Операционный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

В условиях постоянно меняющихся запросов покупателей, технологий и конкурентного окружения выживание предприятия зависит от того, насколько успешно она разрабатывает и внедряет на рынок новые товары. Однако и после того, как новый товар окажется на рынке, он не может быть предоставлен сам себе. Необходимо уметь применять к нему правильные маркетинговые стратегии по мере того, как он проходит стадии своего жизненного цикла.

Вложенные файлы: 1 файл

ЖЦТ.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 В условиях постоянно  меняющихся запросов покупателей,  технологий и конкурентного окружения  выживание предприятия зависит  от того, насколько успешно она  разрабатывает и внедряет на  рынок новые товары. Однако и  после того, как новый товар  окажется на рынке, он не  может быть предоставлен сам  себе. Необходимо уметь применять  к нему правильные маркетинговые  стратегии по мере того, как  он проходит стадии своего  жизненного цикла.

 

 То обстоятельство, что  жизненный цикл каждого товара  состоит из различных этапов, порождает две задачи. Во-первых, поскольку продажа любого товара  рано или поздно переживает  спад, устаревшие товары необходимо  заменять новыми. Во-вторых, предприятие  должно понимать, каким образом  происходит устаревание его товаров,  и уметь приспосабливать свои  действия к разным этапам их  жизненного цикла.

 

 Кроме того, предприятие  должно задействовать весь арсенал  вспомогательных средств, включая  использование фирменного стиля  и упаковки для продления жизни  своих товаров.

 

 Маркетинг подразумевает  управление рынком с целью  осуществления обмена для удовлетворения  нужд и запросов человека. Или,  другими словами, маркетинг –  это процесс, в ходе которого  отдельные лица и группы лиц  получают необходимое и желаемое  посредством создания товаров  и потребительских ценностей  и обмена ими друг с другом.

 

 Таким образом, целью  данной работы является рассмотрение  маркетинговых стратегий на различных  этапах жизненного цикла. Данная  тема очень актуальна в настоящее  время.

 

 Для достижения данной  цели необходимо решить следующие  задачи:

 

1. Раскрыть понятие жизненного  цикла

 

2. Рассмотреть этапы жизненных  циклов товара

 

3. Изучить понятие и  сущность маркетинговых стратегий

 

4. Выявит виды маркетинговых  стратегий

 

1. Жизненный цикл товаров

1.1. Понятие жизненного  цикла

 Одной из задач товарной  политики предприятия, рассмотренной  в предыдущей главе, является  своевременное принятие решений  о целесообразности разработки  и производства нового продукта. В силу объективных и субъективных  причин рано или поздно товары, какими бы исключительными потребительскими  свойствами они ни обладали, перестают  пользоваться спросом у покупателей  и им на смену приходят новые  товары, более совершенные.

 

 Жизненный цикл товара - это процесс развития продаж  товара и получения прибыли,  состоящий из стадий внедрения  на рынок, роста, зрелости и  спада (приложение 1.).

 

 Представленный на  рис.1. (приложение 1) жизненный цикл  является традиционным. Примером  такого жизненного цикла является  производство молочного сорта  мороженого. Оно появилось на  рынке в конце 50-х - начале 60-х  годов, затем после появления  других сортов мороженого - эскимо, пломбир, ореховое, пломбир в шоколаде, крем-брюле и т. д. - постепенно  было вытеснено. Каждой из стадий  соответствуют характерные закономерности  соотношение объемов продаж и  прибыли, капиталовложений и расходов  на маркетинг, конкуренция, диапазон  цен, поведение покупателей и  их отношение к товару. Несмотря  на то, что все товары проходят  стадии внедрения, роста, зрелости  и упадка, тем не менее, их  продолжительность и темпы перехода  от одной к другой могут  существенно отличаться. Внимательное  наблюдение за рынками различных  товаров, будь то бытовая или  сельскохозяйственная техника, модная  одежда показывает, что жизненные  циклы будут иметь свои особенности,  которые продиктованы как их  функциональными особенностями,  так и поведением потребителей.

 

 Однако в жизни приходится  сталкиваться с многочисленными  примерами отклонений от классической  кривой жизненного цикла, некоторые  из них приведены на рис.2 (приложение 2).

