Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:52, курсовая работа
Цель данной работы посвящена рассмотрению вопросов мерчендайзинга. В соответствии с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность мерчендайзинга;
• рассмотреть основные составляющие мерчендайзинга;
• проанализировать эффективность их применения;
• отразить особенности оформления торговых точек.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Мерчендайзинг в розничной торговле.
1.1. Сущность и виды мерчендайзинга………………………………………..6
1.2. Цели и задачи мерчендайзинга……………………………………………с.7
1.3. Правила мерчендайзинга…………………………………………………..с.9
2. Основные составляющие мерчендайзинга.
2.1. Выкладка продукции……………………………………………………...с.12
2.2. Размещение рекламно-информационных материалов………………….с.15
2.3. Обучение персонала торговых точек…………………………………….с.20
3. Оформление торговых точек.
3.1. Внешнее оформление торговых точек…………………………………...с.23
3.2. Эмоциональные компоненты в оформлении торговых залов………….с.25
Анализ планировки и зонирования торгового зала детского магазина «Бонифаций»…………………………………………………………………...с.29
Заключение……………………………………………………………………..с.32
Библиографический список…………………………………………………...с.34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Мерчендайзинг в розничной торговле.
1.1. Сущность и виды
1.2. Цели и задачи мерчендайзинга……
1.3. Правила мерчендайзинга……………………
2. Основные составляющие мерчендайзинга.
2.1. Выкладка продукции………………………………
2.2. Размещение рекламно-
2.3. Обучение персонала торговых точек…………………………………….с.20
3. Оформление торговых точек.
3.1. Внешнее оформление торговых точек…………………………………...с.23
3.2. Эмоциональные компоненты в
оформлении торговых залов………….
Анализ планировки и зонирования
торгового зала детского магазина «Бонифаций»…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………...с.
Введение
Мерчандайзинг – красивое и очень популярное в настоящее время слово. Каждый день в крупнейшие магазины приходят мерчандайзеры компаний – производителей и поставщиков товаров, проводятся специальные семинары, в лучших профессиональных изданиях публикуются статьи о мерчандайзинге тех или иных товарных групп.
Мерчендайзинг – комплекс мероприятий производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. [1,c.108]
Мерчендайзинг продукции так же важен, как разработка брэнда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций.
Было время, когда считалось, что покупателя в момент продажи можно спровоцировать на приобретение строго ограниченной группы товаров. Например, парфюмерии, косметики и других импульсивных покупок. Сегодня приемы мерчандайзинга используют во многих областях рынка: от потребительских до промышленных товаров. Оказывается, чтобы привлечь внимание покупателя или изменить его отношение к товару, не всегда стоит тратить огромные средства на рекламу. Тот же эффект, но с меньшими затратами, может быть достигнут путем создания условий, которые подтолкнут человека к совершению покупки тогда, когда тот непосредственно стоит напротив товара. Ведь очень часто окончательное решение принимается в самом магазине, а не за его порогом. Следовательно, инструменты мерчандайзинга как орудия невербальной коммуникации могут стать последним способом убедить покупателя сделать покупку.
Значение мерчандайзинга осознали давно. Первые прообразы универсальных магазинов появились в Европе еще в начале XIX века. С тех пор многое изменилось. Были изобретены и получили дальнейшее развитие новые методы торговли и маркетинга, виды упаковки и выкладки, а техника самой продажи переросла в психологическую схватку с новым поколением покупателей. Появились новые виды торговли, каждый из которых все полнее и тоньше использовал инструменты мерчандайзинга. Вот текст из статьи, опубликованной в Economist от 11 Мая 1940 г.: «Характерная черта успеха торговых сетей – сочетание эффективного мерчандайзинга с контролем продукции со стороны продавцов». [4,c.16]
На сегодняшний день мерчандайзинг – наиболее быстро развивающееся направление в продвижении продаж.
Цель данной работы посвящена рассмотрению вопросов мерчендайзинга. В соответствии с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
В теоретической части данной работы рассмотрены наиболее важные и основополагающие вопросы мерчендайзинга.
Практическая часть представляет собой анализ планировки и зонирования торгового зала детского магазина «Бонифаций». Здесь приводятся особенности мерчендайзинга в детских магазинах, детально рассматриваются отдельные элементы планировки и зонирования изучаемого магазина и дается его комплексная оценка по данным параметрам с учетом указанных мною рекомендаций.
Исходя из этого, в заключение работы делается вывод о значимости и необходимости применения приемов мерчендайзинга в розничной торговле.
1.1. Сущность и виды мерчендайзинга
Многими маркетологами было подмечено, что если сфокусировать внимание покупателя на определенных марках или видах товара, то можно существенно увеличить их продажу. Этот эффект и был положен в основу относительно нового направления торгового маркетинга, получившего название мерчендайзинг.
