Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:46, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности.
Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы международной морской
организации (ИМО)……………………………………………….5
Глава 2. Структура международной морской организации 11
Глава 3. Достижения и деятельность ИМО 15
Заключение 24
Список использованных источников 26
Содержание
Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы международной морской
организации (ИМО)……………………………………………….5
Глава 2. Структура международной морской организации 11
Глава 3. Достижения и деятельность ИМО 15
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности.
Так, на конференции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) в 1948 г была принята конвенция, учреждающая Международную морскую организацию (далее – ИМО), которая в свою очередь была призвана заниматься вопросами регулирования морского судоходства.
Кроме того, внимание международного сообщества привлекли проблемы, относящиеся к экологической безопасности, в частности, угроза загрязнения моря с судов нефтью, перевозимой на танкерах. В целях разрешения данных проблем была принята Конвенция 1954 и в январе 1959 года ИМО приняла на себя ответственность за ее применение.
Положения учредительного акта ИМО подтверждают положение этой организации в качестве компетентной международной организации, способной подготавливать и разрабатывать международные нормы и правила, направленные на эффективное применение Конвенции, относящиеся к судоходству и предупреждению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов.
Объектом исследования выступает правовое регулирование отношений, с деятельностью Международной морской организации.
Предметом настоящего исследования выступают международные договоры регулирующие деятельность ИМО, а также принимаемые в пределах её компетенции рекомендации и резолюции, а также комплекс возникающих в международной практике проблем, связанных с эффективностью их деятельности.
Цель настоящей работы – анализ действующих международных договоров, регулирующих деятельность ИМО, её структуры, а также результатов её деятельности в масштабах международного судоходства.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно разрешить следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать основные международные договоры, регулирующие деятельность ИМО;
2. Раскрыть структуру Международной морской организации;
3. Дать правовую оценку достижениям и основным направлениям деятельности Международной морской организации.
Методологическую основу для разрешения поставленных задач составили диалектическая теория познания и следующие методы: формально-юридический анализ, сравнительно-правовой анализ, системно-структурный анализ.
Для разрешения поставленных задач были использованы действующие международные договоры: Конвенция о Международной морской организации, Женева, 6 марта 1948 г, Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г, а также многие другие международные договоры, рекомендации и резолюции.
Неоспоримая актуальность и малая степень комплексного подхода к изучению указанных проблем и предопределили выбор темы настоящего исследования.
Глава 1. Международно-правовые основы международной морской организации (ИМО)
Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) была создана в 1948 г., когда на Конференции ООН была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (вступила в силу в 1958 г.). ИМО входит в число специализированных учреждений ООН. Постоянными членами ИМО в настоящее время являются 170 государств. Кроме того, Гонконг, Макао и Фарерские острова входят в ИМО в качестве ассоциированных членов1. Международная морская организация (далее - ИМО), является одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (далее – ООН), основным направлением деятельности которой является международное морское право.
Согласно ст. 1 указанной Конвенции цели ИМО сводятся к следующим:
1) обеспечивать механизм
сотрудничества правительств в
области правительственного
2) поощрять устранение
дискриминационных мер и
3) обеспечивать рассмотрение
Организацией любых споров, касающихся
судоходства и воздействия
4) обеспечивать обмен
информацией между
Для достижения указанных целей ИМО обладает достаточно широким кругом компетенций, в частности, она правомочна рассматривать и выносить рекомендации в целях эффективной реализации указанных выше вопросов, кроме того её деятельность затрагивает вопросы непосредственно касающиеся судоходства и воздействия судоходства на морскую среду. Другим, не менее важным направлением деятельности ИМО является разработка проектов конвенций, соглашений и других соответствующих документов, которые рекомендуются правительствам и международным организациям. ИМО созывает международные конференции; обеспечивает механизм для консультаций между членами Организации и обмена информацией между правительствами; содействует техническому сотрудничеству.
Значение Конвенции для ИМО определяется тем, что она создает правовую основу для деятельности ИМО.
На ИМО возлагаются также задачи, связанные с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Положения VIII «Специальный арбитраж» списки экспертов в области судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения, ведутся ИМО3. Из этих списков в случае необходимости стороны избирают арбитров для разрешения споров между государствами в области судоходства.
В ряде статей Конвенции 1982 г. содержится упоминание о «компетентной международной организации» и «общепринятых международных нормах и стандартах». Так, согласно ст. 22 прибрежное государство, устанавливая морские коридоры и предписывая системы разделения движения судов в территориальном море, принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации.
В проливах, используемых для международного судоходства, морские коридоры и схемы разделения движения устанавливаются проливным государством и утверждаются ИМО. Почти все нормы Конвенции 1982 г., посвященные загрязнению с судов, содержат упоминание об общепринятых нормах и стандартах, установленных компетентной международной организацией.
Согласно Правилу 8-1 Части V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененной Протоколом 1978 г. (СОЛАС 74/78), ИМО признается единственной международной организацией по разработке руководств, критериев и правил для системы судовых сообщений на международном уровне; эти системы направляются в ИМО для одобрения. Только ИМО обладает компетенцией устанавливать обязательные маршруты движения судов4.
В результате поправок, внесенных в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., ИМО является гарантом «действительности» дипломов, выдаваемых государством флага судна членам экипажа.
Разработка проектов международных договоров, регламентирующих торговое мореплавание, является одной из основных функций ИМО. Именно в рамках ИМО были разработаны и затем приняты такие важные международные конвенции, носящие универсальный характер, как СОЛАС, МАРПОЛ и многие другие. Кроме того, ИМО постоянно разрабатываются и принимаются резолюции, рекомендации, правила и руководства по различным вопросам торгового мореплавания. Как верно отмечает Иванов Г.Г., «образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве в связи с появлением новых технологий в мореплавании»5.
В определенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской6.
Основные функции и структура ИМО: действует в качестве агента Организации Объединенных Наций (ООН); является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.
Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету более 40 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним. Для удобства можно сгруппировать конвенции по следующим критериям:
1. Конвенции, касающиеся безопасности на море и взаимодействия судов / портов:
• Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС), 1972 г
• Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL), 1965 г
• Международная конвенция о грузовой марке (LL), 1966 г
• Международная конвенция по морскому поиску и спасанию (SAR), 1979 г
• Конвенция о Международной морской организации спутниковой (ИМСОC), 1976 г
2. Конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды:
• Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г
• Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (LC) 1972 г (и 1996 г Лондонский протокол)
• Международная конвенция о борьбе с загрязнением нефтью (БЗНС), 1990 г
• Гонконгская международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов , 2009 г
3. Конвенций, регулирующие вопросы ответственности и компенсации:
• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC), 1969 г
• Конвенция о ограничении ответственности по морским требованиям (LLMC), 1976 г
• Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ на море (HNS), 1996 г.
• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.
Несмотря на такое большое количество всё же можно установить, что основная цель данных конвенций - повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.
Таким образом, Международная морская организация (ИМО) – это международная межправительственная организация, которая является специализированным учреждением ООН и служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.
Глава 2.Структура международной морской организации (ИМО)
По состоянию на 19 ноября 2011 года, в ИМО состоят 170 государств-членов и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао).
Государства разделены на три большие группы: 10 ведущих морских государств, 10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли, и 20 морских государств, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира7.
Информация о работе Международно-правовые основы международной морской организации