный характер (например, жертвователи). Искомая аудитория — та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория — группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, преступные группировки).

  • Основные факторы макросреды. Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории действуют в окружении более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми неприятностями. Эти силы не поддаются контролю фирмы, но компания может и должна внимательно следить за ними и реагировать на их действия. Макросреда слагается из шести основных сил.

  • Демографическая среда. Демография — наука, изучающая население с точки зрения численности и плотности размещения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.

    В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов демографические тенденции  служат исключительно надежными факторами развития. По основным демографическим тенденциям можно судить, какое значение каждая из них будет иметь для конкретной фирмы.

    Экономическая среда. Помимо самих  людей, для рынков важна еще и  их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений, от доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономический кризис в стране, высокий уровень безработицы, высокая стоимость кредитов.

    Ответной реакцией на сегодняшнюю экономическую конъюнктуру стал более осторожный подход к совершению покупок. Чтобы сэкономить деньги, многие люди покупают больше дешевых, чем дорогих товаров. Предприятия стали выпускать «экономичные» варианты своих товаров, а в рекламе делают упор на привлекательность цен. Некоторые потребители отложили до лучших времен покупки товаров длительного пользования, другие — наоборот, ускорили их из-за опасений, что в следующем году цены поднимутся. Произошло перераспределение затрат с других товарных категорий на продукты питания и одежду.

    Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия