Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:45, реферат
Первые сведения о помощи медицинских сестер, по-старому – сестер милосердия, относятся к средним векам. Общины сестер милосердия существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте, Каире, Иерусалиме), и в Германии, и при протестантских церквах в России ( в Санкт-Петербурге, Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатого века, протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельными работницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле ухода за раненными воинами. В России, как и в западной Европе, до середины девятнадцатого века правильно организованной работы по уходу за ранеными не существовало.
История христианского женского служения.
Свято-Троицкая община сестер милосердия.
Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
Общиной сестер милосердия в Москве.
Община сестер милосердия "Утоли моя печали".
Покровская община сестер милосердия.
Марфо-Мариинская община сестер милосердия.
Возрождение московской Никольской общины сестер милосердия.
Основные принципы формирования и деятельность общин
сестер милосердия.
Сестринское движение во время Великой Отечественной войны.
Возрождение общин сестер милосердия.
Сестры милосердия – от Пирогова до
наших дней.
ПЛАН
История христианского женского служения.
Свято-Троицкая община сестер милосердия.
Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
Общиной сестер милосердия в Москве.
Община сестер милосердия "Утоли моя печали".
Покровская община сестер милосердия.
Марфо-Мариинская община сестер милосердия.
Возрождение московской Никольской общины сестер милосердия.
Основные принципы формирования и деятельность общин
сестер милосердия.
Сестринское движение во время Великой Отечественной войны.
Возрождение общин сестер милосердия.
История христианского женского служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства, когда был образован институт диаконисcе - представительниц общины, которые в дополнение ко многим другим обязанностям должны были посещать на дому заболевших и раненых и оказывать им посильную помощь, в том числе медицинскую. Согласно 16-му правилу VI Вселенского собора им полагалось служить образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся. Диаконисcы получали особое посвящение от епископа, входили в состав клира и обычно находились при кафедральных соборах или крупных храмах. В них избирались, по 19-му правилу I Вселенского собора, безбрачные женщины или вдовы безупречного поведения и не моложе 40 лет. Институт диаконисе получил широкое распространение в ранние века христианства, но приблизительно в IX веке он прекратил свое существование в связи с ослаблением церковной дисциплины и бедственными условиями жизни Восточных церквей.
Первые сведения о помощи медицинских сестер, по-старому – сестер милосердия, относятся к средним векам. Общины сестер милосердия существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте, Каире, Иерусалиме), и в Германии, и при протестантских церквах в России ( в Санкт-Петербурге, Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатого века, протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельными работницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле ухода за раненными воинами. В России, как и в западной Европе, до середины девятнадцатого века правильно организованной работы по уходу за ранеными не существовало.
Первая община сестер милосердия, Свято-Троицкая, возникла в 1844 г. в Петербурге. Ее основали великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская. Старейшая и весьма крупная община была ориентированна на гражданское, а не военное служение. В 1880 г. община состояла из 5 отделений: сестер милосердия, сестер-испытуемых, медицинского отделения, отделения воспитанниц и женской школы. В первом отделении состояло 34 сестры, во втором – 8. Не смотря на скромность этих чисел, объём оказанной сестрами медицинской помощи внушителен. В 1880 г. Амбулаторную лечебницу (поликлинику) общины бесплатно посетили 18 077 человек (зарегистрировано 21 859 посещений). Все больные были бесплатно снабжены лекарствами и перевязочными материалами. Аптека общины отпустила лекарства по 33 581 рецепту.
Однако расцвет христианской женской медицинской помощи следует связывать с образованием в 1854 г. во время Крымской войны в Петербурге Крестовоздвиженской общины.
Как родилась эта идея? Н.И.Пирогов, находившийся тогда в опале, стремился попасть в осажденный Севастополь, однако, повсюду встречал сопротивление. Отчаявшись, он обратился к Елене Павловне и был принят ею. Вот как он сам пишет об этой встрече: «Она мне тотчас объявила, что взяла на свою ответственность разрешение моей просьбы — и тут же объяснила свой гигантский план, основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы, предложив мне самому избрать медицинский персонал и взять управление всего дела».
