Стратегия маркетинга в здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:39, реферат

Краткое описание

Здравоохранение воспринимается обществом как неотъемлемая составляющая уровня и качества жизни, которая так же играет важнейшую роль в экономическом развитии государства, обеспечивающая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создает базу для социально-экономического роста.
Система здравоохранения государства является одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность страны.
Концепция маркетинга, используемая в управлении коммерческими предприятиями, нашла свое место и в здравоохранении, поэтому тема данной работы достаточно актуальна.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1.Здравоохранение: медицинские услуги, рынок медицинских услуг, маркетинг медицинских услуг…………………………………………………...4
2. Предпосылки возникновения маркетинга в сфере здравоохранения.7
3. Цели и задачи маркетинговой деятельности в здравоохранения….10
4.Стратегия маркетинга в здравоохранения…………………………….11
Заключение………………………………………………………………..15
Библиографический список…………

Вложенные файлы: 1 файл

здравоохранения.docx

— 32.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....3

1.Здравоохранение: медицинские услуги, рынок медицинских услуг, маркетинг медицинских услуг…………………………………………………...4

2. Предпосылки возникновения маркетинга в сфере здравоохранения.7

3. Цели и задачи маркетинговой деятельности в здравоохранения….10

4.Стратегия маркетинга в здравоохранения…………………………….11

Заключение………………………………………………………………..15

Библиографический список………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здравоохранение воспринимается обществом как неотъемлемая составляющая уровня и качества жизни, которая так же играет важнейшую роль в экономическом развитии государства, обеспечивающая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создает базу для социально-экономического роста.

Система здравоохранения государства является одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Концепция маркетинга, используемая в управлении коммерческими предприятиями, нашла свое место и в здравоохранении, поэтому тема данной работы достаточно актуальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Здравоохранение: медицинские услуги, рынок медицинских услуг, маркетинг медицинских услуг

 

Маркетинг - это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли.

Маркетинг в здравоохранении - комплексная система мер по организации управления хозрасчетной деятельностью учреждений, основанной на изучении и формировании спроса на медицинские услуги, строго направленном расходовании ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи и укреплении здоровья. Особенностью маркетинга в здравоохранении является то, что учреждения здравоохранения предоставляют услуги.

В здравоохранении рынок представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.

Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).

Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.

Услуги здравоохранения - не обычный товар, производство и потребление которого определяются соотношением платежеспособного спроса и предложения. Это сознательное благо должно быть предоставлено человеку во что бы то ни стало, независимо от того, богат он или беден, способен он его оплатить или нет: ведь если это благо не предоставляется, рано или поздно прекращается всякое производство, поскольку в современных условиях эпидемии и всяческие другие напасти способны уничтожить все человечество.

Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том, что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов, процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией медицинской помощи.

Медицинская услуга выступает как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

неосязаемость

неотделимость от источника услуги

непостоянство качества

невозможность хранения.

Медицинские услуги проходят все стадии жизненного цикла товара:

1. Стадия внедрения. Новая  медицинская услуга требует доказательств  своей эффективности и безопасности.

2. Стадия роста. Новая  эффективная медицинская услуга  начинает внедряться в лечебных  учреждениях, растет потребность  в этой услуге. Для коммерческих учреждений - стадия, на которой достигается максимальная прибыль.

3. Стадия зрелости. Медицинская  услуга хорошо известна и широко  распространена, на рынке появляются  новые более эффективные, но и  более дорогие медицинские услуги.

4. Стадия спада. Медицинская  услуга постепенно вытесняется  новыми, перестает быть востребована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Предпосылки возникновения маркетинга в сфере здравоохранения

 

Здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки, предпринимавшиеся, в том числе в развитых странах, полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов и способов управления, в том числе маркетинга. Кроме того, медицинские работники рассматривали свою работу как искусство и не считали нужным вникать в проблемы экономики предприятия и ее оптимизации. Но в связи с охватившей общество рыночной эйфорией и бездумной имплантацией рыночных отношений в здравоохранение разница между медицинской помощью и медицинской услугой в общественном сознании целенаправленно стирается. Врач ставится на одну доску с парикмахером и другими представителями коммунально-бытовых услуг, чем попирается святость врачевания, его гуманизированная жизнесохраняющая, общесоциальная функция.

Вместе с тем опыт экономически развитых стран доказывает, что здравоохранение не может существовать на принципах альтруизма и государства благосостояния. Изменения в экологии, психологии людей, состоянии общественного здоровья, макроэкономические тенденции не позволяют государству брать на себя полностью расходы по здравоохранению. Значительная часть, как расходов, так и ответственности ложится на самих потребителей и страховые организации. При этом возникает свобода выбора, а значит - конкуренция, что обусловливает необходимость использования маркетинга.

