Антимонопольная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Политика помощи конкуренции и антимонопольное регулирование рынка (либо какого-либо экономического процесса) входит в число приоритетных направлений развития страны. Без конкуренции рыночная экономика не может называться рыночной, и ее дальнейшее развитие невозможно, если общество не осведомлено о ее преимуществах и выгодах.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ 5
1. Понятие и сущность монополии. 5
2. Классификация монополий. 7
3. Становление монополии в России 13
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ С 1991 ПО 2008 Г.Г. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. 16
1. Понятие антимонопольной политики в Российской Федерации 16
2. Задачи и цели Антимонопольной политики. 17
3. Принципы и методы реализации антимонопольной политики. 19
4. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации. 19
5. Антимонопольные органы России, их функции. 22
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С ИСКУССТВЕННЫМИ И ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ. 25
1. Взаимодействие государства с естественными монополиями. 25
2. Взаимодействие государства с искусственными монополиями. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика России окончательный вариант.docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный  технический университет

им. И.И. Ползунова»

Институт  интенсивного образования

Славгородское представительство 
 
 
 
 

        курсовая  работа защищена с оценкой     

        Руководитель  работы        

                                      «    »     2009 г. 
         

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ГОСУДАРСТВА С  ЕСТЕСТВЕННЫМИ И  ИСКУССТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ 
 

курсовая работа по экономической теории 
 
 
 

     Студентка группы М(з) – 82 Судомойкина Галина Анатольевна

     Консультант -          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Славгород 2009

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ 5

1. Понятие и сущность  монополии. 5

2.  Классификация монополий. 7

3. Становление монополии  в России 13

ГЛАВА 2.  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ В  НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ С 1991 ПО 2008 Г.Г. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. 16

1. Понятие антимонопольной  политики в Российской  Федерации 16

2. Задачи и цели  Антимонопольной  политики. 17

3. Принципы и методы  реализации антимонопольной  политики. 19

4. Антимонопольное  законодательство  в Российской Федерации. 19

5. Антимонопольные  органы России, их  функции. 22

ГЛАВА 3  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С  ИСКУССТВЕННЫМИ И  ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ. 25

1. Взаимодействие государства с естественными монополиями. 25

2. Взаимодействие государства с искусственными монополиями. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В августе 2008 года цены на нефть на мировых  рынках выросли до небывалых размеров, что соответственно привело к  росту цен на все виды горюче-смазочных  материалов и как следствие к  массовым акциям протеста в развитых странах мира. Но к концу 2008 года цены на нефть столь же стремительно упали в результате разразившегося мирового финансового кризиса. Во всех странах с развитой рыночной экономикой примерно пропорционально  с падением цен на «черное золото» снизилась  и стоимость бензина и другого  горючего. Исключением стала Российская Федерация, где нефтяные компании, после падения цен не стали спешить со снижением цен, и лишь вмешательство первых лиц государства, а также в последующем более активная позиция Федеральной антимонопольной службы повлияла на снижение цен на бензин.

      В данном случае налицо был сговор между  ведущими нефтяными компаниями страны, желание воспользоваться доминирующим положением на рынке с целью извлечения максимальной прибыли.  И с такими злоупотреблениями на рынках мы сталкиваемся постоянно.  В рыночной экономике  основным стремлением является максимизации прибыли, поэтому как результат  сговор на рынке не является редкостью.

      Политика  помощи конкуренции и антимонопольное  регулирование рынка (либо какого-либо экономического процесса) входит в  число приоритетных направлений  развития страны. Без конкуренции  рыночная экономика не может называться рыночной, и ее дальнейшее развитие невозможно, если общество не осведомлено  о ее преимуществах и выгодах.

      Актуальность  выбранной темы заключается в  том, чтобы оценить состояние  конкурентной среды, методы проведения антимонопольной политике в нашей стране, основные проблемы в этом направлении,  ее результативность.

      В первой главе мы рассмотрим, что из себя представляет  монополия, ее сущность и классификация.

      Во  второй главе ознакомимся с целями и задачами антимонопольной политики России, антимонопольным законодательством, где также особое внимание будет уделено рассмотрению нормативных положений изложенных в Федеральном законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., а также рассмотрим функции антимонопольных органов.

      В третьей главе рассмотрим такие  понятия как естественная и искусственная  монополия, ее взаимодействие в государством.

  
 
 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ

1. Понятие и сущность монополии.

     Монополия – противоположность конкуренции, существующая при наличии одной  фирмы, производящей продукт, не имеющий  близкого заменителя.

     Монополией  в экономической теорией называют такой тип строения рынка, при  котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом  всех потенциальных покупателей  товара в пределах данного рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли.

Монополия характеризуется  как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится  в исключительно выгодных условиях». Такое абсолютное преобладание предоставляет  предпринимательской фирме или  иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования.

      Поскольку фирма-монополист – единственный производитель  товара, ее кривая спроса совпадает  с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена  вниз. Существуют два основных следствия  нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополистов.

      Во  – первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. В результате предельный доход  становится меньше среднего, поскольку  снижение цены относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реализованы  по более высокой цене. Следовательно, последняя проданная единица  продукции приносит меньший доход, чем продажа предыдущей единицы. Монополист, не способный установить ценовую дискриминацию своих покупателей и увеличивающий выпуск продукции, должен будет согласиться на более низкую цену не только дополнительных, но и всех проданных единиц. Монополист может добиться дополнительной продажи только путем понижения цены, назначенной за весь объем выпущенной им продукции.

      Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж, и, наоборот, низкие цены – с большими объемами производства. В результате монополист поставлен перед выбором  между количеством продукции  и ценой: он должен продавать по более  высокой цене меньшее или по более  низкой – большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Поскольку кривая монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить последние  без назначения более низкой цены. Делая этот выбор, монополист максимизирует  прибыль на более низком уровне выпуска  продукции, чем в условиях конкуренции. Таким образом, в противоположность  результатам при конкуренции, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и  устанавливая цены выше предельных издержек.

      Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и  фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую  единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший  прирост валового дохода, чем прирост  валовых издержек. Другими словами  фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при  котором предельный доход равен  предельных издержкам.1

      Монопольное ценообразование приводит также  к «чистым потерям» в благосостоянии. Они представляют собой потери в  стоимости для потребителей, которые при конкурентных ценах купили бы этот продукт, но при монопольной цене вынуждены приобретать товары-заменители низшего качества.  Такие потери соответственно никем не возмещаются. А в результате общество становится беднее, потому что производственные ресурсы могли бы быть использованы более эффективно в сокращающей количество продукции отрасли, чем в производящей товар-заменитель более низкого качества (для производства которого данные ресурсы используются на практике).

     Таким образом, в условиях монополии имеет  место нерациональное распределение  ресурсов и как результат снижение темпов в развитие как конкретных сегментов рынка, так и всей экономики  в целом. 

2.  Классификация монополий.

Монополии по своему характеру, движущим силам  и формам проявления можно классифицировать по различным признакам: по характеру  движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру  возникновения. (рис. 2.1.)

Рисунок 2.1. Классификация  монополий

      По  характеру движущих сил можно  выделить естественную, продуктовую  и протекционистскую монополии.

      Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом  рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий  экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит а росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.

      Естественная  монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем  большинстве случаев такая экономическая  ситуация характерна для отраслей –  коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного  потребления: транспортировку нефти, газа, передачу электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения. Следует заметить, что в последние годы в мировой практике даже в этих сферах осуществляются попытки создания конкурирующих структур.

      Достижение  монопольного положения может быть как результатом активного внедрения  достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиального  нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Информация о работе Антимонопольная политика России