 

"Бум", описывает популярный  товар со стабильным сбытом  на протяжении длительного времени.  Гречневая крупа, пользуется повышенным  спросом у населения. Получив  хозяйственную независимость, колхозы,  совхозы, фермеры, ориентируясь  на рынок, стали больше ее  производить. Потребность рынка  в этом продукте еще не удовлетворена,  и в перспективе можно ожидать  дальнейшего увеличения его производства.

 

"Вспышка" характеризует  товары, продажа товара вначале  стремительно возрастает, а затем  столь же резко падает.

 

"Сезонность или мода", имеет место, когда товар хорошо  продается в течение периодов, разнесенных во времени. Реализация  продукции растениеводства связана  со сменой времен года и сезонов производства (реализация плодоовощных соков, прохладительных напитков в летнее время или сахара и период массового домашнего консервирования).

 

"Продолжительное увлечение"  проявляется таким же образом,  за исключением того, что "остаточный" сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь часть прежнего  объема реализации.

 

"Возобновление" или  "Ностальгия" характеризует продукт,  на который по истечении определенного  времени спрос возобновляется (производство  кумыса и других национальных  напитков и блюд).

 

"Провал" раскрывает  обычно поведение товара, который  вообще не имеет рыночного  успеха.

 

 Каждая стадия любого  жизненного цикла имеет собственные  характеристики и требует различных  маркетинговых подходов. Их краткая  характеристика приведена в таблице  1., а более подробно рассмотрена  в тексте.

 

1.2. Этапы жизненных циклов  товара

1.2.1. Внедрение

 

 На стадии внедрения  сбыт продукции, как правило,  убыточен, покупатель инертен, объем  продаж низок, маркетинговые расходы  (особенно на рекламу) велики. Появление нового товара связано  с необходимостью преодоления  сложившихся привычек покупателей.  Еще сравнительно недавно такие  продовольственные товары как  порошковое молоко, свежезамороженные  овощи и фрукты, растворимый кофе  имели определенные трудности  со сбытом. Усилия направляются  на тех покупателей, которые  в наибольшей степени готовы  купить товар. Все это требует  времени.

 

 Поскольку рынок не  готов к восприятию товара, на  этом этапе выпускается ограниченное  количество его модификаций. Цены  обычно высоки, поскольку высоки  издержки в связи с небольшим  объемом производства товара, не  полностью решены технические  проблемы производства, высоки расходы  на продвижение товаров и стимулирование  сбыта.

 

 Основной целью является  создание рынка для внедряемого  товара. Предприятие варьирует маркетинговыми  средствами: ценой, расходами на  стимулирование сбыта и распределения  и другие. По мере повышения  интереса к товару и появления  на рынке конкурентов процесс  признания товара существенно  возрастает численность его покупателей.

 

 Таблица 1. Характеристика  стадий жизненного цикла товара.

 

 Стадия

 

 Внедрение

 

 Рост

 

 Зрелость

 

 Спад

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 Темпы роста продаж

 

 Рост

 

 Быстрый рост

 

 Стабильный рост, а  затем некоторое снижение из-за  насыщения рынка

 

 Резкое снижение

 

 Расходы на клиентов

 

 

 

 Высокие

 

 Средние

 

 Низкие

 

 Низкие

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 Прибыль

 

 Убыток

 

 Растущая прибыль

 

 Высокая прибыль

 

 Снижающаяся прибыль

 

 Клиенты

 

 Новаторы

 

 Восприимчивые

 

 Среднее большинство

 

 Отстающие

 

 Конкуренция

 

 Незначительная

 

 Умеренная

 

 Сильная

 

 Незначительная

 

 Цели маркетинга

 

 Привлечение внимания  к товару лиц, формирующих общественное  мнение

 

 Расширение сбыта и  ассортиментных групп

 

 Поддержание отличительных  преимуществ

 

 Сократить падение,  оживить рынок

 

 Задачи маркетинга

 

 Выявление спроса, информативная  реклама, повышение качества товара, гибкая ценовая политика, организация  сервиса, создание имиджа товара  и фирмы

 

 Стимулирование спроса, развитие сегмента рынка, убеждающая  реклама, снижение цены. Расширение  сервиса, расширение потребительских  свойств товара

 

 Напоминающая реклама,  стимулирование сбыта за счет  повышения качества, улучшения обслуживания, освоения новых сегментов рынка,  дальнейшее расширение потребительских  свойств товара

 

 Определение масштабов  затрат на обслуживание реализованных  товаров, предложение о времени  запуска нового товара.