При непосредственном участии Н.И.Пирогова было отобрано «30 человеколюбивых, известных своим поведением и добросовестностью женщин, русских подданных, всех свободных состояний и преимущественно имевших уже случай ходить за больными».
9 ноября 1854 г.
Н.И.Пирогов выехал в свою
Мысль отправлять женщин в театр военных действий была принята с недоверием. Ни религиозные, ни светские организации в России не решались ввести женский уход за ранеными. Опасения состояли в том, что такое новшество якобы принесет в госпитали снижение нравственности и всплеск венерических заболеваний. "Однако, - пишет исследователь деятельности общины на войне В.Ф.Бушуев, - все действия сестер милосердия в отношении госпитальной администрации и попечения о больных были таковы, что самые лживые языки и худшие враги новизны не могли решительно ни к чему придраться".
Сестры милосердия оказывали помощь раненым на перевязочных пунктах под артиллерийским обстрелом, они работали в тяжелейших условиях, зачастую в неприспособленных помещениях, переполненных ранеными. Позже Н.И.Пирогов писал: «Стоя в лужах на коленях перед больными, наши женщины подавали посильную помощь... И так они трудились денно и нощно. В сырые ночи они еще и дежурили, и, несмотря на свое утомление, не засыпали ни на минуту, и все это под мокрыми насквозь палатками. И все такие сверхчеловеческие усилия женщины переносили без малейшего ропота... От 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций случалось исполнять каждый день, имея ассистентами одних сестер.
Сестры работали не только в Севастополе, они были распределены по всем госпиталям, куда доставлялись раненые. Они трудились и в Херсоне, и в Николаеве, и в Симферополе, и в Бахчисарае, и в Перекопе, и в Бориславле, и в Екатеринославле, и в других местах. Кроме того, именно сестры руководили перевозкой раненых в эти госпитали, и на их хрупкие плечи ложились все трудности медицинской эвакуации.
По возложенным на них обязанностям сестры были разделены на три группы: а) сиделки и помогающие при перевязках; б) аптекари; в)хозяйки. На дежурстве, продолжавшемся сутки, сестры поступали в распоряжение старшей сестры, которая отвечала за состояние помещения, где находились раненые.
Н.И.Пирогов подготовил для сестер и врачей ряд инструкций. 15 сентября 1855 г. он закончил составление инструкции сестрам милосердия для следования при транспорте, 15 октября он направил начальству докладную записку «Об основных началах и правилах Крестовоздвиженской общины», 17 октября завершил должностную инструкцию «Для старшей сестры Крестовоздвиженской общины, для Духовного пастыря и для врача общины», 30 октября он вручает инструкцию «Сестрам Крестовоздвиженской общины для прочтения и исполнения».
С полным основанием их следует считать первыми отечественными нормативными документами по сестринскому делу.
Всего в Крымской кампании участвовало более 250 сестер, многие были ранены, около 30 из них погибли от ран или болезней. История, к счастью, сохранила имена сестер милосердия Крестовоздвиженской общины. Вот лишь некоторые из них:
Е.П.Карцева, Н.М.Грабарини, Александра Травина, вдова
мелкого чиновника. О своей работе в Севастополе
докладывала по-военному коротко: "Опекала
шестьсот солдат в Николаевской батарее
и пятьдесят шесть офицеров". Баронесса
Екатерина Будберг, сестра А. С. Грибоедова,
переносила раненых под яростным артиллерийским
обстрелом. Сама была ранена осколком
в плечо. Марья Григорьева, вдова коллежского
регистратора. Сутками не выходила из
госпитального помещения, в котором лежали
только безнадежные раненые, умирающие
от зараженных ран. А.П.Стахович
главная начальница Крестовоздвиженской
общины. высокомерная и крикливая особа,
своим поведением восстановившей против
себя весь медицинский персонал. Обеспокоенная
случающимися по вине начальницы, великая
княгиня Елена Павловна предложила управлять
общиной Екатерине Александровне Хитрово.