Эффективность развития лечебно-профилактических учреждений как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т.д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т.д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливался, достигнув в настоящее время значительных цифр (в основном в странах Европы и США).

Следствием этого явились значительные изменения в финансировании медицинских учреждений, которые послужили основной предпосылкой к использованию современных экономических методов управления учреждениями здравоохранения.

Сокращение государственных дотаций, контроль расходов со стороны страховых компаний, внедрение этических стандартов в медицине привели к тому, что со стороны учреждений здравоохранения повысился спрос на внешние дополнительные инвестиции, что привело к росту конкуренции на инвестиционном рынке.

Таким образом, переход финансирования к частным лицам, некоммерческим организациям, страховым компаниям, ограниченные объемы государственного финансирования учреждений здравоохранения обусловили внедрение в систему управления здравоохранением принципов маркетинга с целью привлечения дополнительных потребителей услуг и инвесторов.

Другой предпосылкой к использованию маркетинга является научно-технический прогресс: появление новых промышленных, информационных технологий позволило значительно снизить стоимость многих ресурсов, используемых учреждениями здравоохранения. В целом медицинские услуги стали более доступны как в ценовом плане, так и с точки зрения информационной и территориальной доступности.

Увеличение количества медицинских учреждений, вызванное ростом спроса на их услуги, а также растущей рентабельностью последних вследствие использования современных методов управления и новых технологий, предполагает свободный выбор их услуг потребителем, в связи с чем клиентами предъявляются более высокие требования к качеству услуг и обслуживания. В свою очередь, учреждения здравоохранения вынуждены более часто прибегать к инструментам маркетинга с целью понимания нужд потребителей не только в плане лечения, но и обслуживания, разработки конкурентоспособной стратегии развития своего предприятия.

Вместе с тем разработка новых технологий, лекарственных средств, усовершенствование медицинского оборудования приводят к увеличению статей затрат, что предопределило необходимость использования принципов маркетинга в сфере ценообразования, и в целом - поддержки конкурентоспособности учреждения.

К XXI веку произошли значительные изменения в мировоззрении людей, в их отношении к своему здоровью, в том числе и к организации здравоохранения в целом. Усиление внимания к своему здоровью обусловливает рост спроса на медицинские услуги, но вместе с тем повышаются и требования к их качеству и ассортименту. Складывается тем самым ситуация, когда главной проблемой медицинского учреждения становится оптимизация объема и структуры потребления медицинских услуг, как в интересах каждого индивидуума, так и в интересах общества в целом. Поскольку здравоохранение имеет своей целью удовлетворение общественных и личных нужд, то для его успешной деятельности потребности общества и людей должны быть изучены, спрогнозированы возможные их изменения. Достичь поставленных целей помогает маркетинг, обеспечивая учреждения здравоохранения необходимыми методами сбора и анализа информации.

3. Цели и задачи маркетинговой деятельности в здравоохранении

 

Маркетинг - форма менеджмента по управлению производственно-коммерческой деятельностью лечебного учреждения в условиях рыночной экономики.

Основными целями маркетинговой деятельности учреждений здравоохранения являются:

- удовлетворение требований  потребителей медицинских услуг  связанных с реализацией комплекса  оздоровительно-профилактических, санитарных, лечебных и иных медицинских  услуг;

- достижение конкурентных  преимуществ в области предоставления  медицинских услуг;

- завоевание доли рынка  медицинских услуг;

- обеспечение положительной  динамики (соотношение конечного  результата и затрат) процессов  предоставления медицинских услуг;

- привлечение новых потребителей  услуг.

Основные функции маркетинговой деятельности в сфере здравоохранения представлены на схеме:

Задачи маркетинга:

· всестороннее, системное изучение рынка;

· определение потенциального спроса;

· выявление неудовлетворенных потребностей;

· определение товарного ассортимента и цен;

· разработка комплекса мероприятий направленных на более полное удовлетворения существующего спроса и его формирование в будущем;

· планирование и осуществление сбытовых программ;

· разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

 

 

 

4. Стратегия маркетинга в здравоохранении

 

В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:

· Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?

· Каков спрос на данный вид услуг (товар)?

· Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?

· Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?

· Какова покупательская способность населения?

· Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или услуг) по сравнению с существующими на рынке?

· Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и рекламные условия для воздействия на потребности?

Также медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).

Информация о работе Стратегия маркетинга в здравоохранения