 

 

 

 Однако причины медленных  темпов роста продаж не всегда  связаны с психологией потребителей. Тому причиной могут быть и  медленный рост производственных  мощностей; технические трудности  с организацией производства; недостаточная  реклама.

 

 Вместе с тем, рост  объемов продаж будет снижаться  пропорционально сокращению числа  новых покупателей и по мере  появления новых товаров, и  в некоторый момент, стабилизируется  на уровне, соответствующем частоте  повторных покупок.

 

1.2.2. Рост

 

 Стадия роста - это  период быстрого признания товара  и заметного увеличения прибыльности  его реализации. По некоторым  оценкам ее объем на данной  стадии мажет составлять 50-70% прибыли,  подученной за весь жизненный  цикл продукта. Поддержание высоких  темпов рост объема реализации  в течение длительного периода  времени является главной задачей  производителя. Этому могут способствовать  освоение новых сегментов рынка  и каналов сбыта, повышение  качества товара, модификация товара, интенсификации рекламы и других  мер. Цены, как правило, не изменяются  или несколько снижаются.

 

 На стадии роста  предприятие стоит перед альтернативным  выбором - завоевание максимальной  доли рынка либо достижение  высокого уровня прибыли. Повышение  качества товара, совершенствование  и стимулирование сбыта, содействуют  завоеванию господствующего положения  на рынке. Вместе с тем, предприятие  ограничивает свои возможности  в максимизации текущих доходов, "откладывая" это на следующую  стадию жизненного цикла товара. Так или иначе, реализуя на  практике те или иные мероприятия  или всю их совокупность, предприятие  повышает свою конкурентоспособность.

 

1.2.3. Зрелость

 

 На стадии зрелости  происходит постепенное замедление  темпов роста продаж, а прибыль  достигнув своего максимального  значения начинает снижаться  в силу увеличения затрат на  маркетинговые мероприятия по  повышению конкурентоспособности  товара. Эта стадия обычно продолжительнее  всех предыдущих и может быть  разделена на три фазы.

 

 Первая фаза называется  растущей зрелостью. Объем продаж  медленно увеличивается, так как  на рынке появляются покупатели, принявшие решение о покупке  с некоторым опозданием, хотя  в основном спрос обеспечивают  постоянные покупатели. Вторая фаза - стабильная зрелость, или фаза  насыщения . Объем продаж находится на постоянном уровне и обеспечивается, главным образом, повторными покупками с целью замены использованных товаров. Третья фаза - снижающаяся зрелость. Объем продаж начинает снижаться, поскольку некоторые постоянные покупатели товара начинают приобретать товары других предприятий.

 

 Снижение темпов продаж  приводит к появлению избыточных  производственных мощностей и  обострению конкуренции. Предприятие  все чаще прибегает к установлению  скидок и прямому снижению  цен, увеличению расходов на  стимулирование продаж. Некоторые  увеличивают затраты на научно-исследовательские  разработки новых разновидностей  товара. Эти меры, если они не стимулируют соответствующее увеличение объема продаж, приводят к уменьшению прибыли. Предприятия, имеющие слабые позиции на рынке, выбывают из борьбы.

 

1.2.4. Спад

 

 Стадия спада характеризуется  резким падением объема продаж  товара и прибыли в результате  появления на рынке более совершенных  товаров или формирования новых  покупательских предпочтений. Большинство  предприятий, к сожалению, не  разрабатывает действенной политики  в отношении устаревших товаров.  Их внимание привлечено к новым  товарам и тем, которые находятся  в стадии зрелости. Как только  объем продаж товара заметно  уменьшается, многие производители  уходят с рынка, с тем, чтобы  вложить средства в более прибыльные  области. Остающиеся же на рынке,  стремятся уменьшить предложение  товара: прекращают продажу товаров  на мелких сегментах рынка,  ликвидируют каналы ограниченного  сбыта, сокращают расходы на  стимулирование спроса, снижают  цены.

 

 При снижении объема  продаж предприятия ведут себя  по-разному. Для тех, кто остается  на рынке, отмечается временное  возрастание продаж за счет  покупателей, которые обслуживались  ранее конкурентом, покинувшим  рынок. Можно принять решение  не уходить с рынка, несмотря  на снижение объема продаж, и,  в конце концов, добиться прибыльных  операций с товаром, после того  как конкуренты покинут рынок.

Информация о работе Операционный маркетинг