Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 23:27, контрольная работа
Многие химические и металлургические компании занимаются экологическими проектами, банки развивают образовательные программы в области финансов для малого и среднего бизнеса, а производители игрушек спонсируют дополнительные школьные программы. Это не очередная маркетинговая акция, это новый подход к продвижению торговых марок и товаров - социально ориентированный маркетинг.
Введение. 2
1 Особенности социально-ориентированного маркетинга. 4
.1.1 Общее понятие маркетинга. 4
.1.2 Ключевые особенности социального маркетинга. 5
2 Виды социального маркетинга. 8
.2.1 Фандрайзинг 9
.2.2 Организация специальных акций брендов-спонсоров. 9
.2.3 Стимулирование продаж. 10
3 Концепция социально-ориентированного маркетинга. 11
.3.1 Суть концепции социального маркетинга. 12
.3.2 Характерные требования. 14
4 Коммерческий интерес при социально-ориентированном маркетинге. 17
5 Примеры проведения социально-ориентированной политики. 19
.5.1 РОСБАНК – получение конкурентного преимущества. 19
.5.2 Опыт AVON. 22
6 Деятельность фандрайзинговых и PR-агентств. 24
Заключение. 28
Список использованной литературы. 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-
КАФЕДРА
«ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине : «Маркетинг»
На
тему: «Социально-ориентированный
Набережные Челны
2010 год
Оглавление
Многие
химические и металлургические компании
занимаются экологическими проектами,
банки развивают
Потребители пресыщены рекламными сообщениями и плохо воспринимают их, а цены на рекламные площади растут. Компании вынуждены находить новые подходы для установления отношений с целевыми группами. Они пытаются "зацепить" их на ценностном уровне, дать им возможность стать лучше через свой бренд и тем самым воспитать лояльность. В Великобритании состоялась новая кампания. American Express, Gap, Giorgio Armani и Converse объединили усилия для продажи продуктов под брендом Product RED. Часть доходов от реализации пошла на борьбу с ВИЧ-инфекцией в Африке. Предполагалось, что для финансирования программ "Анти-СПИД" инициатива соберет десятки миллионов долларов в ближайшие полтора года. Ее суть для AmEx в том, что 1% от покупок стоимостью до 5000, сделанных при помощи карточек АмEх, и 1,25% с покупок большей стоимостью будет перечисляться в определенные фонды. Gap запускает футболки, сделанные в Лесото, Converse — спортивную обувь из африканской ткани, а Giorgio Armani — солнцезащитные очки с добавленной стоимостью под лейблом Product RED.
По мнению разработчиков кампании, Product RED даст обществу возможность почувствовать, что оно, наслаждаясь жизнью, делает что-то хорошее. В основе планирования лежат маркетинговые оценки спроса. American Express полагает, что в настоящий момент в Великобритании насчитывается 1,5 млн "ответственных" покупателей и в течение ближайших трех лет это число достигнет 4 млн. Кроме того, держатель "красной" карточки может рассчитывать на улучшение своего имиджа в глазах коллег и знакомых.
Выстраивается триединство интересов, где нет проигравших, — все получают то, что хотят. В этом и проявляется устойчивость подобных общественных конструкций.
Этические
продукты могут формироваться не
только в потребительской области,
но и в сфере B2B. Например, в банковской
среде широко развито микрофинансирование:
малым предприятиям и индивидуальным
предпринимателям предоставляются мини-кредиты,
что обычно невыгодно крупным банкам.
Однако это может стать перспективным
и доходным при правильной организации
дела, не говоря уже об общественной пользе
такой инициативы.
Базовый принцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов.
Стратегия предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна адаптировать к ней таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка. Этого можно достичь, предлагая новые товары, выходя на новые международные рынки, повышая качество и ассортимент товаров и услуг, обеспечивая эффективный информационный обмен с потребителями с помощью рекламы и стимулирования сбыта.
Маркетинг является инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата. Существует множество определений маркетинга. Наиболее известным является определение, предложенное Американской ассоциацией маркетинга.
Маркетинг – это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидов и организаций.
Маркетингом считают любую деятельность, так или иначе связанную с предпринимательством. Однако он играет важнейшую роль и для некоммерческих организаций, и в политике, и в банковской сфере, и т.п.
В каждой стране в различные периоды времени маркетинг развивался по-разному, и на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая концепция маркетинга. Различают пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:
- концепция совершенствования производства;
- концепция совершенствования товара;
- концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта);
- концепция маркетинга;
- концепция социально-ориентированного маркетинга.
В настоящее время наибольшее распространение в экономически развитых странах получили концепции маркетинга и социально-ориентированного маркетинга.
Термин «социальный маркетинг» был впервые использован в 1971 году. Он обозначал попытку применения принципов маркетинга для содействия решению социальных задач и реализации социальных идей.
«Когда вы работаете над проектами, быть может, затратными для вашей организации, но несущими полезные изменения в обществе, вы занимаетесь социальным маркетингом, – пишет Елена Горяева в своей работе "Социальный маркетинг, или Как продвигать общественную организацию". – Когда несколько стран, объединяясь, проводят единые кампании по вакцинации детей от дифтерии, других опасных болезней, кампании против СПИДа, против наркотиков – они занимаются социальным маркетингом. Разработка программ в интересах всего общества, в которых сочетаются необходимые исследования, реклама, продвижение, приобретение репутации – для удовлетворения интересов больших групп людей, совокупности которых и составляют общество. Социальный маркетинг занимается решением трех вопросов: убеждение (например, что курение опасно), социальная практика (побудить бросить курить), и социальный продукт (улучшение здоровья нации)».
