Содержание и методология экономического анализа туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания.
Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется.

Вложенные файлы: 1 файл

Уср 3.docx

— 29.28 Кб (Скачать файл)

Содержание и  методология экономического анализа  туристского предприятия

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского  предприятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания.

Анализ охватывает все  стороны деятельности туристского  предприятия и определяет влияние  условий, в которых она осуществляется. Главное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности.

Принципы анализа:

  • научность;
  • комплексность;
  • системность;
  • объективность;
  • действенность;
  • конкретность;
  • своевременность;
  • оперативность;
  • достоверность;
  • эффективность.

Виды анализа классифицируются следующим образом:

♦ по признаку времени

  • предварительный;
  • последующий — оперативный (ситуационный), итоговый;

♦ по периодичности проведения

  • периодический;
  • разовый;

♦ по субъектам управления

  • технико-экономический;
  • финансово-экономический;
  • социально-экономический;
  • экономико-статистический;
  • маркетинговый;

♦ по методике изучения объектов

  • сравнительный;
  • диагностический (экспресс-анализ);
  • факторный;
  • маржинальный;

♦ по субъектам (пользователям) анализа

  • внутренний;
  • внешний;

♦ по охвату изучаемых объектов

  • сплошной;
  • выборочный;

♦ по содержанию программы

  • комплексный;
  • тематический.

Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к следствиям.

Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической информации.

Важным условием, которое  необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

  • единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факто 
    ров;
  • единство промежутков или моментов времени, за которые сравнивае 
    мые показатели были исчислены;
  • сопоставимость исходных условий производства туристского продукта;
  • единство методики исчисления показателей и их состава.

Одни показатели являются результативными; другие — факторные  — характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат.

11.3. Комплексный  анализ финансового состояния  туристского предприятия

Методика анализа финансового  состояния туристского предприятия  включает:

  • характеристику организационно-правовой и финансово-хозяйственной 
    деятельности, которая отражает структуру предприятия, его учетную полити 
    ку, основные экономические показатели. Она предполагает изучение учреди 
    тельных документов предприятия, вопросов экономического состояния, про 
    изводственного потенциала, кадрового состава, организации оплаты труда и др. 
    Наличие такой характеристики дает возможность, не раскрывая внутреннего 
    содержания показателей и факторов, влияющих на них, в общих чертах оха 
    рактеризовать работу туристского предприятия. Кроме того, она должна быть 
    дополнена анализом объема, структуры и номенклатуры предоставляемых ус 
    луг.
  • Финансовый анализ представляет собой исследование финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективности развития.

В финансовом состоянии предприятия  можно выделить три основные проблемы;

  • дефицит денежных средств — низкая платежеспособность. Это озна 
    чает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить средств для 
    своевременной оплаты своих обязательств;
  • недостаточное удовлетворение интересов инвесторов, свидетель 
    ствующее о низкой рентабельности собственного капитала;
  • снижение финансовой независимости, или низкая финансовая устой 
    чивость, грозящая возможными проблемами в исполнении обязательств в 
    будущем, т.е. зависимостью предприятия от кредиторов и, как следствие, по 
    терей самостоятельности.

С этими же проблемами сталкиваются и туристские предприятия. В сложившейся ситуации они должны оценить свое положение и выбрать эффективные комбинации решений.

Для решения конкретных задач  по оценке финансового состояния  предприятия применяют ряд актуальных методов и систем анализа. В зависимости от используемых методов различают следующие основные системы:

  • вертикальный;
  • анализ коэффициентов;
  • интегральный.

Горизонтальный  финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных показателей во времени: темпов роста (прироста) и общих тенденций их изменения.

Вертикальный (структурный) финансовый анализ отражает долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов

Интегральный  анализ (анализ Пи Ропг) предусматривает разложение коэффициента рентабельности активов на ряд взаимосвязанных частных финансовых коэффициентов его формирования.

Рентабельность — комплексный показатель, позволяющий оценить результаты активов основной деятельности предприятия и отражающий доходность каждой единицы активов фирмы.

При анализе каждой составляющей этой формулы необходимо выявлять причины  увеличения (уменьшения) рентабельности и определять пути ее оптимизации.

По результатам анализа  рассмотренных финансовых показателей  определяются направления управленческих воздействий.

Порог рентабельности (ПР) (точка самоокупаемости, критическая точ¬ка, точка разрыва и т.д.) — это такой уровень выручки от реализации, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей.

Сущность планирования

Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Планирование позволяет  предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Принципы планирования:

  • непрерывности;
  • научности;
  • оптимальности;
  • экономичности;
  • ведущих звеньев и приоритетности их реализации;
  • взаимной увязки и координации. 
    Основные задачи планирования заключаются в:

 

  • увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурент 
    ного туристского продукта, услуг;
  • обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо 
    лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

12.2. Финансовое  планирование

Финансовое планирование — достаточно сложный трудоемкий и многогранный процесс, затрагивающий практически все службы фирмы.

Бизнес-планирование

На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабаты-ваетсяа бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все основные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он позволяет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению  бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности:

  • внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для 
    уже действующей);
  • инвестиционный',
  • для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;
  • финансового оздоровления.

Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организация

ми прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091).

Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет.

Бизнес-планы  развития разрабатываются ежегодно.

 Модель построения бизнес-плана туристского предприятия

Титульный лист (обложка)

  1. Резюме.
  2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.
  3. Исследование и анализ рынка.
  4. План маркетинга.
  5. План производства.
  6. Организация, управление, кадры.
  7. Юридический план.
  8. Оценка риска и страхование.
  9. Стратегия финансирования.

Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информация: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе , о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма.

Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг предприятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.

В четвертом разделе уделяется внимание следующим вопросам:

  • стратегии маркетинга;
  • формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и 
    услугах;
  • методам и каналам товародвижения;
  • формам и методам стимулирования продаж;
  • рекламе;
  • ценообразованию.

Информация о работе Содержание и методология экономического анализа туристского предприятия