Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:29, курсовая работа
Основой рыночной экономики является конкуренция, именно поэтому перспективное функционирование регионов осуществляется конкурентоспособностью» . Возникает вопрос что означает «региональная конкурентоспособность»? Есть много определений к этому вопросу, но самое распространённое – это «способность региона создавать и развивать конкурентные преимущества»
Введение………………………………………………………………….2
1. Факторы и источники конкурентоспособности……………………4
1.1. Географическое положение…………………………………..7
1.2. Транспорт………………………………………………………9
1.3. Промышленный потенциал…………………………………..11
1.4. Металлургическая промышленность………………………….15
1.5. Образование и наука (инновационный потенциал)……………16
1.6. Потребительский рынок………………………………………….18
1.7. Уровень жизни населения………………………………………..19
1.8.Деятельности органов управления по улучшению привлекательности региона…………………………………………………20
2. Факторы и источники конкурентоспособности в сфере туризма
2.1Конкурентные преимущества туристической сферы Тульской области…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.4. Металлургическая промышленность………………………….15
1.5. Образование и наука (инновационный потенциал)……………16
1.6. Потребительский рынок………………………………………….18
1.7. Уровень жизни населения………………………………………..19
1.8.Деятельности органов управления по улучшению привлекательности региона…………………………………………………20
2.1Конкурентные преимущества
туристической сферы Тульской области……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
«Основой рыночной экономики является конкуренция, именно поэтому перспективное функционирование регионов осуществляется конкурентоспособностью»1. Возникает вопрос что означает «региональная конкурентоспособность»? Есть много определений к этому вопросу, но самое распространённое – это «способность региона создавать и развивать конкурентные преимущества»2.
Теория конкурентных преимуществ опирается на теорию абсолютных и относительных преимуществ . Основатели данной теории являются А. Смит и Д. Рикардо. Абсолютные преимущества основываются на естественных условиях – географические, природно-климатические, демографические. Относительные преимущества определяются производственным потенциалом региона. М. Портер сформулировал теорию конкурентных преимуществ, тем самым внес существенный вклад в развитие современной экономической науки. Конкурентные преимущества определяются четырьмя характерными признаками: условиями для факторов, состоянием спроса, родственными и поддерживающими отраслями, устойчивой стратегией, структурой и соперничеством (так называемый «ромб конкурентных преимуществ»). Теория разрабатывалась изначально для национального уровня, однако, «ромб конкурентных преимуществ» действует и для регионов.
Большая роль в
развитии конкурентных преимуществ
региона связана с ролью
Конкурентные преимущества региона – это совокупность природных, экономических, научно-образовательных, инфраструктурных, инновационных, социальных и прочих условий, сложившихся в данном регионе и отличающих его от других. Перспективы развития региона во многом зависят от имеющихся у него сравнительными преимуществами, которые имеют долгосрочный характер в отличии от других субъектов страны.
1.Факторы и
источники
Чаще всего понятие «факторы» часто сравнивают с понятием «источники» конкурентоспособности региона. Разграничить эти понятия можно следующим образом. Источники - это ресурсы региона. Факторы – это условия, причины либо параметры , то есть это всё то, что может повлиять на рациональное использование тех ресурсов, которые имеются, а так же создание новых ресурсов, а именно то, что влияет на превращение ресурсов в конкретные преимущества. По поводу факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность региона, существует три группы взглядов: - кластерный подход; - инновационная система регионов; - все остальные факторы, которые используются для создания конкурентоспособного региона. В соответствии с кластерной концепцией, конкурентоспособность региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры – это объединение по однородным признакам, по отношению к регионам, факторы объединяются по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий, поставщиков услуг, а также связанные с их деятельностью некоммерческие организации и учреждения в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем и взаимодополняющие друг друга. Именно они создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях. Таким образом, одна из главных задач в системе повышения конкурентоспособности региона – это выявить потенциал кластеризации региона. Вторую группу взглядов объединяет взаимосвязь конкурентоспособности региона с наличием инновационной системы. Вместе они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развития в обеспечении жизнеспособности регионов. Накопление знаний и институтов, способствующих нововведениям , повышает уровень жизнеспособности регионов и имеет важное значение в обеспечении национальной конкурентоспособности. Суть данного подхода заключается в том, что взаимодействие институтов, связей поставщиков - потребителей и других агентов вызывает критическую массу знаний. Подход содержит особую роль институтов в накоплении технологических возможностей и в экономических изменениях, а также интегральная роль нововведений в создании и сохранении конкурентоспособности региона. Ставка на инновации в конкурентной борьбе на сегодняшний день является более перспективным подходом. В итоге, в конкурентной борьбе победу празднуют участники рынка, которые занимают атакующую позицию в войне инноваций. Это объясняется тем , что каков бы ни был риск нововведений, обнародование техники, неспособность к их осуществлению всех инноваций порождает ещё больший риск. Обычно в отдельную группу относят те факторы, которые представлены лишь в постановочном варианте либо они еще не стали объектом внимания исследователей. Например, роль государства в обеспечении конкурентоспособности региона. Существует мнение, что с помощью особой политики происходит создание конкурентного преимущества региона, следовательно, эта политика благоприятствует определённым отраслям в момент, когда они становятся слабыми. Особое экономическое значение имеет экономико-географическое положение региона, однако, еще в середине 90-х гг. оно было объявлено неважным. На сегодняшний день увеличиваются возможность для использования регионами экономико-географическое положение для создания конкурентных преимуществ с помощью формирования , так называемых, транспортных коридоров. Источником регионального преимущества может выступать возможность доступа к товарному потоку и обеспечения услуг по транзиту товаров. В связи с тем, что в мире растет ценность здорового образа жизни и подходов устойчивого развития, это повышает рекреационную ценность регионов, где для этого имеются все условия, давая шанс обеспечения преимуществ этим регионам. На сегодняшний день, возрастает возможность мирового туризма , тем самым это повышает шансы многих регионов участвовать в борьбе путем привлечения платёжеспособного спроса на образцы уникальной культуры. Еще одним отдельным фактором выделяют образ или по другому имидж региона его репутация, что немало важно для людей, которые посещают те или иные регионы. Чаще всего, регион является как специфический «товар», иначе говоря, он является объектом выбора целевых потребителей: инвесторов (как места размещения капитала), бизнесменов (как места размещения торговых и производственных операций), жителей (как места жительства), работников (как места работы), руководящих деятелей (как места проведения деловых и политических мероприятий), туристов и т.д. На самом деле, имидж региона, его репутация может оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на поведение целевых потребителей. Управление имиджем служит повышению конкурентоспособности региона. Необходимо формировать конкурентный образ мышления, потому что это является немаловажным фактором конкурентоспособности региона. Сюда же можно отнести и качество продукции, производимой предприятиями региона. «Наступивший век должен стать веком качества в противоположность ушедшему веку производительности. Именно качество может обеспечить высокую конкурентоспособность, постоянный рост рынка сбыта и увеличение прибыли. Оно (качество) - самый точный и обобщающий показатель научно-технического прогресса, культуры и дисциплины труда».
1.1.Географическое положение
Тульская область входит в состав Центрального Федерального округа РФ. Граничит с Московской, Рязанской, Липецкой, Орловской, Калужской областями. Образована 26 сентября 1937 году. В её состав входит 5 округов и 22 района. Административный центр - город Тула, основанный в 1146 году. Общая площадь области 25,679 тыс. кв. км. Протяженность региона с севера на юг – 200 км, с запада на восток – 190 км. Население — 1 553,9 тыс. человек (2010 год). Крупнейшие города области – Тула (501,1 тыс. человек), Новомосковск (131,2), Донской (64,6), Алексин (63,0), Щёкино (58,2), Узловая (55,3).
Выгодное географическое положение – центр Европейской части России, близость Москвы и Московской области с их огромными экономическими и другими потенциалами.
На юго - западе крупные месторождения торфа. Значительны залежи различных строительных материалов, особенно известняков. Имеются промышленные запасы железной руды, известны несколько источников минеральных вод.
Для эксплуатации пригодно 8 млн м³ древесины. Расчётная лесосека используется на 70-80 %.
За последние 3 года из пределов СЗЗ промышленных предприятий было переселено более 280 человек. Объём сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2010 году по прогнозным данным составил 190 млн.куб.м. Уровни загрязнения рек соответствуют классам качества 3А «загрязненная» и 4А «грязная». На территории Тульской области централизованное питьевое водоснабжение населения осуществляется из подземных источников, поверхностные источники используются только для рекреационных целей. В 2010 г. количество источников водоснабжения уменьшилось на 28 скважин. В 2010 г. показатель количества водопроводов из подземных источников не соответствующих санитарным нормам и правилам из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений остается на уровне 2009 года и составляет 5,6 %.
В 2010 году впервые издана «Красная книга Тульской области: растения и грибы», официальное издание, содержащее сведения о состоянии, распространении и необходимых мерах охраны 292 объектов растительного мира, в том числе 165 видов сосудистых растений, 44 — моховидных, 25 — лишайников и 58 видов грибов.
В Тульском регионе функционируют экологические организации, самой крупной из которых является Межрегиональная общественная организация «ЭКА».
