Исследование рынка копировальных услуг с целью позиционирования вендингового автомата «Мультипринт (ППК)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование рынка копировальных услуг и позиционирование нового аппарата «Мультипринт».
Задачи курсовой работы:
Проанализировать рынок копировальных услуг в Томске, рассчитать емкость и объем рынка, провести сегментацию, определить потребителей и конкурентов;
Разработать маркетинговую стратегию и описать методы отслеживания эффективности маркетинговой стратегии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Описание методики и выбора источников для маркетингового исследования 4
Глава 2. Описание продукта 5
Глава 3. Описание рынка 6
3.1. Емкость и объем рынка 6
3.2. Сегментирование рынка 8
3.3. Потенциальные потребители и конкуренты. Позиционирование 10
Глава 4. Стратегия вывода аппарата на рынок 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

(ТУСУР)

Кафедра «Управления инновациями»

Курсовая  работа по дисциплине

«Маркетинг в инновационной сфере»

на тему:

Исследование рынка копировальных  услуг с целью позиционирования вендингового автомата «Мультипринт (ППК)»


 

Томск 2013 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Описание методики и выбора источников для маркетингового исследования 4

Глава 2. Описание продукта 5

Глава 3. Описание рынка 6

3.1. Емкость и объем рынка 6

3.2. Сегментирование рынка 8

3.3. Потенциальные потребители и конкуренты. Позиционирование 10

Глава 4. Стратегия вывода аппарата на рынок 17

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Приложение А 23

 

 

Введение

В настоящее  время существует проблема быстрой, качественной и круглосуточной работы центров оказывающих полиграфические  услуги. Часто такие центры располагаются  достаточно далеко от корпусов ВУЗов  и общежитий. В определенные часы возникают большие очереди. Простаивание в очередях, затраченное время  и потраченные деньги на дорогу, неблагоприятно сказывается на психическом состоянии студентов.

В связи с  этим появляется необходимость создания автономного комплекса, который бы смог проделывать ту же работу что и оператор в копировальном центре. А ко всему этому в качестве удобного функционала добавить возможность проведения различных платежей.

Целью данной работы является исследование рынка  копировальных услуг и позиционирование нового аппарата «Мультипринт».

Задачи курсовой работы:

    • Проанализировать рынок копировальных услуг в Томске, рассчитать емкость и объем рынка, провести сегментацию, определить потребителей и конкурентов;
    • Разработать маркетинговую стратегию и описать методы отслеживания эффективности маркетинговой стратегии.

 

 

Глава 1. Описание методики и выбора источников для маркетингового исследования

Основным  методом для исследования был выбран «кабинетный метод». Его суть заключается в обработке вторичных данных. Данные могут быть взяты из любого источника, например из Интернета, книги, буклета, приказа правительства и т.д.

В процессе написания  данной курсовой работы, выявилась  проблема нахождения такой вторичной  информации. То есть, не было найдено  данных о конкурентах, об исследование рынка полиграфических услуг  и платежных аппаратов, данных об объемах рынка и вообще данных о каких-либо исследований в этой сфере.

В связи с  этим было принято решение провести опрос у потенциальных потребителей (ими оказались студенты 4-х ВУЗов города в возрасте от 18 до 23 лет), а так же при помощи различных каталогов предприятий на сайтах города Томска и программы 2ГИС выявить конкурентов, узнать об удовлетворенности потенциальных потребителей и выявить их предрасположенность к той или иной организации.

Опрос был  произведен при помощи анкеты. В  анкете содержится 14 вопросов закрытого  типа. Анкета публиковалась на нескольких интернет-порталах и форумах города Томска, а так же рассылалась лично по почте и через социальные сети.

Помимо анкетирования  были использованы сайты главных  конкурентов для выявления необходимой информации. А так личный опрос работников некоторых компаний для получения данных необходимых для подсчета объема рынка.

 

Глава 2. Описание продукта

При помощи аппарата «Мультипринт» планируется осуществление услуг по распечатке электронных документов, в том числе чертежей, схем со всех существующих носителей, а так же ксерокопирование документов и осуществление различных платежей.

