Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа
Деловая оценка персонала — это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ
1.1 Цели и задачи оценки персонала…………………………….…….…......5
1.2 Критерии оценки персонала ……………………………………….…......6
1.3 Методы оценки персонала………………………………………….…… 9
2 ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АКМОЛАТУРИСТ»
2.1 Характеристика предприятия……..…...................................19
2.2 Оценка персонала и рекомендации…………………….……..24
2.3 Выводы и предложения по оценке персонала в организации «ОАО» «АКМОЛАТУРИСТ» ……………………….…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………….............28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…30
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…30
ВВЕДЕНИЕ
Деловая оценка персонала — это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом.
Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.
Цели оценки персонала:
Кроме того, оценка персонала может помочь в решении таких значительных задач, как:
— установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
— удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Любому современному руководителю понятно, что для предприятия, независимо от размера, сферы деятельности и формы собственности, важнейшим ресурсом являются не превосходные идеи, новейшие технологии и благоприятнейшие геоэкономические условия, а подготовленные кадры. Именно люди продвигают идеи, разрабатывают новые направления, осуществляют работу. Предприятию совершенно невозможно реализовать поставленные цели и задачи без квалифицированного персонала. Поэтому оценка и аттестация персонала настолько актуальна и важна для успешного бизнеса.
Основной целью
оценки и аттестации персонала является
получение максимально
В задачи оценки персонала входят: оценка соответствия сотрудника требованиям вакансии, оценка профессиональных характеристик и интеллектуального потенциала, ценностных личных установок, выявление сильных и слабых сторон работников, определение необходимости в обучении персонала, формирование объективной картины эффективности управления персоналом, оценка совместимости сотрудников и возможности создания сплоченной команды.
На основе оценки формулируются должностные обязанности и требования, разрабатывается эффективная модель управления и программы развития персонала. Для этого оценка персонала должна охватывать все категории работников и проводиться регулярно.
1.2 Критерии оценки персонала
Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных - для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении заработной платы или премировании.
Легко руководителю, которого служба персонала "вооружила" таким инструментом, как процедура аттестации. Практика, увы, показывает, что инструмент этот есть далеко не у всех, да и качество его иногда оставляет желать лучшего.
Тем, кому не хватает времени превращаться из линейного руководителя в людоведа и душелюба (или менеджера по персоналу), предлагаем алгоритм оценки сотрудников:
1. Мы знаем, чем должен заниматься сотрудник в данной должности. Мы знаем, каковы ключевые факторы для данной должности. Подбираем критерии оценки, соответствующие ключевым факторам.
2. Описываем критерии
оценки. Так как часто мы вкладываем
в одни и те же слова разный
смысл, полезно определиться
3. Проверяем, насколько
понятны наши критерии для
конкретных работ. (В связи с
этим вспоминаются бурные
4. Минимизируем свои усилия. Рассматриваем критерии, важные для данной должности и не очень (от последних стоит отказаться), какой информацией мы располагаем для оценки деятельности сотрудника по данному критерию. Группируем аналогичные критерии (именно группируем, а не превращаем в один необъятный).
5. Еще раз оцениваем оставшиеся критерии (достаточно ли они понятны) и приводим шкалу оценки в соответствие с реальностью (слишком завышенные требования так же опасны, как и слишком заниженные).
Некоторые критерии оценки персонала (по пятибалльной шкале):
1.3 Методы оценки персонала
В современной международной теории менеджмента общепризнанным является положение о том, что люди работают лучше и достигают большего, если:
При оценке можно использовать несколько методов, которые определяют особенности выделения конкретных значений показателей:
Для оценки результативности труда применяются различные методы, классификация и краткая характеристика которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Методы деловой оценки персонала
Наименование метода |
Краткая характеристика метода |
Управление по целям |
Основан на оценке достижения работником целей, намечены совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период времени. Предусматривает систематическое обсуждение достигнутых и недостигнутых целей. Требует количественного определения целей и сроков их достижения. Дорогостоящий метод. Используется для оценки руководителей и специалистов. |
Метод шкалы графического рейтинга |
Основан на представлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество боты, инициативность, сотрудничество. Надежность и др. Оценка соответствует рейтинг - от "отл." до "неуд". Для повышения эффективности шкалы оценок составляют более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера. |
Вынужденный выбор |
Основан на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик, соответствующих эффективной и неэффективной работе. На основе балльной шкалы рассчитывается индекс эффективности. Используется руководством, коллегами, подчиненными для оценки результативности труда работников. |
Описательный метод |
Оценщик описывает
преимущества и недостатки поведения
работника по критериям: количество
работы, качество работы, знание работы,
личные качества, инициативность и
др. с помощью графической шкалы
рейтинг используя заранее |
Метод оценки по решающей ситуации |
Основан на использовании списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения работника в отдельных ситуациях. Оценщик ведет журнал в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы. Используются в оценках, выносимых руководством, а подчиненными. |
Метод анкет и сравнительных анкет |
Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае - оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными. |
Методы шкалы
рейтинговых поведенческих |
Основан на использовании решающих ситуаций (5-6), из которых выводятся характеристики результативности труда (от 6 до 10). Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описания характеристик какого - либо критерия и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам. |
Метод шкалы наблюдения определения за поведением |
Аналогичен предыдущему, но вместо поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат. |