К сожалению подробных сведений, о ней
не сохранилось. Деятельность Е.А.Хитрово
на посту старейшей сестры милосердия,
как она сама себя называла, способствовала
воспитанию в сестрах милосердия истинного
взгляда на высоту своего назначения.
Заразившись тифом. Е.А.Хитрово скончалась
в Симферополе. Значительных трудов стоило
Пирогову и Великой княгине Елене Павловне
после смерти Е.А.Хитрово уговорить Е.М.
Бакунину принять на себя должность настоятельницы
общины. Екатерина Михайловна Бакунина,
дочь сенатора, внучатая племянница фельдмаршала
М. И. Кутузова. Истинная аристократка,
глубоко верующая, была женщиной великого
смирения, одна из наиболее деятельных
сестер милосердия. Случалось, она по двое
суток не отходила от операционного стола.
Однажды бессменно провела 50 ампутаций
подряд, помогая сменяющимся хирургам.
На посту руководителя общины она проявила
большие организаторские способности.
Строго взыскивала за равнодушие и тем
более за мошенничество среди госпитальных
служителей. Екатерина Михайловна способствовала
налаживанию контроля со стороны сестер
за состоянием госпитальных дел.
После окончания Крымской кампании в Москве Е.М.Бакунина по просьбе Великой княгини Елены Павловны продолжала возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Однако когда казенщина начала сковывать ее инициативу, Екатерина Михайловна отказалась от своего поста и в 1860 г. уехала в родовое имение Козицино (Тверская губерния). Рядом с барским домом она устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств, которые сама и приготовляла.
Все сестры, служившие во время Крымской войны, были награждены бронзовой медалью на Андреевской ленте, а участники обороны Севастополя — и серебряной медалью на Георгиевской ленте. Получила эту награду и Дарья. С легкой руки Ульрихсона героиню Крымской войны стали почтительно называть Дарьей Александровной, а позднее к ней прибавилась фамилия Севастопольская. Лишь недавно в Центральном военно-историческом архиве сотруднику музея Красного Креста Российской Федерации Наталье Александровне Терновой удалось выяснить подлинное имя легендарной сестры милосердия - Дарья Лаврентьевна Михайлова.
По окончании военных действий сестры Крестовоздвиженской общины вместе со своим главным врачом В.И. Тарасовым вернулись в столицу и здесь в сентябре 1856 г. продолжили свою деятельность в больницах города.
В Государственном Историческом Архиве хранятся уникальные документы об участии сестер в деятельности санитарного отряда в Черногории в 1876 г., в русско-турецкой войне в 1877-1878 гг., в Закавказской экспедиции 1880 года, в русско-японской войне 1904-1905 гг. и в первой мировой войне. Члены общины проводили большую санитарно-просветительную и общественную работу: принимали участие в международной выставке женских благотворительных учреждений в Филадельфии в 1876 г., в гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., в первой Всероссийской гигиенической выставке 1894 г.. Ряд сестер в 1900-1901 гг. был откомандирован в Болгарию для организации там общины сестер милосердия. При общине с 1863 по 1917 гг. функционировала двухклассная бесплатная школа на 30 девочек, из которых готовили сестер милосердия. Для повышения квалификации сестер были организованы лекции, которые читали врачи больницы, а также известные специалисты Петербурга, приглашаемые для консультаций.
В 1867 г. 3 мая было образовано Российское общество попечения о раненых и больных воинах, которое вошло в Международную организацию Красного Креста, основанную в Женеве в 1864 г. В 1879 г. общество было переименовано в Российское общество Красного Креста. Формально во главе Красного Креста стояли представители царской семьи и крупные чиновники, реальное лицо организации определялось участием видных медиков — Н.И.Пирогова, Н.А.Вельяминова и других.
Первоначально общество Красного Креста и Крестовоздвиженская община существовали независимо. В 1894 г. община перешла в ведение Российского общества Красного Креста, утратив многие свои привилегии и благоприятные для больных возможности. После Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров декретом в январе 1918 г. передал имущество учреждений Красного Креста в собственность рабоче-крестьянского государства.
