Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Научный анализ распространенности нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний среди работников умственного труда свидетельствует, что сама по себе напряженная умственная деятельность, не осложненная отрицательными эмоциями, неблагоприятного влияния на организм человека не оказывает. При относительно спокойном, регламентированном (как правило, без дефицита времени), интеллектуальном труде конструкторов сердечно-сосудистая заболеваемость низкая. Наиболее эмоционально напряженным в условиях современного производства является труд руководящих работников, у которых заболевания гипертонией и ишемической болезнью сердца достигают 40—50% и возникают в относительно более молодом возрасте.

Содержание

Питание работников умственного труда
Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда…………………………………………….….2
Значение и нормирование пищевых веществ в питании работников умственного труда…………………………………………………………..….6
Значение и нормирование витаминов, минералов и балластных веществ в питании работников умственного труда………………………….9
Режим питания и особенности разработки рационов питания для работников умственного труда ………………………………..…………….13
Питание детей и подростков
. Характеристика функциональных особенностей организма детей и подростков различных возрастных периодов……………………………...15
. Значение и нормирование пищевых веществ (белки, жиры и углеводы) в питании детей и подростков…………………………………18
Значение и нормирование витаминов и минеральных веществ в питании детей и подростков ………………………………………………..22
. Режим питания и особенности разработки рационов питания для детей и подростков…………………………………………………………..25
. Физиологические особенности организации питания в школа обычного типа……………………………………………………………..…28
. Физиологические особенности организации питания в школах- интернатах …………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_1.docx

— 79.22 Кб (Скачать файл)

План

  1. Питание работников умственного труда
      1. Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда…………………………………………….….2
      2. Значение и нормирование пищевых веществ в питании работников умственного труда…………………………………………………………..….6
      3. Значение и нормирование витаминов, минералов и балластных веществ в питании работников умственного труда………………………….9
      4. Режим питания и особенности разработки рационов питания для работников умственного труда ………………………………..…………….13
  2. Питание детей и подростков
  3. .          Характеристика функциональных особенностей организма детей и подростков различных возрастных периодов……………………………...15
  4. .           Значение и нормирование пищевых веществ (белки, жиры и углеводы)  в питании детей и подростков…………………………………18
  5.            Значение и нормирование витаминов и минеральных веществ в питании детей и подростков ………………………………………………..22
  6. .          Режим питания и особенности разработки рационов питания для детей и подростков…………………………………………………………..25
  7. .          Физиологические особенности организации питания в школа обычного типа……………………………………………………………..…28
  8. .            Физиологические особенности организации питания в школах- интернатах …………………………………………………………………...30
  9. Список литературы……………………………………………………………33

 

 

 

 

 

Характеристика  физиологических особенностей организма  работников умственного труда

К умственному труду (интеллектуальному  труду) относится деятельность, связанная  с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Научно-технический  прогресс с каждым годом увеличивает  число лиц, выполняющих преимущественно  умственную работу. Для большинства  современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для  принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. Перечисленные факторы  часто приводят к нервным перегрузкам, а как следствие — к возникновению  сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.

Научный анализ распространенности нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний среди работников умственного труда свидетельствует, что сама по себе напряженная умственная деятельность, не осложненная отрицательными эмоциями, неблагоприятного влияния на организм человека не оказывает. При относительно спокойном, регламентированном (как правило, без дефицита времени), интеллектуальном труде конструкторов сердечно-сосудистая заболеваемость низкая (в частности, в 2 раза ниже, чем у телефонисток, труд которых связан с дефицитом времени, высоким эмоциональным фоном). Наиболее эмоционально напряженным в условиях современного производства является труд руководящих работников, у которых заболевания гипертонией и ишемической болезнью сердца достигают 40—50% и возникают в относительно более молодом возрасте.

