Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:25, шпаргалка
1. Раскройте сущность маркетинга и охарактеризуйте основные составляющие комплекса маркетинга.
2. Сегментация рынка (деление потребителей на сегменты) – группы потребителей с однородным характером спроса.
3. Сформулируйте, в чем заключаются основные принципы маркетинга.
4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды маркетинга в зависимости от рыночного спроса.
....
12. Раскройте структуру построения анкеты. Приведите рекомендации при составлении анкет.
Термин «маркетинг» происходит от англ. «market» и дословно обозначает рыночную деятельность.
Теория маркетинга зародилась на рубеже 19-20 в как реакция на проблемы сбыта продукции.
На сегодняшний день существует огромное количество определений маркетинга. Отсутствие общепринятого определения связано с тем, что маркетинг – пока еще относительно молодая наука, которая пытается обобщить весьма динамичные процессы происходящие в экономике.
В современных условиях маркетинг стал «новой философией» рынка. Это означает, что предприятие в своей деятельности должно в первую очередь исходить из учета рыночной конъюнктуры, ставить рынок и потребителей во главу угла своей деятельности, подчинять им все стадии производственного процесса, включая разработку новой продукции.
Новая философия бизнеса
на практике реализуется с помощью комплекс
Изучение рынка – производство – стимулирование сбыта – рынок
Конкретизируя указанные
положения применительно к
1. Комплексное исследование рыночной среды и запросов потребителей
- исследование маркетинговой среды
- анализ совокупных
- динамика цен (изменение)
- степень конкуренции
- анализ потребительских свойств товаров
- выявление и изучение рыночных сегментов
- изучение потребителей
2. Сегментация рынка (деление потребителей на сегменты) – группы потребителей с однородным характером спроса.
3. Анализ производственно сбытовых возможностей своей фирмы
- изучение конкурентного
потенциала своей фирмы
- финансово-экономическое положение (оборотные фонды)
- производственные мощности
- МТБ (матер.техн.базу) (основные фонды)
- товарный ассортимент и возможность его обновления
Результатом таких исследований является определение всех преимуществ и недостатков.
4. Выбор целевого рынка – рыночный сегмент, где товар имел бы конкурентное преимущество относительно аналогичных товаров.
5. Разработка маркетинговых стратегий и программы – в результате выше проведенных исследований маркетинговые службы составляют стратегические, тактические и оперативные планы производственно-сбытовой деятельности (модель 4Р)
6. Товарная политика – включает создание КСП товаров, ЖЦТ, товарный ассортимент, оптимизацию товарного ассортимента, упаковка, товарный знак.
7. Ценовая политика – дает возможность изменить ценовую составляющую КСП товара и установить уровень цены в зависимости от требований рынка, фаз жизненного цикла товаров и др. факторов. (политика скидок).
8. Сбытовая политика – предполагает планирование и формирование каналов сбыта товаров (розничные оптовые торговцы)
9. Коммуникационная политика – комплекс мероприятий направленных на продвижение товара на рынок, для чего осуществляется реклама, пиар PR (связи с общественностью), личные или персональные продажи, стимулирование сбыта.
10 Формирование маркетинговых служб
11. Контроль маркетинговой
деятельности и оценка ее
Каждое из перечисленных направлений важно само по себе, однако ценность и значимость каждого из них возрастает, когда они используются в комплексе. В таком случае речь идет об использовании предприятием концепции маркетинга.
Тогда спрос на товары значительно превышал предложение и практически все товары на рынке находили сбыт, даже если они не вполне отвечали требованиям потребителей. Конкуренция на рынке отсутствовала. Все внимание предприятий сосредотачивалось на внутренних возможностях производства, увеличении его объемов и снижении издержек.
Связь производства и рынка осуществлялась по схеме:
Производство товаров – Рынок
Применение этой концепции возможно лишь при условии, когда спрос превышает предложение, или когда с/с-ть изготовления единицы товара достаточна велика и ее необходимо уменьшить за счет массового производства.
2. Товарная концепция
В основе лежит совершенствование товара, повышение его качества при доступных для потребителей ценах. Появляется конкуренция.
3. Концепция сбыта – в ее основе лежит потребность предприятий продать уже произведенный товар в условиях насыщенного рынка.
Связь производства и рынка осуществлялась по схеме:
Производство товара – Реклама и стимулирование сбыта товара – Рынок
4. Концепция маркетинга – это сравнительно новый подход к управлению предприятием. Использование этой концепции дает возможность п/п изучить нужды и потребности потребителей его продукции и обеспечить их более эффективное удовлетворение.
