Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:01, лекция
В представлении маркетинга цена товара- это оценка его потребительной стоимости с точки зрения того, кто производит или обменивает товар.
В этом представлении отражены три существенных обстоятельства. Прежде всего, цена увязывается с потребительной стоимостью товара, т.е. основывается на качественных показателях, а не на количестве затраченного труда. Во- вторых, цена увязывается с представлениями и оценками потребителя. Потребитель же, принимая решение о покупке, исходит из своей оценки потребительной стоимости, верхнюю границу которой предло-женная цена не должна превышать. При этом указанная верхняя граница зависит от факторов, которые могут быть неизвестны производителю и продавцу.
Ценовая политика предприятия
Цена товара и методы её формирования
В представлении маркетинга цена товара- это оценка его потребительной стоимости с точки зрения того, кто производит или обменивает товар.
В этом представлении отражены три существенных обстоятельства. Прежде всего, цена увязывается с потребительной стоимостью товара, т.е. основывается на качественных показателях, а не на количестве затраченного труда. Во- вторых, цена увязывается с представлениями и оценками потребителя. Потребитель же, принимая решение о покупке, исходит из своей оценки потребительной стоимости, верхнюю границу которой предло-женная цена не должна превышать. При этом указанная верхняя граница зависит от факторов, которые могут быть неизвестны производителю и продавцу. Наконец, в-третьих, цена зависит от близости к конечному потребителю тех, кто предлагает товар. Чем больше промежуточных звеньев между производителем и потребителем, тем выше будет цена товара для потребителя. В принципе задача установления цены возникает в двух случаях: при выпуске нового товара и при выходе на новый рынок. Способы установления цены могут основываться: 1) на учете затрат производства товара с добавлением желаемой прибыли; 2) на оценке спроса и предложения; 3) на учете условий рыночной конкуренции. Рассмотрим некоторые подходы к формированию цены.
Наиболее элементарным, понятным и поэтому часто используемым подхо-дом является определение цены товара как суммы затрат его производства и установленной по тем или иным соображениям прибыли. Очевидно, что при установлении цены ниже, чем затраты производства, предприятие- товаропроизводитель будет действовать себе в убыток. Это возможно только в том случае, если выпуск данного товара сопровождается дотацией произ-водителю со стороны государства или какой- то другой заинтересованной организацией.
При
всей простоте подхода он, к
сожалению, не учитывает
С
рассмотренным подходом в
Еще один подход к определению цены товара связан с оценкой его потре-бительной стоимости, при этом анализ затрат на производство служит лишь базой для их сопоставления с потребительной стоимостью и достижения положительных производственных результатов. Естественно, для этого необходимо предлагать потребителям товары с высоким качеством и. в частности, выше, чем у конкурентов; тогда этим товарам гарантирована высокая оценка покупателей.
Цена
товара может устанавливаться
также с ориентацией на цены
конкурентов. Производитель,
Ценовая стратегия предприятия
Формирование
товаропроизводителем цен на
свою продукцию должна быть
ориентировано на его
Поставленная цель определяет соответствующую ценовую стратегию, которая является одним из важных элементов маркетинга и основой последующей маркетинговой деятельности. Выбор ценовой стратегии должен иметь в виду не только и не сколько интересы производителя в данный момент, сколько предпочтения потребителя. На том или ином рынке может устанавливаться определенный ценовой уровень или интервал, привычный для потребителей, но ничем особенным не выгодный для них. Если товаропроизводитель, изучавший условия такого рынка, предложит потребителям более интересную систему цен, то он может получить значительные преимущества в конкурентной борьбе за рост продаж и рыночной доли. В этом случае важную роль могут сыграть различные уступки и скидки с цены, например, скидка при оплате покупки в кредит в более короткие, нежели первоначально установленные, сроки; скидки при более крупных партиях приобретаемого товара; функциональные, сервисные скидки т. п.
Ценовая стратегия может дополняться различными специальными маркетинговыми приемами, которые предназначены для направленного психологического воздействия на потребителей, побуждающего их приобрести товар. Конечно, самым сильным источником подобного воздействия является дефицит товаров, но он имеет антисоциальный характер и в нормальной экономической обстановке не может и не должен использоваться. Столь же недопустимым должен быть признан монополизм и ценовой диктат производителей, о чем уже говорилось.
Разработанный
на основе исследований рынка
и произведенный товар
В
практике маркетинга известны
приемы установления
Часто
применяются такие приемы, как
скидки с цены для
Установление цены на товар, выбор ценовой стратегии входят в процесс формирования ценовой политики товаропроизводителя, сущность которой состоит в создании и поддержании в динамике оптимальной структуры цен по товарам и рынкам. Специалисты маркетинга рекомендуют ряд принципов, применяемых при разработке ценовой политики:
Разработанный
на основе исследований рынка и произведенный
товар предлагается по установленной
цене потребителям соответствующих
нулевых сегментов.
Виды цен
В
практике маркетинга
Различают следующие виды цен:
«СИФ» (англ. – стоимость, страховка, фрахт) означает, что продавец обязан за свой счет застраховать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахта), оплатить таможенные расходы и страховку и взять на себя риск гибели или порчи после пересечения линии борта.
«Франко» - (фр.- свободный) условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включатся транспортные, страховые и таможенные расходы. Это могут быть, например, «франко- граница», «франко-склад», «франко-скважина», «франко- стройплощадка».
«ФОБ» - (англ.- франко-борт) –означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения.
«ФОР» - (англ.- франко-железная дорога) – означает, что продавец должен за свой счет и риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон; все остальные расходы несет покупатель.
Помимо этих различают и другие виды цен. К ним относится мировая цена. На сырьё она определяется уровнем цен стран- экспортеров или импортеров, по готовым товарам- ценами ведущих мировых фирм, специализирующихся на производстве и реализации определенных товаров. Эти цены обычно устанавливаются в свободно конвертируемой валюте.
Монопольные цены устанавливаются монополиями выше или ниже цены производства; обычно это предельно возможные высокие цены на реализацию своей продукции и предельно низкие цены на приобретение сырья, полуфабрикатов и иных товаров.
Номинальные цены публикуются в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
Оптовая цена определяет цену на товар при крупных поставках товаров торговым и промышленным предприятиям. Экспортеры заинтересованы в максимально высоких ценах, а импортеры- в возможно более низких ценах.
Цена предложения указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок.
Цена производства определяется издержками производства плюс средняя прибыль на авансированный капитал.
Цена розничная- цена продаж отдельным покупателям очень малых партий (1-3 шт.), которая основывается на сумме издержек производства и обращения товара плюс прибыль производственных и сбытовых организаций плюс налог с оборота.
Рыночная цена – цена, по которой осуществляется купля- продажа на данном рынке.
Цена спроса складывается на рынке покупателями. В зависимости от условий купли- продажи используется тот или иной вид цены.