Среди факторов риска сердечно-сосудистой патологии у работников умственного труда, кроме повышенной нервно-эмоциональной напряженности, специалисты выделяют гипокинезию, монотонность, высокий темп, трехсменный режим работы, избыток веса, курение, наследственную предрасположенность. Из числа перечисленных профессиональные факторы приводят к заболеваниям сердца и сосудов в 5 раз чаще, чем все остальные факторы риска, вместе взятые.

При умственном труде мозг — это не только регулирующий, но и работающий орган, поэтому влияние  интеллектуальных нагрузок сказывается прежде всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. Основное условие стабильного трудового процесса при умственной работе — это выработка и поддержание устойчивой доминанты, обесценивающей высокий уровень работоспособности.

Малая подвижность, вынужденно однообразная поза при умственном труде  способствуют ослаблению обменных процессов, застойным явлениям в мышцах ног, органах брюшной полости и  малого таза, ухудшают снабжение мозга  кислородом. Между тем, составляя  всего 1,2—1,5 % относительно массы тела, мозг потребляет более 20 % его энергетических ресурсов. Приток крови к работающему  мозгу увеличивается в 8—10 раз  в сравнении с состоянием покоя, возрастает потребление им кислорода  и глюкозы. Содержание глюкозы в  крови увеличивается на 1 — 2 ммоль/л (18—36 %), повышается концентрация в крови адреналина, норадреналина и свободных жирных кислот. Возрастает выделение с мочой 17-кетостероидов и других катехоламинов. В мозговой ткани усиливается расход глюкозы, метионина, глютамина и других незаменимых аминокислот, витаминов группы В. Ухудшаются функции зрительного анализатора — острота зрения, устойчивость ясного видения, контрастная чувствительность, зрительная работоспособность. Увеличивается время зрительно-моторной реакции.

Умственному труду присуща  и наибольшая степень напряжения внимания: так, при чтении специальной  литературы это напряжение почти  в 2 раза выше, чем при вождении автомобиля в городе, и в 5—10 раз выше, чем  при выполнении многих видов немеханизированной физической работы. 
Весьма важным физиологическим свойством является биоритмологическая структура жизнедеятельности, сформировавшаяся в результате длительной эволюции человека. Между тем, именно в процессе умственного труда, в силу его особенностей, эта структура, правильное чередование активной деятельности и отдыха чаще всего нарушаются. Нередко работники умственного труда (в том числе студенты и учащиеся) используют время отдыха, выходные дни и вечернее время для профессиональных занятий, что далеко не всегда оправданно. В результате развивается особое состояние организма — утомление.

Широко распространено ошибочное  представление об умственном труде  как труде легком. Такое представление  основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а  это один из главных критериев  оценки тяжести труда) значительно  ниже, чем при физическом. 
Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350—400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

В физиологическом отношении  главной особенностью умственного  труда является то, что при нем  мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего  органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические  функции центральной нервной  системы, усложняются прием и  переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые  комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них. 
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются. 
Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение и  нормирование пищевых веществ в  питании работников умственного  труда

Правильное, рациональное питание имеет огромное значение в жизнедеятельности человека. Питание является основой всех жизненных процессов организма. Оно необходимо для непрерывного обновления клеток и тканей, восполнения энергозатрат, образования разнообразных регуляторов жизнедеятельности. Обмен веществ, функция, структура клеток и органов зависят от характера питания. Питание – это сложный процесс поступления и переваривания пищи, всасывания и усвоения организмом белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды.

Влияние белков, жиров и  углеводов на  здоровья человека очень высоко. Они являются главными источниками энергии.

Белки – жизненно необходимые вещества. Они служат материалом для построения клеток, тканей и органов, образования ферментов, гормонов, гемоглобина и других особо важных соединений, в том числе обеспечивающих иммунитет к инфекциям. Участвуют в различных этапах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Жизнь организма связанна с непрерывным расходом и обновлением белков. Для равновесия этих процессов необходимо ежедневное восполнение белковых потерь. В отличии от жиров и углеводов, они не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, то есть являются незаменимой частью  пищи. Как источник энергии имеют второстепенное значение. Наиболее богаты белком мясо, рыба, сыр, творог, бобовые.

