Выборка в маркетинговых исследованиях: основные понятия и этапы проектирования выборки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Маркетинг слово английского происхождения, ассоциируемое в большинстве книг и учебных пособий, как правило, с понятием "рынок". Но более правильным было бы считать маркетинг, как деятельность по организации обмена, то есть торговли, подготовки и предложения товара для продажи. От английского "to market", что означает торговать, предлагать для продажи. Поэтому маркетинг рассматривается, как комплекс разнообразных видов деятельности в процессе обмена, направленный на удовлетворение нужд потребителей и превращения их из потенциальных покупателей в клиентов фирмы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………2
Выборка в маркетинговых исследованиях: основные понятия и этапы проектирования выборки……………………………………………………………………………………….4
Практическая часть……………………………………………………………………....…12
Список литературы……………………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинговые исследования.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

Вариант 15

Введение …………………………………………………………………………………………2

  1. Выборка в маркетинговых исследованиях: основные понятия и этапы проектирования выборки……………………………………………………………………………………….4
  2. Практическая часть……………………………………………………………………....…12

Список литературы……………………………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Маркетинг слово английского происхождения, ассоциируемое в большинстве книг и учебных пособий, как правило, с понятием "рынок". Но более правильным было бы считать маркетинг, как деятельность по организации обмена, то есть торговли, подготовки и предложения товара для продажи. От английского "to market", что означает торговать, предлагать для продажи. Поэтому маркетинг рассматривается, как комплекс разнообразных видов деятельности в процессе обмена, направленный на удовлетворение нужд потребителей и превращения их из потенциальных покупателей в клиентов фирмы.

"Маркетинг  – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение  нужд и потребностей средством обмена".

"Маркетинг  может быть определен как ведущая  область хозяйственного управления, в сферу которой входит организация  и руководство целой совокупностью  видов деятельностью, связанной  в превращение покупательной  способности потребителя в эффективном  спросе на специфическое изделие  или услугу, а также с доведением  этого изделия (услуги) до конечного  или промежуточного потребителя, для обеспечения организации  определенной нормы прибыли или достижения других целей…"

"Маркетинг  представляет собой процесс планирования  и воплощения замысла, ценообразования, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг по средствам  обмена, удовлетворяющих цели отдельных  лиц и организаций".

Таким образом, маркетинг как понятие связан с деятельностью по изучению рынка и рыночными отношениями.

В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного оборудования и прогрессивной технологии предопределяется маркетингом.

Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.

Объект – маркетинговые исследования в организациях социальной сферы.

Предмет – организация планирования маркетинговых исследований.

Цель – разработка мероприятий по совершенствованию организации планирования маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выборка в маркетинговых исследованиях: основные понятия и этапы проектирования выборки.

От эффективной организации выборки во многом зависит успех всего маркетингового исследования: с одной стороны, его надежность, репрезентативность, с другой — что не менее важно, оптимальная стоимость исследования.

Технология обеспечения репрезентативности информации в маркетинговом исследовании

Репрезентативность информации, собираемой в ходе маркетингового исследования, наряду с ее обоснованностью и устойчивостью, является одним из главных критериев надежности первичной информации, используемой в маркетинге. Сущность данной проблемы сводится к тому, чтобы определить, насколько информация, полученная, например, при опросе 300— 500 чел., может быть экстраполирована на весь массив, т. е. на все население города.

Прежде, чем обсуждать проблему репрезентативности, следует сказать о том, что маркетинговые исследования, проводимые с использованием разнообразных методов сбора информации, делятся на три большие группы:

• всеобщие (сплошные) исследования, в рамках которых число исследуемых (например, опрашиваемых) равно числу всех объектов изучаемой совокупности, т. е. представительность объектов изучения 100% и проблема репрезентативности вообще не возникает;

•локальные (монографические) исследования, в рамках которых изучаются отдельные элементы или сферы, входящие в общую исследуемую совокупность;

•выборочные исследования, в рамках которых исследуемая совокупность — это всегда определенная (большая или меньшая) часть от всей генеральной совокупности.

 

Подобные выборочные исследования — наиболее часто встречающийся вид социологических и маркетинговых исследований; можно говорить о том, что именно выборочные исследования и составляют сущность эмпирических исследований, поскольку они позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, выявлять мнения десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

 

При организации выборочного исследования используются такие понятия:

•Единица наблюдения — непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т.п. в зависимости от целей и объекта исследований.

•Генеральная совокупность — вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме, исследования; необходимо подчеркнуть, что под генеральной совокупностью в маркетинговых исследованиях понимается не обязательно все население или все предприниматели города, региона, страны, а определенные целевые группы. Например, на основе вторичной информации удалось установить, что основная группа пользователей персональных компьютеров — это мужчины и женщины в возрасте 25—45 лет. Следовательно, именно данная группа и будет выступать в качестве генеральной совокупности при проведении выборочного исследования.

•Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

•Репрезентативность — близкое соответствие данных, полученных при изучении состава охваченной наблюдением массы, и данных, которые были бы получены при анализе состава всей массы единиц изучаемого объекта, т. е. генеральной и выборочной совокупностей.

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой. — качественной. Качественная репрезентация предполагает вхождение в выборочную совокупность всех элементов генеральной (не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только пожилые; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что все эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Проанализируем основные понятия, используемые при проведении маркетинговых исследований. На этом этапе необходимо получить информацию о параметрах «группы», среди членов которой будут проводиться маркетинговые исследования. Такая «группа» в статистике называется генеральной совокупностью или просто совокупностью. Если быть более точным, то под генеральной совокупностью понимаются все представители, носители какого-либо важного признака всех избирателей, всех потребителей товаров и т.п. Иногда совокупность бывает небольшой, и ее изучают целиком. Реально всю совокупность охватить невозможно, поэтому изучают только ее часть, которая и называется выборкой.

Выборка – основное понятие маркетинговых исследований. Так как выборка составляет только часть совокупности, то полученные данные от выборки естественно не будут точными. И это различие данных от выборки и от обследования всей совокупности будут называться ошибкой выборки.

Ошибка выборки обуславливается двумя факторами:

·        методом формирования выборки;

·        размером выборки.

Формирование выборки, основывается на знании контура выборки, под которым понимается список всех единиц совокупности, из которых выбираются единицы выборки. Контур выборки обычно содержит ошибку, называемую ошибкой контура выборки. Она характеризует степень отклонения от истинных размеров совокупности. Исследователь обязан проинформировать заказчика работы о размерах ошибки контура выборки.

В процессе формирования выборки исследователи сталкиваются с рядом проблем. Необходимо в первую очередь определить, кто является единицей выборки. Также важно правильно найти метод, с помощью которого выбираются единицы выборки из контура выборки. И в завершении необходимо решить вопрос об объеме выборки, о числе изучаемых единиц выборки.

В процессе формирования выборки используют вероятностные случайные и не вероятностные (неслучайные) методы.

Если все единицы выборки имеют вероятность быть включенными в выборку, то выборка называется вероятностной. Если вероятность неизвестна, то выборка называется неслучайной (невероятностной).

Вероятностные методы включают в свой состав:

·        простой случайный отбор;

·        систематический отбор;

·        кластерный отбор;

·        стратифицированный отбор.

 

Простой случайный отбор означает, что вероятность быть избранным в выборку известна и является одинаковой для всех единиц совокупности.

Вероятность быть включенными в выборку определяется отношением объема выборки к размеру совокупности.

Простой случайный отбор осуществляется с помощью следующих методов:

 

·       формированием выборки вслепую;

·        с помощью таблицы случайных чисел.

В процессе формирования выборки вслепую единицы совокупности в соответствии с их фамилиями, названиями или другими признаками вносятся в карточки, которые в перемешанном виде помещаются в какую-то непрозрачную емкость (ящик, коробку и т.п.) Из этой емкости кто-то случайным образом вытягивает число карточек, определяемых объемом выборки. Использование таблицы случайных чисел имеет свои особенности. В ней содержатся числа, порядок включения которых в таблицу осуществлен случайным образом. Затем единицам совокупности присваивают порядковые номера. В таблице случайных чисел выбирают любую начальную точку, и двигаясь в произвольном направлении и произвольно меняя направления движения, выбирают необходимое количество номеров из числа присвоенных, равное заранее установленному объему выборки.

Использование простого случайного отбора гарантирует, что каждая единица совокупности известна и имеет равные шансы быть включенным в выборку. Но использование этих методов требует предварительного определения каждой единицы совокупности. Сформировать больших размеров совокупность достаточно сложно, а часто и невозможно.

Этот недостаток существенно снижается при использовании компьютера для присвоения единицам совокупности номеров. Последнее заметно облегчает формирование выборки. При телефонном интервью компьютер может генерировать случайным образом телефонные номера: он имеет генератор случайных чисел.

В процессе использования метода систематического отбора, также как и при использовании простого случайного отбора, необходимо получить полный список единиц генеральной совокупности. В дальнейшем вместо присвоения порядковых номеров используется показатель «интервал скачка», рассчитываемый как отношение размера совокупности к объему выборки.

Например, если использовать телефонный справочник и интервал скачка был бы определен равным 250, то это означает, что каждый 250-й телефонный номер включается в выборку.

Для определения начальных страниц и колонки справочника используются случайные числа.

Метод систематического отбора является наиболее экономичным и требует меньше затрат времени в сравнении с методом простого случайного отбора. Вместе с тем, данный метод дает менее репрезентативные результаты в сравнении с методами простого случайного отбора. Метод систематического отбора может широко использоваться, когда для различных совокупностей существуют справочники, списки и другие материалы.

Информация о работе Выборка в маркетинговых исследованиях: основные понятия и этапы проектирования выборки