Существует  ряд полиграфических центров  оказывающих данные услуги, как населению, так и студентов. Как правило, такие центры заинтересованы в больших  заказах на копирование или распечатку большого объема информации у небольшого объема заказчиков (до 10 в день), в  них работает 2-3 человека. Потребности у студентов — это распечатка, копирование небольшого объема информации в среднем 5-20 листов. В определенные моменты при большом наплыве студентов в такие центры возникают очереди, пропускная способность низкая. Услуги по приему платежей предлагает почта, сбербанк, платежные центры и системы оплаты операторов связи через торговый аппарат, под названием «Мультикасса».[1]

 

Глава 3. Описание рынка

3.1. Емкость и объем рынка

В Томской области 19 образовательных  учреждений ВУЗов и СУЗов, в них обучается около 100 тыс. человек.[2] У пяти ведущих ВУЗов г. Томска в сумме 24 корпуса, в которых можно установить наш аппарат. Если предположить, что в каждом учебном заведении каждый студент в день в течение года будет распечатывать одну страницу в день по цене 1 рубль, то:

 

В общем виде объем рынка подсчитывается следующим образом – нужно  знать объемы производства такого рода продукции или услуги в исследуемом  регионе, а так же, кроме этого, объемы экспорта и импорта. Еще желательно знать объемы неофициального производства. В итоге получается формула: Объем  рынка = производство + импорт – экспорт + неофициальное производство.

Необходимую информацию для  расчета объема рынка, то есть, к примеру, количество услуг в день, которые делает одна точка, в интернете не удалось найти. Однако удалось получить некую первичную информацию. По словам операторов компании «NetCafe»и «Копирка» в среднем в день у них бывает около 50-70 посетителей, при этом каждый в среднем печатает, либо ксерокопирует на сумму от 10 рублей. Если взять цену установленную в этих организациях [3], а именно 1,5 рубля за лист черно-белой печати или ксерокопирования, а затем разделить средние затраты клиентов, то есть 10 рублей на 1,5 рубля, то получится количество услуг на одного клиента, а чтобы найти примерный объем рынка, необходимо умножить на количество клиентов в день, в среднем 60, и умножить на количество дней в году, то есть на 365. Тем самым мы получим приблизительное количество услуг, которые осуществляет одна точка оперативной полиграфии в год.

 

 

 

3.2. Сегментирование  рынка

Сегментирование рынка можно провести по нескольким основным признакам.

Демографический признак. Как говорилось выше, основным потребителем станет студент, в силу того что в Томске большое количество учебных заведений.Это означает, что потребность в данных услугах будет сезонной, то есть, во время сессии будет больший наплыв. Поэтому вторым по значимости потребителем будет служащий. Этот общий термин относится к людям, которые работаю в офисе, и которым в силу своей профессии просто необходимо быстрая и качественная услуга полиграфии, а также удобный аппарат по приемом платежей.

Так же к потенциальным  потребителям относятся руководители различных компаний и предприниматели.

Итак, по данному  признаку рынок можно сегментировать следующим образом:

    1. Студенты, которым необходимы услуги печать и копирования в зависимости от сезона. В некоторых случаях они нуждаются в них в такое время, когда все копировальные центры не работают.
    2. Служащие офисов в меньшей степени нуждаются в таких услугах, но у них отсутствует сезонность, вследствие чего будет присутствовать постоянный приток потребителей.
    3. Руководители и предприниматели.

Географический  признак. Компания собирается производить и устанавливать свои аппараты на территории города Томска, так как больший рынок требует больших затрат, вследствие больших вложений. На территории города Томска располагается около 117 различных точек, где предоставляются услуги печати, ксерокопирования и т.д.[4] Так как основным потребителем является студент, то в первую очередь аппарат планируется располагать в учебных корпусах ВУЗов и СУЗов, потому что именно эти места обладают большой проходимостью потенциальных потребителей.

Эти аппараты возможно ставить и в местах где встречается много людей, которые работают в офисах. К примеру, в больших торгово-офисных комплексах, таких как здание по адресу проспект Кирова 51а строение 5.[5]

География продаж на данном этапе локальна, но в будущем  имеется возможность выйти на более крупный рынок, к примеру, соседние регионы, либо поставка аппаратов  по всей России.

 

3.3. Потенциальные потребители и конкуренты. Позиционирование

Прямых конкурентов  у данного аппарата нет, так как  аппаратов предоставляющих пакет  полиграфических и платежных  услуг не имеется по крайней мере в Томске.

Но в Томске имеется большое количество конкурентов  предоставляющих отдельно полиграфические  услуги и платежные.

 

Таблица 1. Конкурентные преимущества аппарата «Мультипринт»

Потребительское свойство

Продукт

Конкурент 1

Конкурент 2

  1. Мобильность

Портативный Печатный Комплекс «Мультипринт»

Система оплаты операторов связи «Мультикасса»

Центры полиграфии

  1. Круглосуточный режим

+

+

-

  1. Соотношение цены и качества

+

-

-

  1. Распечатка документов без участия оператора

+

-

-

  1. Круглосуточный мониторинг работоспособности ППК техническим персоналом по средствам GPRS– связи

+

+

-


 

Как видно  из таблицы 1, «Мультипринт» обладает рядом отличительных положительных черт, что делает его на голову выше конкурентов. Главным и уникальным качеством будет мобильность аппарата и круглосуточная работа. Потому что у многих возникают проблемы, при которых необходима срочная печать (копирование и т.д.), а копировальные центры уже закрыты, либо еще не открылись. Как раз в этом случае аппарат «Мультипринт» будет не заменим.

Основными конкурентами полиграфических услуг являются:

1. «NetCafe», сеть интернет-кафе.

2. «Копирка»,  сеть центров оперативной полиграфии  и фото услуг.

3. «ПолиКом», полиграфическая компания.

4. «Позитив - Нб», ООО, студенческий сервисный центр.

5. «Print.exe», торгово-сервисный центр.

6. «Copy-center», полиграфический центр.

7. «Рауш Мбх», ООО.

8. Остальные  организации.

На самом  деле в Томске существует около 117 точек  оперативной полиграфии, так как  преимущественными клиентами будут  студенты, то рассматриваются только те точки, которые находятся в  непосредственной близости к корпусам и общежитиям учебных заведений.

Определить  долю рынка данных организаций оказалось  практически невозможной, так как  какой-либо информации из интернета  и других источников найти не удалось. Была составлена анкета (Приложение А) и проведен опрос на то, в какую из организаций обращаются студенты при необходимости печати, копирования и других полиграфических услуг, а также при использование аппаратов «Мультикасса».

Было опрошено 623 человека. Различный контингентчетырех разных ВУЗов города Томска.

Рисунок 1. Диаграмма контингента опрошенных студентов

Следующая диаграмма  показывает результаты опроса по обращению в точки оперативной полиграфии.

Рисунок 2. Диаграмма организаций оперативной полиграфии

Из этого  следует что больше половины опрошенных выбирают NetCafeкак самый лучший из центров оперативной полиграфии. Причиной может быть статус приобретенный компанией за годы существования, а так же надежность и приемлемость цены.[1]Но у этой организации есть ряд недостатков. К примеру, длинные очереди в час пик, когда десятки людей направляются туда для распечатке различных курсовых работ и т.д. Так же имеет место сказать, что при работе с оператором так же тратиться время и если человек спешит, а оператор делает все медленно и размеренно, то это может привести к неприятной ситуации.

Среди услуг  по приему платежей можно отметить следующие организации:

1. «Сбербанк  России», ОАО, терминалы оплаты  различных услуг.

2. «Почта России»,  ФГУП, прием платежей различных  услуг.

3. «Томская  платежная система» (In-NovaPay), ООО, терминалы оплаты различных услуг.

4. «ОЛДИ-Т» (Томский  Региональный Платежный Сервис  RegPlat), ООО, терминалы оплаты и пункты приема платежей различных услуг.

5. «КомСтар», терминалы оплаты различных услуг.

Рисунок 3. Диаграмма организаций по приему платежей.

Самыми востребованными  являются терминалы «Сбербанка России»  и компании In-NovaPay. Это объясняется их удобством расположения и большой доступностью любому контингенту. А также платежи без комиссии.

По количеству терминалов по приему платежей лидером является «Сбербанк России». Он имеет около 50 точек по всему городу где возможно оплатить различные услуги картой, либо наличными. А так же более 140 банкоматов, где есть возможность пополнения баланса на любой мобильный оператор с карты банка. [17] Многие студенты пользуются услугами самого банка, и имеют карты. В связи с этим и появляется большой спрос на использование услуг оплаты.

Информация о работе Исследование рынка копировальных услуг с целью позиционирования вендингового автомата «Мультипринт (ППК)»