Говоря простыми словами, идея социально ориентированного маркетинга состоит в том, что решение социальных проблем легко может быть эффективным как с точки зрения коммерции, так и с точки зрения общественной полезности. Выбирается некая социальная проблема, к решению которой подключается не только сама компания, но и ее клиенты. Чаще всего средства на решение проблемы собираются через отчисление процента от продажи товаров и услуг. Это помогает создать систему ценностей компании, помогает вовлеченности потребителя, существенно повышая позитивное отношение покупателей к компании и побуждая их делать покупки.
Слова «социальный», «социальная проблема», надо понимать максимально широко. Здесь уместно думать и о социуме как таковом, и о вопросах здравоохранения, и об экологии. Т.е обо всем, что имеет высокую социальную значимость и влияние на судьбы миллионов людей.
Социально
ориентированный маркетинг
Рассмотрим несколько примеров.
Компания Avon известна своей программой «Вместе против рака груди». Компания продает товары с изображением розовой ленточки и направляет часть стоимости этих товаров в фонд программы. За 5 лет только в России было собрано более $6 млн.!
Розничная сеть продуктовых магазинов Tesco, за каждые потраченные в магазине 10 фунтов стерлингов, предоставляет своим покупателям ваучер, который те могут отдать любой школе по своему выбору. Школы обменивают собранные ваучеры на новое компьютерное оборудование. Кроме того, с 1998 года Tesco запустила крупнейший в мире интернет-проект для школ. В этой программе участвуют уже тысячи школ. Результат: начиная с 1992 года было поставлено 34 тыс. компьютеров на общую сумму 44 млн фунтов стерлингов. Все это сопровождалось большим количеством положительных статей в прессе. На сегодняшний день это лучшая из всех социально ориентированных программ в Великобритании. О ней знают 48% всего взрослого населения, а марка занимает верхние позиции в списке фирм, пользующихся общественным доверием.
Компания American Express по собственной инициативе объявила о том, что каждые 10 центов с любой клиентской операции по картам будут направляться в специальный фонд на реставрацию статуи Свободы. Всего за четыре месяца было набрано 1,7 млн долларов, при этом количество использованных карточек выросло почти на треть, а количество обращений за новыми картами - почти в два раза.
В России также начали появляться подобные программы. Например, совместная акция пятого Международного фестиваля "Богема Джаз" и Всемирного фонда дикой природы (WWF), когда с каждого проданного билета перечисляется по одному доллару на поддержку программы WWF "Живая природа". Или социально ориентированная программа «Перекресток - школам», по сути похожая на программу Tesco. И что радует, список на этом не исчерпывается!
Почему так происходит? Потому что люди добры по своей природе. Потому, что большинство понимает, что надо делать социально значимые дела, и готовы это делать, но далеко не все знают как, а иногда просто замотаны текущими делами. Потому что социально ориентированный маркетинг, называемый еще «маркетингом добрых дел», выглядит островками чистоты и свежести на фоне моря грязи, обрушивающегося на потребителя из всех коммуникационных каналов. Потому что люди-потребители соскучились по добру и справедливости. Потому что это и актуально и выгодно.
Именно
поэтому 8 из 10 потребителей и 68% покупателей
при выборе товара отдают предпочтение
покупке товара или услуги с социальной
нагрузкой/пользой. (цифры зарубежные,
но едва ли у нас они будут отличаться).
Люди с удовольствием участвуют в таких
программах.
Однако нельзя забывать о том, что речь идет все-таки о маркетинге, пусть и социальном, а не о благотворительности. А значит, коммерческие организаторы рассчитывают на компенсацию в виде создания положительного имиджа. Существует несколько видов социального маркетинга. Мы выделили три основных: фандрайзинг, организация специальных акций брендов-спонсоров, стимулирование продаж. Рассмотрим каждый из них.
Слово заимствовано из английского языка: fund – «финансовый ресурс» и raising – «сбор, формирование». Определение из статьи Ирины Лагуновой «Фандрайзинг – новое явление на Урале»: фандрайзинг – комплекс мероприятий, направленных на убеждение местного сообщества, общества или грантодателя в необходимости объединить разрозненные ресурсы и предоставить их для поддержки уже разработанного проекта, имеющего социально-экономическое значение и создающего более благоприятные условия для социального и экономического развития общества.
В уже упомянутой статье выделяются несколько видов современного фандрайзинга:
Коммерческие организации принимают участие в таких акциях в первую очередь из-за имиджевой составляющей. Они привлекают средства потребителей и их внимание к целевой проблеме, носящей социальный характер. Прямой прибыли с этого дела не имеют, но зато своими благородными действиями создают себе положительный имидж
В качестве примера приведем благотворительную акцию «Протяни руку помощи!», организованную в рамках благотворительной программы спасения тяжелобольных детей «Линия жизни», постоянным партнером которой является «Альфа-банк». Акция проходила 1 июня 2007 года на Пушкинской площади в Москве и была посвящена Всемирному дню защиты детей и трехлетию программы «Линия жизни».