Мерчендайзинг (от англ. «merchandise» товар, торговля) дословно переводится, как «искусство торговать». Если сформулировать научным языком, то мерчендайзинг – это комплекс мероприятий, направленный на увеличение объемов продаж в розничной торговле. Он развивает популярность марок путем воздействия на поведение потребителя и заключается в проведении специальных работ по размещению и выкладке товара, оформлению мест продаж и созданию эффективного запаса. [2,c.311]
Результатом мерчендайзинга всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
Мерчендаизинг является последним шагом для достижения высокого уровня продаж. Американский институт POPAI еще в 1995 году провел исследование, в ходе которого было определено, что 70% решений о покупке товара определенной марки принимаются уже в магазине. Компания Light Promotion провела недавно исследования российских потребителей, выяснилось следующее: 30% покупок приходится на твердо запланированные, 6% - это покупки, запланированные вообще, 4% - альтернативные покупки и 60% всех покупок были импульсивными, т.е. решение об их приобретении принималось непосредственно у прилавка. [7]
Основными видами мерчендайзинга являются:
1. Визуальный мерчендайзинг – это комплекс мероприятий, направленных на увеличение продаж с помощью специального размещения товаров и оформления пространства магазина и витрин, которые дают максимум информации о товарах. Он включает в себя:
Реализация каждого
из вышеперечисленных пунктов
2. Коммуникативный мерчендайзинг (правила общения продавцов с покупателями).
То есть, чтобы товар адекватно воспринимался, его нужно правильно представить. Если в магазине правильно выбрать освещение, правильно разложить вещи и научить персонал правильно общаться с покупателем, у клиента не только не возникнет сомнений, но, наоборот, появятся положительные эмоции, которые в немалой степени способствуют совершению покупки. Мерчандайзинг и определяет эти правила представления и продвижения товара.
1.2. Цели и задачи мерчендайзинга
Цель мерчендайзинга – способствовать увеличению объемов продаж, а следовательно, росту прибыли. Достигается эта цель путем решения следующих основных задач:
Идеи мерчендайзинга привнесли на российский рынок западные производители: забота об эффективном продвижении собственных брэндов дает им возможность значительно увеличить объемы продаж. С продвигаемой продукцией работают специально обученные мерчендайзеры. Они организовывают презентации товаров в розничной торговой сети, снабжают розничные торговые точки рекламной и информационной продукцией, обеспечивают торговым и витринным оборудованием с фирменной символикой, проводят занятия для товароведов и продавцов, на которых рассказывают о правилах выкладки товара (правда, только «своего»). [3,c.32]
Фактически деятельность мерчендайзера можно свести к трем основным обязанностям:
Кроме этого, мерчендайзер должен обеспечивать постоянное присутствие продукта в розничных торговых точках, знать рынок конкурентов и отслеживать деятельность конкурирующих компаний.
То есть основная задача мерчендайзинга – организовать дело таким образом, чтобы товар, во-первых, продавался как можно шире, то есть расширять географию продаж и, во-вторых, чтобы товар продавался более интенсивно в каждой торговой точке. Исследования показали, что если покупатель не нашел на привычном месте свой привычный товар, то он скорее всего не пойдет искать его по микрорайону, а просто купит товар конкурирующей фирмы. Совершив такую «измену» раз-другой, он может привыкнуть к новой марке. [4,c.20] Поэтому вся деятельность мерчендайзера должна быть направлена на достижение целей мерчендайзинга посредством формирования у покупателей приверженности к продвигаемому товару.
1.3. Правила мерчендайзинга
Специалисты выделяют основные
правила мерчендайзинга. На практике
часто выполняются не все или
все – но частично. Однако замечено,
что достичь положительных
Первое из этих правил гласит, что товарный запас розничного магазина должен быть достаточным, но не излишним. Другими словами, товары, включенные в ассортимент магазина, должны постоянно иметься в наличии, но при этом следует избегать «затаривания» склада. С другой стороны, товары, выставленные в витрине, обязательно должны быть в продаже.
Кроме того, запас продукции должен быть складирован так, чтобы продавец без серьезных потерь времени и больших физических усилий мог быстро выложить и пополнить имеющийся ассортимент в точке продажи (стенд, стеллаж, полка, дисплей).
На полках необходимо
представить те товары, которые покупатели
ожидают найти в данном магазине.
Производитель указывает в
Второе правило касается эффективного расположения товара, т.е. его оптимального размещения в торговом пространстве и грамотной выкладки. Можно использовать разные методы группировки товара, но в любом случае нужно учитывать такие факторы, как, например, прибыльность и сезонность.
Имеющуюся продукцию необходимо расположить в точке продажи таким образом, чтобы покупатель легко мог найти нужный ему товар, а также непременно заинтересовался и приобрел другой товар или запланировал приобрести его в будущем.
Основные и дополнительные точки продажи необходимо расположить сообразно движению потока покупателей в торговом зале. Дополнительная точка не всегда необходима, но она дает очень важное преимущество, - покупатель может еще раз увидеть товар и выбрать его. Особенно часто дополнительные точки размещают уже при подходе к кассам, но эффективно действуют и дополнительные точки, расположенные по внешнему периметру торгового зала – там проходят 80% покупателей. [5,c.46]
Слабые товары располагаются в середине полки, а сильные начинают и заканчивают ряд. Этот эффект называется заимствованием популярности. То есть, находясь в окружении сильных товаров, слабые товары заимствуют у них дополнительное внимание покупателей.
Помимо этого необходимо учитывать, что существуют несколько типов выкладки, которые будут рассмотрены ниже.
Третье правило – эффективная презентация товара. К ней относятся информационная, ценовая реклама, различные презентации, представление образцов и т.д. В непосредственном месте продажи товар необходимо ярко представить и разрекламировать, чтобы обратить внимание покупателя, проинформировать его о товаре и простимулировать процесс покупки.
Существуют три основных правила размещения рекламных материалов: