Современные проблемы качества управления и продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:51, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением»,

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие качества, качества управления 4
1.1. Содержание качества управления 4
1.2. Проблемы формирования системы качества управления на предприятии 9
Глава 2. Новая стратегия в управлении качеством продукции 13
2.1 Понятие и стратегия качества продукции 13
2.2 Система международных стандартов. Сертификация 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ук готово.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение                                                                                                           3

Глава 1.Понятие качества, качества управления                                          4

    1. Содержание качества управления                                                        4
    2. Проблемы формирования системы качества управления на предприятии                                                                                            9

Глава 2. Новая стратегия в управлении качеством продукции                   13

2.1 Понятие и стратегия  качества продукции                                               13

2.2 Система международных  стандартов. Сертификация                            16                    

Заключение                                                                                                        21

Список использованной литературы                                                              22                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное  наличием  конкурентной  среды.  По  методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом  услуг,  что  означает  в  терминах  маркетинга  «товар  с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию.

Причиной рассмотрения данной темы стали различные проблемы качества управления и продукции в современном обществе. В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.

Актуальностью выбранной темы является улучшение качества продукции.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория управления и  управления качеством

    1. Содержание качества управления

 

Качество управления может  исследоваться в разных аспектах и с разных позиций. Наиболее содержателен экономический аспект, когда качество управления рассматривается как  интегрированная характеристика умения предприятия успешно вести бизнес. Проявляется качество управления в  выборе и обосновании целей деятельности, в способах воздействия на основные и обслуживающие процессы создания продукта, в характере действий по определению и формированию конкурентных преимуществ. Таким образом, качество управления - это совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения  конкурентоспособности предприятия  путем выбора, интегрирования и комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней  среды. В конечном счете, это способность  генерировать и реализовывать конкурентные преимущества, причем повышение качества управления связано не только с изменениями  в системе менеджмента и элементах  этой системы, оно и является движущей силой изменений.

Качество управления нельзя относить только к качеству менеджмента  подобно тому, как нельзя сводить  качество товара к качеству процессов  его создания. Качество управления - это не только свойства протекающих  в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и  результативность деятельности предприятия  на рынке, проявление того, в какой  степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней  среды, выпускаемая продукция - запросам потребителей, используемые стратегии - действиям конкурентов и т.д. Поэтому в комплекс показателей  оценки качества управления обязательно  входит учет результатов деятельности предприятия на рынке.

Определяя содержание категории  «качество управления», следует  использовать принцип многоуровневого  описания объекта исследования, представив его в виде следующей иерархической  структуры:

  1. Качество управления предприятием.
  2. Качество системы управления (Качество управления объектом).
  3. Качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами и др.
  4. Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными и др.
  5. Качество труда групп исполнителей.
  6. Качество труда отдельных исполнителей.

Качество управления следует  рассматривать и оценивать по уровням, и, соответственно, критерии оценки по своей природе и масштабности будут различными. Одни будут характеризовать  качество самой управленческой деятельности (принятые решения, управленческие технологий и т.д.), другие - качество управления предприятием как единым целым (адаптивность, прибыльность и др.), третьи - качество управления различными видами ресурсов и т.д.

Раскрывая категорию «качество», исходит взаимосвязь качества производимой продукции, качества труда, качества трудовой жизни и качества жизни. Следуя этой логике, управление персоналом (как часть системы всеобщего управления качеством) обеспечивает в определенной степени: качество рабочей силы, качество работы и продукции, качество трудовой жизни и, как следствие, качество жизни. Таким образом, при «участии» управления персоналом формируется не только внутриорганизационная (внутрифирменная) иерархия качества, но и так называемая пирамида качества, отображающая влияние внутрифирменного качества на общество в целом.

 

В отношении управления качеством  продукции следует выделить как  минимум следующие категории: Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает  конкурентоспособность, технический  уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств  продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Цель управления – уровень и  состояние качества продукции с  учетом экономических интересов  производителя и потребителя, а  также требований безопасности и  экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

Субъект управления – управляющие  органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Методы и средства управления –  способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

  1. экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы.

К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны,  поощрение работников за создание  и изготовление высококачественной  продукции (к числу этих методов  относятся: создание систем премирования  за высокое качество, установление  надбавок к заработной плате  и др.) , а с другой – взыскание  за причиненный ущерб от ее  некачественности;

3) организационно – распорядительные  методы, осуществляемые посредством  обязательных для исполнения  директив, приказов, указаний руководителей.  К числу организационно распорядительных  методов управления качеством  продукции относятся также требования  нормативной документации;

4) воспитательные методы, оказывающие  влияние на сознание и настроение  участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному  труду и четкому выполнению  специальных функций управления  качеством продукции. К их числу  относятся: моральное поощрение  за высокое качество продукции,  воспитание гордости за честь  заводской марки и др.

Выбор методов управления качеством  продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они  оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

Средства управления – включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:

банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;  
метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;  
государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);  
государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД). 

Система качества является целевой  подсистемой системы управления организацией. По международным стандартам ИСО система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством. По международным стандартам ИСО общее руководство качеством (административное управление качеством) те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области  качества, цели и ответственность, а  также осуществляют с помощью  таких средств как планирование качества, управление качеством, обеспечение  качества и улучшение качества в  рамках системы качества. Оперативное  управление качеством в международных  стандартах ИСО определяется термином "управление качеством" - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Долговременное управление качеством и организацией в целом международным стандартам ИСО определено термином "всеобщее управление качеством". Это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. 

    1. Проблемы формирования системы качества управления на предприятии

Рассмотрим основные положения, которыми следует руководствоваться при  формировании нормативной структуры  показателей.  
             1. Структура должна включать следующие группы объемных показателей: целевой функции, результатов использования потенциала компании и затрат. При этом необходимо все разноразмерные показатели преобразовать, т.е. привести к одной размерности или выразить в безразмерных единицах.  
Формирование структуры показателей будет определяться в основном характером стратегий компании и квалификацией их разработчиков. Универсальных структур показателей не бывает, как не бывает универсальных, абстрактных управленческих решений. Поскольку управление всегда конкретно, т.е. исходит из особенностей состояния управляемого объекта, структура показателей должна отражать условия, в которых существует и действует изучаемый объект.  
             2. Нормативный ряд показателей должен начинаться с целевой функции, отражающей значимость предприятия в бизнес-системе, его успехи на рынке. По отношению к остальным показателям она должна иметь приоритетные темпы роста. Целевая функция предприятия устанавливается исходя из этапа его жизненного цикла (ЖЦ). Понятие ЖЦ, применимое к любой социально-экономической системе, означает признание закономерности эволюции, т.е. изменчивости системы во времени, а также целей ее функционирования. Поэтому целевой функцией может быть не только прибыль, но и объем продаж, сокращение сроков вывода продукта на рынок и др. 

Информация о работе Современные проблемы качества управления и продукции