Первой общиной сестер милосердия в Москве стала Никольская община (1848), позднее были открыты "Утоли моя печали" (1864—1868), Владычне-Покровская епархиальная община (1872), община сестер милосердия при комитете "Христианская помощь" (1888), Иверская (1894), Марфо-Мариинская (1909) и Павловская общины сестер милосердия. В годы первой мировой войны была учреждена Никольская община в память кн. С. В. Щербатовой и доктора Ф. П. Гааза (1914).
В 1864 г. кн. Н. Б. Шаховская создала общину "Утоли моя печали" (устав утвержден в 1868 г.) в стенах Полицейской больницы для бесприютных. Община объединила многих деятельных сестер из состава Никольской общины сестер милосердия, которые до этого довольно долго трудились в Полицейской больнице для бесприютных. Со временем община "Утоли моя печали" стала одной из самых крупных отечественных общин сестер милосердия. Москвичам оказывали медицинскую помощь в различных специализированных отделениях клиники общины "Утоли моя печали" — хирургическом, терапевтическом, психиатрическом, неврологическом, гинекологическом, руководимых известнейшими профессорами А. А. Остроумовым, А. А. Бобровым, Г. И. Россолимо, И. А. Вофф и др. В 1890—1893 гг. по соглашению с земством община открыла приют для душевнобольных на 50 человек.
После смерти кн. Н. Б. Шаховской (17 февраля 1906 г.) община была передана в ведение городского самоуправления. К этому времени клиники общины имели репутацию образцовых медицинских учреждений. С момента передачи общины в ведение города ее сестры трудились и в городских лечебных заведениях. Так, например, в 1913 г. это были Солдатенковская больница (96 сестер), Морозовская детская больница (54), 1-я Градская больница им. Н. И. Пирогова (44), 2-я Градская больница им. кн. А. А. Щербатова (23), "отделение для хронически больных" на Шаболовке (9), Басманная больница (20). Больница им. Л. И. Тимистера (16), Старо-Екатерининская больница (11), Больница Св. Кн. Владимира (8), Глазная больница им. В. А. и А. А. Алексеевых (8), Больница им. Бахрушиных (4), Сокольническая больница (4), Санаторий им. Н. Л Четвериковой (2), Родильный дом им. А. А. Абрикосовой (1). В 1913 г. около 300 сестер милосердия только одной общины "Утоли моя печали" трудились в лечебных учреждениях города. В 1912 г. при общине "Утоли моя печали" была открыта городская школа сестер милосердия, которую возглавил известный врач-общественник В. М. Михайлов. Эта школа благодаря усилиям стала поистине образцовым учебным заведением готовящим высококвалифицированные профессиональные средние медицинские кадры практически для всех новых городских больниц, которые открывались в начале века в Москве. При общине "Утоли моя печали" был детский приют, ставший предметом гордости общинных сестер. Детей в приюте воспитывали до 18 лет, после чего определяли в городские учебные заведения, на работу или на лечение в специальные больницу. Сестры милосердия общины "Утоли моя печали" принимали участие в борьбе против распространения эпидемических заболеваний, как в Москве, так и за ее пределами, для чего по мере необходимости командировались хорошо оборудованные специальные подвижные медицинские отряды. Так, в 1892 г. в связи с неурожаем, голодом и эпидемией холеры 3 сестры милосердия московской общины "Утоли моя печали" были отправлены с первым санитарным отрядом в Челябинск, где среди населения, пострадавшего от холода, появились признаки цинги. В том же 1892 г. по вызову нижегородского губернатора генерал-майора И. М. Баранова в Нижний Новгород были снаряжены 47 сестер милосердия общины "Утоли моя печали" для борьбы с эпидемией холеры. Всего же для борьбы с холерой были командированы 72 сестры милосердия в Вольск, Саратов, Саратовскую, Тульскую губернии (Епифанский уезд), в Рязанскую губернию, в Ярославль, Самарскую губернию, Сызранск Пензенской губернии. Так же участвовали в поездках в Якутию с целью оказания медицинской помощи прокаженным.
Информация о работе Сестры милосердия – от Пирогова до наших дней