При оценке продуктов и  всего рациона учитывают не только количество белка, но и особенно его  качество – биологическую ценность, которая зависит от аминокислотного  состава и перевариваемости. Под  действием ферментов желудка  и поджелудочной железы и кишечника  белки пищевых продуктов расщепляются на аминокислоты, которые затем поступают  в кровь и используются для  построения белка самого организма. .

Белки высокой биологической  ценности отличаются сбалансированностью  аминокислот (белки состоят из 20 аминокислот), лёгкой перевариваемостью  и хорошей усвояемостью. К ним  относятся белки яиц и молочных продуктов, а также мяса и рыбы, исключая соединительную ткань. Менее  качественно полноценны по составу  аминокислот растительные белки, некоторые  из них труднопереваримы. Они заключены в оболочке из клетчатки, что препятствует действию пищеварительных ферментов, особенно в бобовых, грибах, орехах.

Белковая недостаточность  организма возникает при малом  содержании в пищи белков или преобладания в них низкой биологической ценности. Она бывает при увлечении или самолечении физиологически необоснованными диетами. Значительно чаще белковая недостаточность вызывается различными заболеваниями, в частности органов пищеварения, особенно кишечника.

Вреден и избыток белка  в питании, ведущий  к накоплению в организме продуктов белкового  обмена, перегрузке ими печени и  почек. Итак, средняя суточная потребность  в белке здорового взрослого  человека 80-100г.

Жиры подразделяют на нейтральные и жироподобные вещества (лецитин, холестерин). жиры обеспечивают в среднем 30% суточной энергоценности рационов, входят в состав клеток и участвуют в обменных процессах. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и жирорастворимых витаминов.

Приёмы пищи с обильным потреблением жиров вызывают перенапряжение функции органов пищеварения. Отсюда – возможность их расстройств, особенно при хронических гастритах, панкреатитах, энтероколитах, болезнях печени и жёлчных  путей.

Высокое содержание в рационе  пищевых веществ, нормализующих  обмен жиров и холестерина, имеет  не менее  важное значение. К ним относятся незаменимые жирные кислоты, многие витамины, лецитин, пищевые волокна, магний, йод.  Во многих продуктах они благоприятно сбалансированы с холестерином: яйца, морская рыба, морепродукты и др.

Средняя суточная потребность  в жирах: 90-100г, из них 30% растительные. В лечебно-профилактическом  питании могут изменяться их количество и состав.

Углеводы в организме необходимы для нормального обмена белков и жиров, в комплексе с белками они образуют некоторые гормоны, ферменты и другие биологически важные соединения. Большое значение в питании имеют клетчатка и пектины, хотя они практически не перевариваются в кишечнике и не являются источником энергии. Углеводы содержаться главным образом в растительных продуктах: много их в хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделиях, крупах, бобовых, сухофруктах, картофеле, винограде, бананах.

Углеводы могут образовываться в организме из жиров и белков. Однако длительный их недостаток в  питании ведёт к нарушению  обмена жиров и белков с накоплением  в крови вредных продуктов  неполного окисления  жирных кислот и аминокислот.  серьёзное последствие углеводной недостаточности – снижение уровня глюкозы в крови, к которому особенно чувствительна центральная нервная система.

Избыточное потребление  углеводов – распространенная причина  нарушения обмена веществ, способствующая развитию ряда заболеваний. При рациональном питании до 30% углеводов пищи способно переходить в жиры. На фоне повышенной энергоценности рациона такое питание ведёт к ожирению. В этом случае важно ограничение углеводов.

Среднесуточная потребность  в углеводах – 350-400г, из которых 80-85% должно обеспечиваться крахмалом, 15-20% - легкоусвояемыми простыми углеводами.

Информация о работе Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда