Культурные и языковые особенности иностранных потребителей и их влияние на международную маркетинговую стратегию фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

При разработке международной маркетинговой стратегии необходимо учитывать культурную среду каждого рынка. Культура передается из поколения в поколение, различается по странам и континентам, и ее нелегко изменить. Национальная фирма, незнакомая или нечувствительная к ней, может пытаться сбывать товары и услуги, которые неприемлемы или неправильно понимаются данной культурой.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурные и языковые особенности Дорофеева Е.С. МЭ09 ДС.1.docx

— 397.92 Кб (Скачать файл)

Культурные и языковые особенности иностранных потребителей и их влияние на международную маркетинговую стратегию фирмы

При разработке международной  маркетинговой стратегии необходимо учитывать культурную среду каждого  рынка. Культура передается из поколения  в поколение, различается по странам  и континентам, и ее нелегко изменить. Национальная фирма, незнакомая или  нечувствительная к ней, может пытаться сбывать товары и услуги, которые  неприемлемы или неправильно  понимаются данной культурой.

Место культурных факторов в международном маркетинге

Основное различие между  зарубежным и национальным рынками  заключается в различии рыночной, маркетинговой и предпринимательской  среды. Основными факторами маркетинговой среды являются географическая, демографическая, экономическая, валютно-финансовая, политическая, социальная, культурная, правовая и научно-технические среды (рис. 2.1).

Социально-культурная среда. Международные компании должны понимать культурную среду на иностранных рынках, потому что культурные различия влияют на рыночное поведение. Торговцы должны приспособить свои стратегии к разнообразию культур в пределах страны. Значительные разногласия могут существовать между внутренними и иностранными рынками относительно языка, эстетики, религии, культурных ценностей и отношений, социальных структур, обычаев и запретов (табл. 2.1-2.2).

Язык. В мире насчитывается более трех тысяч диалектов. В связи с этим развился международный язык, который используется в бизнесе. Таким языком в большинстве стран является английский. Однако ведение дела за рубежом требует знание языка своих потенциальных клиентов. Без знания языка возникают проблемы в разработке эффективных рекламных объявлений, ярлыков к изделиям. Поэтому для выполнения этих видов работ рациональнее привлечь специалистов из местного населения. В деловом общении важны язык, в том числе и невербальный, поведение во время беседы, пунктуальность, манеры и жесты. К невербальному языку относятся значения определенных жестов, цвет. Это важно учитывать в оформлении товаров, в коммуникационной политике, при деловом общении.

Необходимо знание этики и этикета социума. Этические нормы могут быть причиной неприятия в деловом общении, рекламе определенного содержания, написании делового письма, дарении различных подарков и сувениров. Международные торговцы должны быть чувствительными к эстетическим предпочтениям при разработке изделий, упаковки и рекламных объявлений.

Религия. Религиозные убеждения влияют на наши идеи относительно богатства, роли семьи и того, как, когда и какие изделия мы покупаем. Если для большинства западных обществ религия только один аспект жизни, то для исламского мира это целый жизненный путь (кредо). Рождество – период увеличения продаж в христианских странах, однако почти невозможно заниматься бизнесом в исламский праздник Рамадана.

 

1. Россия

2. Германия, Австрия

3. Великобритания

4. Франция

Многонациональная культура

Один общепринятый язык

Традиции верности Благотворительность 

Высшая способность выживания 

Храбрость, отсутствие страха перед  риском

Недоверие

Пренебрежение прошлым опытом и  т.д.

Не приемлют риска 

Сосредоточенность на самореализации, независимости, лидерство 

Процветание соперничества 

Консерватизм 

Суровая культура организации 

Аккуратность, тщательность и т.д.

Классовые традиции

Цель – безопасность жизни, получене удовольствий, обеспеченность ресурсами

Логичность 

Адаптация к новым условиям

Индивидуализм, мужественность, но слабая выносливость

Гордость за страну и королеву

Полная децентрализация 

Ориентация на краткосроч. перспективу и т.д.