Эта концепция возникла в условиях:
Предприятие считает, что работа на «неизвестный» рынок не дает гарантий сбыта, поэтому необходимо изучить рынок и определить запросы потребителей, а также научиться самим их формировать.
Определяющее правило, которое характеризует суть концепции: «Отыщите потребности и удовлетворите их».
Поэтому успеха на рынке добиваются те предприятия, кот. удовлетворяют потребности эффективнее конкурентов.
Связь производства и рынка осуществлялась по схеме:
Изучение рынка – производство товара – Рынок
5. Концепция социально-этичного маркетинг – эта концепция требует сбалансированности трех факторов:
1. Получение прибыли предприятия
2. Удовлетворение потребностей потребителя
3. Повышение благосостояния общества.
6. Концепция маркетинга взаимоотношений
Концепция делает упор не только на установление, но и на развитие и поддержание взаимодействия с потребителями.
Эта концепция переносит акцент с техники маркетинга на соц. аспекты взаимодействия с потребителями – развитие долгосрочные взаимоотношений.
При этом цель маркетинговой деятельности остается прежней – наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, изменяется лишь способ ее достижения. Упор делается на долгосрочные взаимоотношения между производителем и покупателем.
Способность удерживать покупателей
является показателем
Внедрение этой концепции
позволяет управлять
Мерой успеха явл. удовлетворение потребностей в течение длительного времени, для этого каждое взаимоотношение между покупателем и продавцом необх. рассматривать как индивидуальное.
Принципы – основополагающие, взаимосвязанные положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность.
В основе принципов маркетинга лежит идея о том, чтобы производить товары, ориентированные на потребителя с учетом требований рынка.
Основными принципами маркетинга явл.:
1. Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей, т.е. необх. проводить постоянный, систематический, всесторонний учет потребностей потребителя.
Рынок образуют потребители с определенными нуждами и запросами. Поэтому поставляемые на рынок товары должны рассматриваться предприятием с учетом того, насколько они могут помочь покупателям в решении их проблем.
2. Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, что для предприятия, в конечном счете, сводится к достижению намеченных долговременных целей.
3. Комплексный подход к достижению поставленных целей, т.к. успех предприятия обеспечивается только всей совокупностью средств маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимодействии.
Комплексность означает, что
определенные маркетинговые действия
(исследование рынка, анализ потребителей,
прогнозирование конъюнктуры
4. Максимальный учет требований и условий рынка с одновременным, целенаправленным воздействием на него.
Характеризуя данный принцип
можно сказать, что производитель
должен так хорошо познать и понять
потребителя, что товар или услуга
будут точно подходить
Такой подход получил название
сегментация рынка, и позволяет
предприятию более точно
5. Активность, наступательность, предприимчивость должны обеспечивать быструю и эффективную реакцию предприятия на изменение внешней среды. Без этого невозможно добиться коммерческого успеха и получить конкурентные преимущества.
НТП не стоит на месте, поэтому,
чтобы быть конкурентоспособным
и эффективно осуществлять свою деятельность,
необходимо искать все новые подходы
и способы адаптации к
Сегодня маркетинг используется в различных сферах человеч. деятельности. В связи с этим в теории и в практике выделяются разные виды маркетинга.
В зависимости от цели той или иной деятельности:
1. Коммерческий – осуществляется с целью получения прибыли.
2. Некоммерческий – деятельность организаций, не преследующих получение прибыли (органы гос.управления, общественные и политические организации)
По территориальному охвату:
В зависимости от объекта:
1. Маркетинг товаров и услуг – объектом выступают различные товары и услуги.
2. Маркетинг территорий – объектом выступают земельные участки, места отдыха, города, страны. Это вид осуществляется для создания имиджа территории и для того, чтобы привлечь все имеющиеся на территории ресурсы.
3. Маркетинг организаций – объектом явл. группы фирм, предприятия, общественные организации, политические партии.
4. Маркетинг идей - объектом явл. различные нововведения (изобретения, проекты, ноу-хау).
5. Персональный маркетинг – объектом явл. отдельная личность. Цель повысить популярность (артисты, политики, бизнесмены, спортсмены, врачи)
В зависимости от доли рынка, освоенной предприятием:
1. Атакующий – предполагает активную позицию на рынке с целью завоевания и расширения доли.
2. Оборонительный – предполагает сохранение предприятием имеющейся доли рынка и удержание своих позиций на нем.
3. М-г отступления – предполагает сокращение доли рынка.
В зависимости от состояния рыночного спроса различают следующие виды маркетинга:
Если спрос превышает предложение – рынок продавца.
Если предложение
превышает спрос – рынок
1. Конверсионный – применяется в случае отрицательного спроса на товар, т.е. большая часть людей недолюбливает товар и пытается его избежать.