Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является разработка системы менеджмента качества для станции технического обслуживания ООО «Птицевод», которая включает:
1) описание инструментов контроля и управления качеством;
2) разработка Миссии, Политики и Целей предприятия в области качества;
3) разработка структурной и функциональной схемы СМК организации;
4) разработка календарного план-графика внедрения и сертификации
СМК, матрицы полномочий и ответственности персонала;
5) разработка структуры документации СМК, структуры Руководства по качеству и перечня стандартов организации;
Введение
Чтобы успешно руководить организацией и обеспечивать ее функционирование, необходим соответствующий инструмент. Одним из таких инструментов является система менеджмента качества (СМК). Наибольшую популярность приобрела модель СМК, описанная в стандартах ISO серии 9000. Стандарты ISO разработаны International Standard Organization. Фактически СМК представляет собой систему качественного менеджмента компании, включающую: взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы, компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что необходимо компании для достижения целей хозяйственной деятельности.
Разработанная и внедренная Система Менеджмента Качества (СМК), действующая в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) влияет на следующие характеристики:
1)прозрачность;
2)управляемость;
3) развитие;
4)конкурентоспособность.
СМК повышает прозрачность организации в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой учреждение выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность учреждения.
Управляемость учреждения улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость учреждения.
Развитие учреждения обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.
Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность учреждения. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет учреждения. Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера. Перечисленные обстоятельства прямо и косвенно влияют на эффективность экономической деятельности учреждений.
Задачей данной курсовой работы является разработка системы менеджмента качества для станции технического обслуживания ООО «Птицевод», которая включает:
1) описание инструментов
контроля и управления
2) разработка Миссии, Политики и Целей предприятия в области качества;
3) разработка структурной и функциональной схемы СМК организации;
4) разработка
календарного план-графика
СМК, матрицы полномочий и ответственности
персонала;
5) разработка структуры
документации СМК, структуры
6) разработка
документированной процедуры
7) оформление заявки и расчет затрат на сертификацию СМК.
1 Современные модели совершенства деятельности организаций
1 Модель самооценки в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:
- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;
- применяться к организации в целом или ее части;
- быть быстро
осуществлен внутренними
- быть осуществлен
многопрофильной группой или
одним работником организации
при поддержке высшего
- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;
- определить
и облегчить расстановку
- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.
Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до 5):
-уровень 1 -- нет формализованного подхода (систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),
-уровень 2 -- подход, основанный на реакции на проблемы (наличие минимальных данных о результатах улучшения),
-уровень 3 -- устоявшийся формализованный системный подход (системный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),
-уровень 4 -- акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения),
-уровень 5 -- лучшие показатели в классе деятельности (сильно интегрированный процесс улучшения).
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разработать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребностям.
2 Самооценка на основе премий по качеству
Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия.
Наиболее известные и авторитетные модели наград за качество:
* Японская премия им. Э. Деминга -- 1951 г., которой в 1984 г. был придан статус международной премии;
* Национальная премия США им. М. Болдриджа -- 1987 г.;
* Европейская премия по качеству -- 1991 г.;
* Премия Правительства РФ по качеству -- 1996 г., которая по своему содержанию ориентируется на Европейскую премию.
Каждая из моделей имеет свои особенности, критерии оценки и значимость.
3.2.1 Модель «Делового совершенства»
Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Эта организация ежегодно
присуждает премии по качеству на основе соответствия системы менеджмента
«Модели Совершенства», разработанной ведущими специалистами стран Европы.
«Модель совершенства» близка к ISO 9004:2000, но менее детальна.
В основе этой методологии лежит совокупность следующих принципов:
* ориентация на результат,
* ориентация на потребителя,
* лидерство и постоянство целей,
* управление процессами и данными,
* развитие и вовлечение персонала,
* постоянное
изучение передового опыта,
* развитие партнерства,
* социальная ответственность.
При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь каждый из критериев разделяется на несколько субкритериев (показателей). Структура первого варианта модели Европейской премии по качеству показана на рисунке 1. Здесь представлены также весовые коэффициенты каждого критерия и их краткое содержание.
Премия Российского правительства по качеству также основана на этой модели. EFQM предлагает простой способ самооценки, позволяющий определить, в какой точке на пути к совершенству находится организация.
Модель Делового
Совершенства - ключевая структура
для помощи организациям в движении
к повышению
Модель является ключом в четырех направлениях:
1.Как структура,
которую организации могут
2.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для идентификации и понимания системного характера их бизнеса, его ключевых связей, причин и влияния его отношений с заинтересованными сторонами на ключевой результат.
3.Как основа Европейской Премии Качества, процесса, который позволяет Европе признавать ее самые успешные организации, продвигать их как образцы Совершенства для других и учиться у них.
4.Как диагностический
инструмент оценки текущего
Процесс Самооценки позволяет организации четко определить ее сильные стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.
Введение процесса Самооценки показало, что она предоставляет много выгод,
особенно:
* Определяет прогресс, связанный с Моделью Делового Совершенства.
* Создает прочную
основу для решений
* Дает сотрудникам
и группам в организации
* Упрочняет четкие связи между усилиями и результатами бизнеса.
* Составляет
основу для успешного
При этом Модель может использоваться в трех связанных по возрастанию аспектах:
* как инструмент анализа -- «контроль состояния здоровья» организации на базе самооценки;
* как инструмент планирования -- включение модели в процесс бизнес-планирования;
* как стратегический инструмент -- принятие стратегических решений на базе модели.
3.2.2 Логика RADAR
В основе Модели лежит логика RADAR.
RADAR состоит
из четырех элементов и их крит
* Результаты (Results): тенденции, цели, сравнения, причины, охват.
* Подход (Approach): рациональный, интегрированный.
* Развертывание (Deployment): осуществленность, систематичность.
* Оценка и Обзор (Assessment and Review): измерение, изучение, улучшение.
RADAR - это оценочный инструмент. Для него характерно:
* Оценка организации в соответствии с Моделью.
* Базируется на самооценке организации.
* Оценка осуществляется распределением очков.
* Шкала оценки берется из карты RADAR.
Логика RADAR подразумевает, что организации необходимо следующее:
* Определение
Результатов, к которым она
стремится, как части процесса
создания ее политики и
* Планирование
и развитие набора
* Систематическое Развертывание подходов, гарантирующее полное выполнение.
* Оценка и Обзор подходов, основанных на контроле и анализе достигнутых результатов и текущих действиях по изучению ситуации. Основываясь на этом, определяют, расставляют приоритеты, планируют и осуществляют усовершенствования, где необходимо.
Результаты. Определяют достижения организации.
Подход. Определяет,
что организация планирует
Развертывание. Определяет степень, в которой организация использует подход, и что это дает.
Оценка и Обзор. Определяет, что организация делает для оценки и обзора подхода и его развертывания.
3.2.3 Модель премии
правительства Российской
Российская Модель премий по аналогии с Европейской также включает две группы критериев:
1. Первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»).
2. Вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).
Информация о работе Современные модели совершенства деятельности организаций