Сосредоточенность на внутреннем рынке 

Рациональность 

Стремление найти логику

Ценят индивидуальность, опыт, зрелость, порядочность

Избегают конфликтных ситуаций

Выносливая нация, хотя не отличается большой силой и т.д.

5. Испания

6. США

7. Бразилия

8. Китай

Эмоциональность

Низкая дисциплина

Строгая иерархия

Диктаторский стиль 

Важность лозунгов

Видение краткосроч. перспектив и т.д.

Индивидуализм

Терпимость к риску 

Низкий уровень избежания неопределенности ориентиры (жизненные силы) самореализация + лидерство + благосостояние

Мужественность умеренная (предпочтительнее деликатность, ориентация на отношения)

Действия – на основе точных данных и планирования

Каждый ответствен за конечный результат (карьера выше семьи)

Ориентация больше на перемены, чем  стабильность

Преобладание португальских традиций над испанскими

Патернализм

Централизация

Не ценится время 

Сложность работы в группе

Строгая субординация

Предпочтение долгосроч. связи

Ведение дел лично (не по ТФ)

Важен престиж работ, а не удовольствие

Отсутствие мотивации и т.д.

Владеют искусством ведения переговоров 

Сочетание древн. цивилизации и соврем. максимализма

Философия взаимной выгоды

Нацеленность на будущее 

Авторитарное лидерство 

Способность предвидения 

Уважение к старшим и т.д.

9. Япония

В/ср. уровень избежания неопределѐнности

В/ср. уровеь мужественности

Тепло, сочувствие больше престижа, безопасности, удовольствия

Вертикально-горизонтальные группы

Разделение ответственности 

Теневая роль лидера

Инициатива групп (культура культ. работы)

Преданность целям фирмы 

Чувствительность к структуре  собственности 

Принцип старшинства больше квалификации

Неприятие иностр. менеджмента и т.д.


 

Культурные факторы оказывают  на поведение покупателя значительное влияние. Культура является основной силой, предопределяющей поведение человека.

Культура включает основные ценности, нормы, образцы поведения, которые человек усваивает, живя в обществе. Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Нормы - стандарты (правила), регулирующие поведение в определенной социальной обстановке. Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.

Культура также находит свое воплощение во множестве осязаемых  вещей, таких как пища, жилище, одежда и искусство. Но само общество не статично, оно развивается, и основы культуры, усвоенные человеком в детстве, изменяются повсеместно.

Специалисты по маркетингу постоянно  пытаются определить тенденции изменений  в культуре, чтобы разрабатывать новые товары и услуги, которые формирующийся рынок способен оценить. Например, мода на здоровый образ жизни, характерная для современной глобальной культуры, привела к широкому распространению фитнес-центров и спортклубов, повышению спроса на спортивную одежду, обувь и инвентарь, тяга к более легкой и здоровой пище привела к изменениям в ресторанных меню и ассортименте продуктов в супермаркетах и т.д.

Понять поведение потребителя  достаточно трудно даже для фирм, работающих в пределах одного государства. Для компаний, имеющих отделения во многих странах, понимать своих клиентов значительно труднее. Даже если потребители, живущие в разных странах, не отличаются радикально по своим жизненным ценностям и установкам, их поведение во время покупки может разительно отличаться. Занимаясь международным маркетингом, надо знать об этих различиях и вносить в свои маркетинговые планы соответствующие изменения.

Маркетологи должны в каждом конкретном случае решать, до какой степени они должны приспосабливать свои товары и услуги к уникальным потребностям различных рынков, на которых они работают. С одной стороны, они заинтересованы в стандартизации того, что предлагают. Это экономит их собственные силы и средства. С другой стороны, модификация товаров и услуг, производимая в связи с конкретными условиями, способствует лучшему удовлетворению потребностей местного рынка. Вопрос о том, что надо делать с маркетинговыми мерами воздействия на рынок (маркетинг-микс) в международных условиях: стандартизировать или адаптировать - вызвал за последнее время множество оживленных дискуссий.

