Значение цен в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.
Цена - это одна из важнейших экономических категорий.

Содержание

Введение
Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства
1.1 Условия возникновения рыночного хозяйства
1.2Сущность и функции цены
1.3 Система цен и их классификация
Глава2 Значение цен в рыночной экономике
2.1 Цены в условиях рынка
2.2 Место и роль цен в управлении предприятием
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства

1.1  Условия возникновения  рыночного хозяйства

1.2Сущность и функции цены

1.3 Система цен и их классификация

Глава2 Значение цен в рыночной экономике

2.1 Цены в условиях рынка

2.2 Место и роль цен в управлении предприятием

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.

Цена - это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.

Сущность цены определяется двумя основными теориями.

Основы первой теории - стоимостной теории цены - были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.

Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.

Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом.

Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли-продажи товаров.

Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.

В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.

Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и. орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

 

 

 

 

 

Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства

1.1.    Условия возникновения рыночного хозяйства

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение

труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более

или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не

может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными

ресурсами, всеми экономиче­скими благами. Различные группы производителей

зани­маются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает

специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою

очередь, опре­деляется принципом сравнительного преимущества, т. е.

способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной

стоимости. Эта категория явля­ется одним из центральных понятий в

экономической теории. Производители обладают разными навыками, уме­нием, по-

разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А и В,

производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви

или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16

платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум

платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обуви равна четырем

платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных

возможностей) производства обуви у производителя А. Следовательно, ему

следует полно­стью сосредоточиться (специализироваться) на производ­стве

обуви, другому производителю целесообразнее специ­ализироваться на

производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую

альтернативную сто­имость у производителя В. Принцип сравнительного

пре­имущества объясняет как процессы специализации в рам­ках отдельного

предприятия, так и в международных мас­штабах.

Условием возникновения рынка является и так называ­емая экономическая

обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами,

созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью  

независимые, автономные в принятии хозяйст­венных решений производители.

Экономическая обособ­ленность означает, что только сам производитель решает,

что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является

ре­жим частной собственности. На последнем выводе необхо­димо остановиться

подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют

«правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из

«пучка прав»? Кто станет специали­зироваться, например, на производстве

картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продук­цию,

если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу

государства или других лиц; производитель картофеля лишен права на доход

(дол­жен бесплатно сдавать  продукцию государству); не суще­ствует  права продажи

и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить

картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо

перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. «Рынки могут

существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко

устанавливаться, реализовываться и передаваться» .

     Для возникновения  рынка какого-либо продукта важна  и величина трансакционных

издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с

целью их последующей продажи на самых оживленных точках ваше­го города. Однако

необходимо получить разрешение сан-эпидемстанции на подобную деятельность;

лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкети­рам, если

речь идет о нынешних российских условиях и т.п. Если все эти трансакционные

издержки, по предвари­тельным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохо­да,

то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки

определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен

ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут

существо­вать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что

производить, кому и с кем обмениваться про­изведенной продукцией. Только

свободный обмен, суще­ствующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет

сформироваться свободным ценам, которые и будут под­сказывать хозяйственным

агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Характерные черты рыночного хозяйства

Категории товарное производство и рыночное хозяйство относятся к

характеристике типов организации производства и общественного хозяйства,

которые определяют экономические формы богатства общества. Эволюция типов

общественного хозяйства подчинена определенным объективным закономерностям,

они уже давно выявлены классической экономической наукой. А. Смит в своей

работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.)

рас­крыл причины возникновения товарных отношений и товарного производства.

Сто лет спустя эти причины были систематизированы Л.Вальрасом в «Элемен­тах

чистой политической экономии», в частности, в его теории обмена и теории

производства.

Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи

произ­водства и потребления как способа разрешения исходного противоречия

обще­ственного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное

(рыночное) хозяйство и  сознательно регулируемое хозяйство.

Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации

эко­номики. Для него характерно производство продуктов лишь для

удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве

главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела.

решаются наи­более просто: что и как производить, для кого делать -- это

определяют собственни­ки, работники хозяйства, ориентируясь на

внутрихозяйственное потребление. Чер­тами натурального хозяйства выступают

замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи. Общество состоит

из массы разрозненных хозяйств (семей, общин, поместий, хозяйственных

регионов), каждое из которых опирается на соб­ственные ресурсы производства и

обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Натуральное хозяйство было

свойственно прошлым, доиндустриальным этапам ис­тории человечества. Но оно не

исчезло окончательно и все еще распространено в развивающихся странах:

тенденция к натурализации производства может прояв­ляться и у современных

промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объе­динений, регионов, в

результате чего сворачиваются экономические связи с други­ми звеньями

экономики. Отдельные государства могут проводить хозяйственную политику под

названием автаркия, когда тенденция к натурализации рас­пространяется на все

общество.

Смена натурального хозяйства товарным производством, в котором доминирует

специализация производителей на производстве какого-либо одного товара,

проис­ходит в результате развития производительных сил и общественного

разделения труда.

Принципиальной особенностью общественного труда (научной абстракции. выражающей

подход к труду как к процессу, осуществляемому в масштабе об­щества)

является его осуществление в системе общественного разделения труда. которое

предполагает специализацию производителей на производстве какого-либо продукта

или услуги.

По своему историческому развитию различают: разделение труда по полу и

возрасту — это естественное общественное разделение труда; выделение

ското­водческих племен — это первое в истории крупное общественное разделение

труда: второе крупное общественное разделение труда -~ отделение ремесла от

сельского хозяйства и третье крупное общественное разделение труда ~"

выделе­ние купечества. Любое углубление разделения труда приводит, с одной

стороны. к появлению новых отраслей и тем самым к расширению многообразия

потреб­ностей и способов их удовлетворения, а с другой стороны — ведет к

усилению взаимосвязей производителей. Таким образом, с развитием разделения

труда развивается и сам общественный труд. разнообразятся его формы,

разрешаются противоречия общества в необходимости удовлетворения возрастающих

по­требностей при наличном объеме общественного труда.

По мере развития производительных сил общественное разделение труда

уг­лубляется. Расширяется и база товарных отношений. Однако на начальных

эта­пах становления общества общественное разделение труда было развито

слабо, технический уровень производства находился на крайне низкой

технической ступени. В связи с этим товарные отношения развивались медленно и

хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Хотя товарное производство

воз­никло в период разложения первобытнообщинного строя и получило

значитель­ное распространение в «азиатском», античном и феодальном обществах,

в каж­дом из них оно существовало в виде своего экономического уклада, роль и

значение которого возрастали по мере развития товарных отношений, подрывая

условия существования патриархального хозяйства. После промышленной

рево­люции конца XVIII — середины XIX вв. большинство товаров стало

произво­диться уже не вручную, а с помощью машин. Резко увеличилось

количество това­ров. реализуемых на рынках. Купля и продажа охватили не

только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и

оборудование, а также земельные участки, которые раньше в основном

Информация о работе Значение цен в рыночной экономике