Финансирование школьного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить механизмы финансирования школьных учреждений и привлечь материальные средства малого и среднего бизнеса к их финансированию. Отсюда вытекают следующие задачи:
определить основные финансовые поступления школы;
рассмотреть школьные экономические модели;
раскрыть механизм привлечение материальных средств из внебюджетных источников;
выявить возможности развития сотрудничества малого и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани;

Вложенные файлы: 1 файл

УОО.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Сегодня уже аксиоматично, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики. По мнению многих специалистов, конкурентоспособность того и другого в настоящее время определяется более «серым веществом», чем «черным золотом».

Менее понятно  то, что конкурентоспособность образовательной  системы практически недостижима  без радикальных изменений экономики  этой системы.

В настоящее  время одним из ключевых условий обеспечения эффективности образовательной политики государства является комплексная модернизация экономических механизмов сферы образования. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования этой сферы, созданием условий повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо стимулировать привлечение образовательными учреждениями внебюджетных финансовых ресурсов, для чего должны быть сняты барьеры, препятствующие их рациональному использованию. Следует обеспечить рационализацию, в том числе вывод из тени значительных финансовых потоков, которые складываются из расходов предприятий и семей на образование, минующих образовательные учреждения. Это, в частности, неоправданные расходы на репетиторство, проезд, не говоря уже о потоках нелегального характера.

Во всех экономически развитых странах Европы и Америки не менее трех четвертей забот, связанных с хозяйственным содержанием и материально-техническим снабжением подведомственных школ, государство давно уже возложило на плечи малого бизнеса — к вящему удовлетворению и очевидной выгоде всех заинтересованных сторон. Положительный опыт широкомасштабного привлечения частного предпринимательства к решению проблем школьного обеспечения появился и в десятках регионов нашей страны.

Меры, нацеленные на быстрое увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, должны сочетаться с мерами, направленными на оптимизацию использования ресурсов этой сферы. При этом экономическая эффективность не может противопоставляться социальной. Обоим критериям соответствуют, в частности, усиление гибкости в использовании бюджетных и внебюджетных средств, рациональное построение сети образовательных учреждений, создание образовательных комплексов, совместное использование элементов материально-технической базы и целый ряд других мер.

Разработанность темы исследования. В работе была использована различная научная литература и источники. В работе А.М. Новикова «Постиндустриальное образование» особое внимание уделено понятию образования, его основным характеристикам. Содержание, источники и принципы образования широко описывают выдающиеся ученые М.М. Поташник и М.Л. Портнов1

Объектом  исследования является механизм финансирования школьного образования, а предметом – привлечение материальных средств малого и среднего бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений.

Цель – изучить механизмы финансирования школьных учреждений и привлечь материальные средства малого и среднего бизнеса к их финансированию. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • определить основные финансовые поступления школы;
  • рассмотреть школьные экономические модели;
  • раскрыть механизм привлечение материальных средств из внебюджетных источников;
  • выявить возможности развития сотрудничества малого и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани;
  • разработать PR-проект на тему: «Привлечение материальных средств малого и среднего бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений г.Казани с помощью методов и приемов PR».

Структура курсового проекта. Состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения финансирования школьного образования в Российской Федерации

1.1 Финансовые средства школы

 

Основным источником финансирования учреждения образования и в условиях хозяйствования остается государственный бюджет. Для учреждений образования хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием предусматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следующие внебюджетные источники пополнения финансовых фондов учреждений:

  1. поступления за выполненные работы (услуги);
  2. проведение мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями;
  3. поступления по оказанию платных услуг населению;
  4. выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учебно-опытных участков;
  5. выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
  6. добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также от отдельных граждан и прочие поступления.2

Поступая из различных источников, эти средства вместе с бюджетными ассигнованиями образуют единый фонд финансовых ресурсов учреждения, т.е. составляют доход учреждения. При этом следует отметить, что поступающие в распоряжение учреждения внебюджетные средства не должны учитываться при определении сумм ассигнований из государственного бюджета по стабильным нормативам и не могут являться основанием для уменьшения объемов бюджетных ассигнований.3

Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрасчетных работ по договорам и заказам  производится учреждениями образования  по тарифам и ценам, предусмотренным  утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при их отсутствии по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения местных органов власти.4

Круг хозрасчетных работ  у учреждений образования может  быть очень широким. Основные положения  хозяйственного механизма отрасли фиксирует только основные из них: организация изучения отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленного изучения предметов, организация работы кружков. Следует однако иметь в виду, что проведение хозрасчетных работ не должно наносить ущерб основной деятельности учебно-воспитательных учреждений, а оказание платных услуг осуществляется не вытесняя деятельность, финансируемую из средств государственного бюджета.5

Следует отметить, что отраслевой экономический механизм не предусматривает директивный характер контрольных цифр. Это чисто ориентировочные показатели, имеющие своей целью обеспечение взаимоувязки экономических планов различных уровней.

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей (за исключением фондов, к которым применяются особые условия реализации), а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями, экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.

Распределение средств фондов осуществляется учреждениями самостоятельно в соответствии с финансовыми планами (сметами), одобренными трудовыми коллективами (советами учреждений) и утвержденными руководителями учреждений по согласованию с профсоюзной организацией.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением.6

Неиспользованные в текущем  отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию у учреждений не подлежат и используются ими в последующих периодах.

Руководителю учреждений общего образования предоставляются широкие права в области организации и оплаты труда. По согласованию с профсоюзными организациями они имеют право:

  • утверждать штатные расписания и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда);
  • за счет и в пределах данного фонда устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе.7

При этом должностные  оклады и тарифные ставки рассматриваются  как гарантированный минимум заработной платы для соответствующих категорий работников. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учреждения. Эти надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении качества работы.

Следует также  отметить, что хозяйственный механизм образования не предусматривает  ограничения максимального размера заработной платы работников. 8

В целях повышения  уровня эффективности использования  материальных ресурсов учреждения народного  образования предоставлено право  продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их балансе транспортные средства, оборудование, сооружения, инвентарь, другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели.

Могут учреждения образования и сдавать в аренду занимаемые ими здания, хотя эти здания не являются их собственностью.9

Учреждениям народного  образования предоставлено право  пользоваться банковским кредитом. Причем краткосрочный кредит может быть выдан банком учреждению на цели финансирования его текущей деятельности, а долгосрочный — предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фондов производственного и социального развития.

Учреждения  образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единые учебно-производственные комплексы, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В условиях хозяйствования учреждениям образования в целях  совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Для каждой школы, на основе установленных поступлений  бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд материально-технического, производственного и социального развития. Образование указанных (двух) фондов осуществляется на основе определенного на соответствующий период норматива, устанавливаемого в процентах от общего финансового фонда школы.10

Временное положение  предоставляет широкие хозяйственные  и финансовые права директору школу. Выступая от имени школы, он имеет право:

  • приобретать, арендовать, заказывать необходимое(!) школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному или налично-денежному расчету, в розничной торговой сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта;
  • заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися школы на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.;
  • заключать договоры на оказание школой различных услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям;
  • заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебно-воспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприятиями, кооперативами, сосредотачивая все средства или их часть для развертывания работы межшкольных комбинатов, курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.д.11

Расширение  прав руководителей школ одновременно налагает на них и высокую ответственность.

Профессиональный  контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью школ осуществляют финансовые органы и централизованные бухгалтерии.

Бюджет школы  — материальная база для организации образовательного процесса. Сметы на содержание школы составляются директором школы и утверждаются вышестоящими органами образования. Основанием для составления годовой сметы является решение районных органов власти по следующим разделам:12

а) производственный план — число учащихся и классов;

б) штат учителей и сотрудников;

в) утвержденные должностные оклады учителей (согласно тарификации) и других работников школы;

г) размер ассигнований на капитальный ремонт школы;

Информация о работе Финансирование школьного образования в РФ