В процессе формирования мировой экономики  как единого целого национальные черты проявляются с особенной силой. Можно обобщить совокупность факторов, отражающих специфику национального хозяйства и определяющих экономическую ситуацию:

Экономическая культура - совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности. Ценности, связанные с экономикой - это принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. Предпосылками экономической культуры являются: тип экономического механизма, преобладающие формы собственности, формы госрегулирования экономики, ее отраслевая структура, используемые технологии, степень открытости экономической системы.

Деловая культура - культура деловых  отношений, включающая деловые традиции, способы принятия решений, этику бизнеса, стиль ведения переговоров и разрешения конфликтов. Деловая культура является неотъемлемой частью национальной культуры, в ней особенно отчетливо видна специфика того или иного этноса.

Национальный менталитет - глубинный  уровень коллективного и индивидуального  сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, направленность мышления. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и соответствующие мотивации.

Обычно мы усваиваем собственную  культуру в детстве, формально - на уроках истории в школе, неформально - дома, в семье. Так мы приобщаемся к  нормам, присущим нашему обществу. Результат  данного процесса настолько сильный, что нам начинает казаться, будто  это и есть единственно нормальный и естественный образ мыслей, чувств и поведения в нашей и вообще всей жизни. Замечаем же мы особенности нашего опыта лишь в том случае, когда встречаем людей, принадлежащих к другим культурам.

Трудности, которые возникают в  международном бизнесе при выходе компаний на внешние рынки без  учета культурных особенностей потребителей других стран, чаще всего имеют отношение  к одной или нескольким из следующих  областей:

  • система ценностей представителей иных культур;
  • особенности взаимоотношений между людьми;
  • отношение ко времени и окружающей среде;
  • характер вербальных и невербальных коммуникаций.

Современным специалистам по маркетингу, управленцам, бизнесменам необходимо формирование кросс-культурной компетентности, необходимой им для эффективного решения своих профессиональных задач. Кросс-культурная компетентность предполагает решение следующих проблем, возникающих практически при любых межкультурных контактах.

  • Проблема восприятия (сложности с интерпретацией окружающей реальности).
  • Проблема стереотипов (формирование обобщенных образов и оценок людей и явлений на основе случайных наблюдений).
  • Проблема ксенофобии и этноцентризма (чувство превосходства, связанное с принадлежностью к национальной культуре).

При выходе на международные рынки  компании продолжают опираться на устоявшиеся  стереотипы и интерпретировать происходящее на основе привычного опыта. Стереотипы - устойчивые, стандартизированные образы (или представления) социального объекта, выражающие привычное человеческое отношение к какому-либо феномену. Стереотипы формируются под воздействием окружающих личность социальных условий, на основе предшествующего опыта. Развитие международного бизнеса невозможно при отсутствии определенных установок, связанных с представителями других стран и культур. Начиная международное сотрудничество, необходимо как можно больше узнать о культуре его страны, особенностях поведения потребителей. Согласно неписаным международным традициям и правилам кросс-культурного поведения одна из сторон будет двигаться навстречу другой быстрее, что определяется ее ролью, характером и местом делового взаимодействия:

  • Продавец (экспортер) должен подстраиваться под культуру и традиции покупателя (импортера).
  • Плохих культур не бывает - бывают разные культуры.

Успешность работы компании на рынках разных стран, признание ее товаров  и услуг потребителями возрастает при стремлении к адекватному восприятию черт других культур. Такой подход является гораздо более перспективным, нежели попытки нивелировать культурные различия. Через изучение особенностей других культур возможно эффективное ведение международного бизнеса в новых исторических условиях: глобализации, острой конкуренции, бурного роста информационных технологий. Для понимания той или иной культуры важно ответить на вопросы:

  • каково отношение индивида к другим людям?
  • каково отношение ко времени в человеческом существовании?
  • каково отношение человека к работе?
  • каковы отношения между человеком и природой?
  • каковы свойства самого человека?

Информация о работе Культурные и языковые особенности иностранных потребителей и их влияние на международную маркетинговую стратегию фирмы