1.2.Транспорт
Область располагает развитой региональной транспортной сетью, состоящей из пассажирского и грузового автомобильного и железнодорожного транспорта, городского электротранспорта города Тулы. Кроме этого её пересекают автомобильные магистрали федерального значения: Москва – Крым, Москва – Дон, Москва – Каспий, Калуга – Тула – Рязань, Калуга – Белев – Орел. В области находятся крупные железнодорожные узлы – в Туле, Узловой, Новомосковске.
Область имеет беспересадочные
пассажирские связи с Москвой, с центрами Брянской, Воронежской, Тамбовской, Орлов
Если говорить о железнодорожном
транспорте то общая протяжённость железнодорожных
линий составляет около 1 тыс. км, из центров
муниципальных районов лишь посёлки Одоев, Чернь и Арханге
Ежедневно между Москвой и Тулой курсирует скоростной пассажирский электропоезд, время в пути 2 часа 20 минут.
В области протекает 1682 реки и речки, как постоянно текущие, так и пересыхающие, общей протяженностью 10 963 км. Большинство рек имеют длину менее 5 километров. Они составляют около 77 % всего количества водотоков. Это так называемые малые реки области. К малым рекам относятся практически все реки области, за исключением Оки, Упы, Дона и Красивой Мечи.
Регион имеет выход на речную сеть европейской части России, в перечень внутренних водных путей включена река Ока от Калуги, пристани в городе Алексин у деревень Егнышевка и Бехово. Основные перевозки на участке осуществляет ОАО «Порт Серпухов»: туристические рейсы по живописным маршрутам Серпухов — Таруса с многочисленными домами отдыха, туристическими базами и детскими лагерями; добыча и перевозка нерудных полезных ископаемых.
Через регион проходит нефтепродуктопровод «Рязанский НПЗ—Орёл» с ответвлением на Калугу, осуществляющий обеспечение топливом юга центрально европейской части и экспортные поставки. Объём перекачки через регион составляет более 4 млн т/год.
Регион пересекает магистральная ЛЭП Смоленская АЭС — ПС Михайловская (Рязанская область). Из единой энергосистемы в область перебрасывается половина потребности — около 6,5 млрд кВт·ч/год (эквивалентно около 2,2 млрд м³ газа, как топлива для типовой ТЭС).
1.3.Промышленный потенциал
Регион обладает мощным промышленным потенциалом.
Тульская область занимается : химической отраслью — 23 %, это и производство синтетического каучука (Ефремов), производство резинотехнических изделий, производство синтетических смол и пластических масс (Узловая), производство синтетических красителей, химических волокон и нитей. Ведущими предприятиями химии в настоящее время являются ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск», ООО «Аэрозоль Новомосковск», ОАО «Щекиноазот», ОАО «Химволокно», ОАО «Пластик», ОАО «Ефремовский завод СК», ЗАО «Тульский завод РТИ». Предприятия развиваются, инвестиции в них растут. Растёт и доля химических производств в промышленности региона (в 2006 году было 25%).
Из-за высокого качества химические товары тульских производителей обладают высокими конкурентными свойствами, поэтому они хорошо продаются не только в нашей стране, но и экспортируются во многие страны мира. Такие, как США, Германия, Китай, Великобритания, Турция, Украина, и др. Главные виды продукции – метанол, азотные удобрения, аммиак, синтетический каучук.
Машиностроение — 22 %. Машиностроительная отрасль объединяет в себя около 800 предприятий . На протяжении последних лет машиностроение Тульской области демонстрировало рост, который прервался лишь финансовым кризисом 2008 года (в 2006 году было 18%).
К основным конкурентоспособным предприятиям области можно отнести ОАО «Тяжпромарматура» (г.Алексин), ОАО «Трансмаш» (г.Белев), ООО «Щекинский завод РТО» (г.Щёкино), ЗАО «Тулаэлектропривод» (г.Тула), ЗАО «Тулажелдормаш» (г.Тула).
ОАО «Тяжпромарматура» – ведущее предприятие страны по изготовлению трубопроводной арматуры для нефтяной, химической, газовой и энергетической отраслей промышленности. Продукция экспортируется во многие страны мира. Современное оснащение и технология, постоянные инновации и персонал позволяют предприятию обеспечивать высокое качество арматуры.
ОАО «Трансмаш» является
ведущем предприятием страны, обеспечивающим
тормозным оборудованием
ООО «Щекинский завод РТО» изготовитель деталей и узлов к импортному газотурбинному оборудованию для предприятий химической промышленности, газоперекачивающим агрегатам.
ЗАО «Тулаэлектропривод» — ведущее предприятие России по производству электроприводов для трубопроводной арматуры, в том числе для оборудования АЭС. Электроприводы для запорной арматуры поставляются во все регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья.