Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 22:17, реферат
В условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации компаниям необходимо не только глубоко понимать внутреннюю организацию и делать акцент на нынешнем положении дел, но также вырабатывать определенную стратегию поведения, которая позволила бы учитывать происходящие изменения. Кроме того, такая стратегия позволила бы определить реальные возможности развития фирмы с учетом ресурсных ограничений и выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие стратегии……………………………………………………………..5
1.2 Понятие, характеристика и функции стратегического планирования……6
1. 2.1 Сущность стратегического планирования……………………………….6
1.2.2 Виды стратегического планирования…………………………………….6
2 Цикл стратегического планирования ………………………………………...8
2.1 Миссия и цели организации………………………………………………….9
2.1.1 Цели формулирования миссии……………………………………………10
2.1.2 Классификация и характеристика целей организации…………………11
2.1.3 Взаимозависимость миссии и стратегии организации. Ошибки при формулировке миссии…………………………………………………………...12
2.2 Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………..13
2.3 Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии………………...14
2.4 Реализация стратегии………………………………………………………..15
2.5 Оценка и контроль стратегии……………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие стратегии…………………………………
1.2 Понятие, характеристика и функции стратегического планирования……6
1. 2.1 Сущность стратегического планирования……………………………….6
1.2.2 Виды стратегического планирования…………………………………….6
2 Цикл стратегического планирования ………………………………………...8
2.1 Миссия и цели организации…………………………………………………
2.1.1 Цели формулирования миссии……………………………………………10
2.1.2 Классификация и характеристика целей организации…………………11
2.1.3 Взаимозависимость миссии
и стратегии организации.
2.2 Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………..13
2.3 Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии………………...14
2.4 Реализация стратегии………………………………………………………
2.5 Оценка и контроль стратегии……………………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
В условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации компаниям необходимо не только глубоко понимать внутреннюю организацию и делать акцент на нынешнем положении дел, но также вырабатывать определенную стратегию поведения, которая позволила бы учитывать происходящие изменения. Кроме того, такая стратегия позволила бы определить реальные возможности развития фирмы с учетом ресурсных ограничений и выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики.
В последнее время резко возросло значение стратегического управления. И этому сопутствует ряд причин: быстро меняющаяся ситуация на рынке и в окружающей среде, постоянное появление новых запросов потребителей, борьба за ресурсы, открытия и достижения науки и техники, развитие информационных технологий, а также ряд других условий.
Значение стратегии также определяется ее уникальностью. Процесс разработки стратегии для каждой организации также уникален и он зависит от ряда факторов: позиция компании на рынке, динамика развития, потенциал, характеристика и качество производимых ею товаров или оказываемых услуг. Поэтому не может существовать единой стратегии для всех компаний, как и не может существовать универсального стратегического управления, но есть некоторые общие принципы выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления для каждой отдельной фирмы.
Одним из таких основополагающих моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического планирования и стратегического управления любой организацией в целом являются ее миссия и цели, задающие основное направление ее дальнейшего развития.
Цель данной работы состоит
в изучении стратегического планирования
как составной части
Исходя из поставленной цели,
можно сформулировать следующие
задачи:
- изучить составляющие понятия «стратегическое
планирование»;
- рассмотреть и проанализировать составляющие
каждого из этапов стратегического планирования;
- дать определение миссии, определить ее роль в стратегическом управлении и влияние на стратегическое планирование.
Стратегия - это общее
направление развития. Хорошо выработанное
общее направление можно
Стратегический план должен
быть, с одной стороны, целостным,
устоявшимся, а с другой – гибким
и допускающим коррекцию. Такое
понимание стратегии позволяет
опираться не только на шаблоны и
модели, а также на анализ результатов
взаимодействия плановых и незапланированных
действий. Данных подход к пониманию
стратегии организации
Рационально выработанная стратегия
придает организации общую
Итак, стратегию можно понимать как перспективу развития и модель реагирования на изменения внешней среды, в рамках которой действует данная фирма. Выбор стратегии – центральный момент стратегического управления, которое можно представить схематически (см. рис. 1).
Стратегическое управление состоит из следующих компонентов:
- стратегическое планирование;
- реализация стратегии;
- стратегический контроль.
Теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики принятия управленческих решений, выделения отдельных управленческих схем, с помощью которых организация может добиться успешных результатов. Иными словами, теория стратегического управления, используемая в управлении организацией, может помочь добиться фирме успеха на рынке.
Стратегическое планирование - процесс определения направления действий и основных целей организации, а также обеспечения достижения этих целей путем грамотного использования и развития имеющихся преимуществ и создания новых.
Разработка стратегического плана это обширное исследования и работа с имеющимися данными для достижения поставленных целей. Ведь для того, чтобы каждая отдельная фирма могла эффективно конкурировать в быстро меняющемся и развивающемся мире бизнеса, успевать за его изменениями, она должна заниматься постоянным сбором и анализом информации, изучать возможности для бизнеса, конкуренцию и другие факторы.
В теории стратегического управления выделяют четыре вида стратегического планирования.
- Долгосрочное планирование. Долгосрочные (перспективные) планы включают в себя показатели и предложения, отображенные в обобщенных показателях, и также такие планы отражают долгосрочные цели и генеральную стратегию действий предприятия. Альтернативные стратегии не включаются в перспективный план, а включаются в специальные программы, которые содержатся в приложении к плану. В среднем долгосрочные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.
- Среднесрочное планирование.
В среднесрочных планах, которые
разрабатываются на срок от 1 до
5 лет, формулируются следующие
задачи: стратегия сбыта (сбытовая
сеть и ее развитие, контроль
над рынком), кадровая политика, финансовая
и производственная стратегия.
Наряду с этим в основе
- Краткосрочное (текущее)
планирование. Текущее планирование охватывает
период в несколько недель или месяцев.
Краткосрочное планирование, прежде всего,
реализуется через составление календарных
планов (месячных, квартальных, полугодовых),
которые представляют собой уточнение
целей и задач, которые были поставлены
в долгосрочных и среднесрочных планах.
Также краткосрочные планы могут реализоваться
через систему бюджетов или финансовых
планов.
- Оперативное планирование.
В оперативных планах обычно устанавливают:
контроль ежедневной реальной загрузки
производственных мощностей, планы-графики
движения изделий по технологической
цепочке, последовательность выполнения
различных операций, оперативные задания
подразделениям и др. Оперативное планирование разрабатывается на короткий
период: от одного до десяти рабочих дней.
Стратегическое планирование – это процесс обозначения целей фирмы и основных направлений действий для обеспечения осуществления этих целей.
Последовательность действий, которые составляют цикл стратегического планирования можно представить схематически (см. рис.2). Данный цикл начинается с решающего планового решения для организации - формулировки миссии и целей. Рационально выработанная миссия позволяет определить конкретные цели организации, выраженные в соответствующих показателях. На практике процесс выработки миссии и целей оказывается непрерывным: после выработки миссии уточняются цели, а, после их уточнения, нередко вновь конкретизируется миссия и цикл начинается заново.
Следующим элементов в
цикле стратегического
После определения параметров
внешней среды следует новый
этап цикла стратегического
Следующими этапами цикла
стратегического планирования являются
непосредственно выбор
Таким образом, цикл стратегического планирования начинается с формулировки миссии и определения целей организации, далее проводится SWOT-анализ и разрабатывается сама стратегия, которая затем реализуется в организационной структуре фирмы, подготовке персонала, организации деловых процессов.
2.1 Миссия и цели организации
Исходным пунктом и решающим плановым решением для организации является выявление и формулировка миссии и определение конкретных целей, которые обеспечат ее реализацию.
Миссия – это четко выраженная общая цель предприятия, в которой обычно определяются самые важные характеристики организации, детализируется статус предприятия и дается ответ на следующие вопросы:
- причина существования
организации, какую продукцию
или какие услуги она
- целевая аудитория и отношение к потребителям;
- философия организации и ценности, разделяемые работниками;
- основные принципы
- каковы заявленные намерения руководства предприятия. [4, c.204]
Главный вопрос, на который обычно отвечает миссия организации - это то, какую человеческую потребность она стремится удовлетворять. Следовательно, миссия любой организации состоит в решении определенных проблем потребителя. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентировано на эту общую, глобальную цель.
Миссия организации определяет ее суть деятельности, содержит контекст для разработки стратегии, содержит ориентиры, помогающие рационально распределить ресурсы и ответственность, служит основой для построения и уточнения целей фирмы.
На основе принятых организацией
целей и с учетом результатов
стратегического анализа
2.1.1 Цели формулирования миссии
Во-первых, миссия показывает суть деятельности организации, ее основные принципы, к чему она стремится и какова ее философия.
Во-вторых, миссия делает ясными для сотрудников общую цель и создает корпоративный дух в организации. В результате, она способствует тому, что все сотрудники ориентируют свои действия в одном, общем направлении.
В-третьих, миссия дает возможность для более качественного управления организацией. Это происходит по причине того, что она является основой для установления целей фирмы, а также играет важнейшую роль в разработке стратегии организации, устанавливая единое направление и границы деятельности организации. Более того, миссия расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и, следовательно, позволяет применять более широкий набор приемов контроля и мотивирования. [3, С.73]