Понятие и виды маркетинговой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:34, доклад

Краткое описание

Маркетинговая информация (МИНФ) - это информация, необходимая для решения стоящей перед предприятием маркетинговой проблемы.
МИНФ делится на первичную и вторичную.
Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует и была собрана ранее для других целей (табл. 2.1.). Существует 2 вида вторичных данных: внутренняя и внешняя информация.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды маркетинговой информации.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Понятие и виды маркетинговой информации.

Маркетинговая информация (МИНФ) - это информация, необходимая для решения стоящей перед предприятием маркетинговой проблемы.

МИНФ делится на первичную и вторичную.

Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует и была собрана ранее для других целей (табл. 2.1.). Существует 2 вида вторичных данных: внутренняя и внешняя информация.

Внутренняя информация – это информация, собранная ранее на предприятии, где проводится маркетинговое исследование. Источниками внутренней информации являются статистическая, экономическая, бухгалтерская отчетность, материалы ранее приведенных маркетинговых исследований, данные договоров, акты ревизии и проверок, справки, отчеты, оперативная и текущая информация, научно-технической информации, отзывы потребителей, друга деловая информация.

Внешняя информация – это информация, находящаяся во внешних источниках по отношению предприятия, где проводится маркетинговое исследование. Она делится на общую и узкопрофильную, официальную и синдикативную.

 

Таблица 2.1. – Достоинства и недостатки вторичной информации.

Достоинства Недостатки

1) Недорогая по стоимости             1) Старая или устаревшая

2) Собирается быстро, сбор менее  трудоемкий,

чем сбор первичной информации 2) Несмотря на объём, может содержать не все                    

                                                                        интересующие данные.

3) Часто имеется несколько источников  информации,

 что позволяет собрать необходимый  объём.                                            3) Лежавшая в основе сбора                          

                                                                                               данных методология может быть                 

                                                                                                неизвестной.

4) Достоверна, т.к. содержится в  журналах, газетах, рецензируемых экспертами. 4) Вся информация известна конкурентам.

 

Источниками общей информации являются журналы, газеты, каталоги, книжные издания, справочники, статистические сборники, ТВ, радио, Интернет, реклама, выставки, ярмарки, Законодательные и нормативные акты, данные совещаний, конференции, презентации, выступления государственных, политических, общественных деятелей и т.д.

Источниками узкопрофильной информации являются те же самые, но относящиеся к какой – либо отдельной отрасли (например АПК, туризм, шоу-бизнес и т.д.).

 

Официальная информация – это опубликованная и доступная, не имеющая ограничений на использование информация.

Синдикативная – это информация, недоступная широкой публике, издаваемая отдельными организациями и распространяемая на договорной основе (консалтинговые фирмы).

Первичная информация – информация, собранная впервые для целей данного исследования (табл. 2.2.). К сбору первичных данных (ПД) предприятие прибегает в случае недоступности или отсутствия вторичной информации.

 

Таблица 2.2. – Достоинства и недостатки первичной информации.

Достоинства Недостатки

1) Все результаты известны предприятию, но не известны конкурентам, что дает преимущество в конкурентной борьбе 1) Более дорогая по стоимости, выше трудоемкость ее сбора

2) Информация полная, т.к. ее полнота и набор поколений зависит от исследователя. 2) Требуется больше времени, чем на сбор вторичной информации

3) Методики сбора данных известна. 3) Требует специальных профессиональных навыков

4) Не устаревшая, актуальная. 

 

Методами сбора первичной информации является (рис. 2.3):

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Опрос

 

В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:

количественные;

качественные.

Mix-методики

Качественное исследование может отвечать на вопросы "как?" и "почему?". Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах и отношении очень небольшой группы лиц. При этом, полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Таким образом, качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.

Основными методами качественных исследований являются: фокус-группы, глубинные интервью и анализ протокола. Далее подробнее рассмотрим каждый из вышеприведённых методов:

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой "типичных" представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

Далее перейдём к следующему методу - количественному исследованию. Количественное исследование отвечает на вопросы "кто?" и "сколько?". Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что, в свою очередь, позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т.п.

Основные методы количественных исследований - это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

Mix-методики - это смешанные методы  исследований, довольно удачно сочетающие  в себе достоинства качественных и количественных методов.

Mix-методики также подразделяют  на несколько видов. Основные  виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.

Hall-test - метод исследования, в ходе  которого довольно большая группа  людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т.п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.

Home-test - аналогичен hall-тесту, с той  лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.

Mystery Shopping - метод исследований, предполагающий  оценку уровня обслуживания с  помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (клиентов и т.п.).

 

2.4 Качественные методы сбора  маркетинговой информации

 

 

2.4.1 Фокус-группы

 

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой "типичных" представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

Отличительная черта фокус-группы - это то, что она проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции. Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек - наиболее "типичные" представители интересующей исследователя группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе. В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide, подготовленный до начала обсуждения). Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом (из-за которого представители заказчика могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия). Все происходящее записывается на видео - и аудиопленку. После завершения обсуждения аудио - и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.

Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, задача которого - понять отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга.

Этот метод находит следующее применение: генерация новых идей (разработка новых товаров/услуг, упаковки, рекламы и т.п.); изучение разговорного словаря потребителей и особенностей их восприятия (для составления анкет, разработки текста рекламы); оценка новых товаров, рекламы, упаковки, имиджа компании и т.п.; получение предварительной информации по интересующей теме (перед определением конкретных целей маркетингового исследования); прояснение данных, полученных в ходе количественного исследования; ознакомление с запросами потребителей и мотивами их поведения.

Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить возможную нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей); субъективную интерпретацию полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований). К числу достоинств фокус-групп можно отнести: максимальную возможность для свободной генерации новых идей; разнообразие направлений использования данного метода; возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению; возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования.

 

2.4.2 Глубинное интервью

 

Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.

После завершения интервью его аудио и/или видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.

Успех глубинного интервью во многом зависит от профессионализма и личных качеств интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.

Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что и фокус группы, а именно: изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам; разработка новых продуктов, оценка концепции нового продукта (его упаковки, рекламной кампании и т.п.); получение предварительной реакции потребителей на различные маркетинговые программы.

Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих случаях:

тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);

интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;

обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т.п.);

невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респонденты малочисленны, удалены друг от друга и/или очень заняты).

Основные недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

Достоинства следующие: с помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ.

 

2.4.3 Анализ протокола

 

Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения. Респонденту предлагают представить себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять решение. После этого он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда - название метода), представленные респондентами. Анализ протокола применяется для составления модели принятия решения о покупке. Как правило, этот метод используется при анализе решений:

Информация о работе Понятие и виды маркетинговой информации