Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа
Система аттестации персонала в организации. Виды аттестации персонала и методы оценки. Подготовка и проведение аттестации (подготовка, проведение, оценка сотрудника, правовые последствия). Нормативно-правовое обеспечение управления персонала и аттестации.
Введение. 3
1. Система аттестации персонала в организации. 5
1.1. Элементы аттестации. 6
1.2. Работники, подлежащие аттестации 9
1.3. Периодичность и сроки проведения аттестации 10
1.4. Досрочная аттестация. 11
1.5. Эффективность аттестации. 12
2. Виды аттестации персонала. 14
3. Методы оценки при аттестации персонала. 16
4. Подготовка и проведение аттестации. 19
4.1. Подготовка к аттестации. 19
4.2. Проведение аттестации. 22
4.3. Участие профсоюза в проведении аттестации. 23
4.4. Оценка аттестуемого работника 23
4.5. Правовые последствия аттестации. 25
5. Нормативно-правовое обеспечение управления персонала и аттестации 28
Заключение. 31
Список литературы: 33
Содержание
Введение.
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы.
Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, которая складывается из эффективности использования каждого из организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои профессиональные обязанности – в любой организации есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему регулярной оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации через:
Создать
систему оценки, одинаково сбалансированную
с точки зрения точности, объективности,
простоты и понятности очень сложно, поэтому
на сегодняшний день существует несколько
систем оценки персонала, каждая из которых
имеет свои достоинства и недостатки.
Однако наиболее распространенной является,
безусловно, система периодической аттестации
персонала.
1.
Система аттестации
персонала в организации.
Аттестация
персонала — мероприятие
Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (различных уровней управления) и кадровыми службами. Последние, основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала и контролируют их претворение на практике. В крупных организациях этому способствуют жесткая регламентация и формализация всех этапов и процедур аттестации, и прежде всего самих аттестационных форм, снабженных подробными инструктивными материалами.
Эти
службы помогают внедрять системы оценки,
разрабатывают программы
Аттестация персонала может преследовать различные цели:
Решающая роль в аттестации отводится непосредственному начальнику, который лучше других знает своих подчиненных, несет полную ответственность за их деятельность, правильное применение мер поощрения и наказания, за их обучение и развитие. Аттестации, которые , подготавливает руководитель, обобщают представления, полученные им при постоянном общении с подчиненными. В то же время необходимость участия в аттестации побуждает руководителя в промежутке между аттестациями уделять больше времени подчиненным, взвешивать сильные и слабые стороны их профессиональной подготовки, анализировать деловые и личные качества, находить пути закрепления работников, увереннее контролировать их работу. Считается, что одна из целей аттестации — усиливать внимание управляющих к работе с подчиненными, развивать навыки руководства ими.
Непосредственный
руководитель лично заполняет аттестационную
форму. Такой порядок принят почти
повсеместно. Некоторые предприятия
применяют процедуру с участием
представителей кадровой службы. В
этом случае аттестационная форма заполняется
специалистом кадровой службы в ходе обсуждения
с руководителем. Такая процедура используется,
когда критерии и инструкции по проведению
аттестации разработаны не очень подробно
или руководители не имеют достаточной
подготовки в этой области. Специалист
кадровой службы направляет обсуждение
таким образом, чтобы все факторы были
рассмотрены. В то же время считается,
что специалист по управлению персоналом
не должен оказывать давления на руководителя
и даже высказывать свою точку зрения
по существу вопроса.
1.1. Элементы аттестации.
С учетом целей аттестации можно говорить о ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда. При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать и использовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также реальных возможностей для оценки перспектив роста.
Анализ практики управления показывает, что корпорации используют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельности работников, т.е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из которых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда. В большинстве корпораций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных компаниях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например, в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти мероприятия не являются аттестационными, но могут давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом.
Особенно тщательно контроль осуществляется за вновь принятыми на работу и за получившими новое назначение. Например, в компании «Макдональдс» руководители и специалисты в обязательном порядке должны проходить аттестацию при каждом повышении (понижении) в должности, а также через шесть месяцев с момента найма, перевода на другую должность. В «Контрол дейта» неформальная оценка для вновь принятых проводится через три месяца, для переведенных с другой должности — через 30 дней, а формальная — через полгода работы1.
Тщательный
контроль за вхождением работника в должность
призван ускорить этот процесс. Корпорация,
приобретая дорогостоящий «человеческий
ресурс» или пробуя применить его в новом
качестве, рассчитывает получить быструю
отдачу. Жесткий контроль и оценка сильных
и слабых сторон деятельности работника
позволяют оказать ему необходимую помощь,
быстрее исправить недостатки. Одновременно
проверяется правильность решения о назначении.
В отношении рядовых исполнителей, управляющих
низового звена такой ответ, как предполагается,
должен быть получен уже через несколько
месяцев, в отношении руководителей среднего
и высшего звеньев — не позднее года. Работника,
не справляющегося с обязанностями, в
короткий срок переводят на менее ответственную
работу или увольняют. Другая цель сокращения
сроков формальной оценки в этот период
состоит в навязывании работнику высоких
стандартов трудовой деятельности. В первые
месяцы социальной адаптации работника
закладываются нормы поведения и основы
его будущей деятельности. В дальнейшем
привитые работнику стандарты трудовой
деятельности стремятся закрепить и поддерживать,
используя уже регулярную процедуру ежегодной
оценки.
1.2. Работники, подлежащие аттестации
Согласно сложившейся практике, аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие. Под служащими в теории управления персоналом и экономики труда понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации. Рабочие – социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации. Указанной аттестации не подлежат.
Какие именно категории служащих - руководители, специалисты или технические исполнители должны проходить аттестацию, решает служба персонала. Это отражается в локальном положении об аттестации персонала.
С юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации:
Работники, проработавшие в занимаемой должности менее 1 года, включены в группу исключений по той причине, что они не имеют надлежащего опыта, а, следовательно, выводы об их деловых качествах сложно признать объективными. Беременные женщины исключены по понятной причине, а также с точки зрения оптимизации аттестации даже если будет установлено несоответствие, они все равно не могут быть уволены, исходя из запрета, установленного статьей 261 Трудового кодекса РФ.
В Положении об аттестации 1973 года предусматривается еще одно ограничение: не подлежат аттестации женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года. В более поздних нормативных правовых актах ограничение в отношении женщин, имеющих детей, сформулировано по-иному: аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска.
Приведенный перечень категорий работников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в локальном Положении об аттестации персонала. Так, с целью оптимизации аттестации в него могут быть включены:
Еще
одна категория работников, на которую
нужно обратить внимание – молодые
специалисты. Она предусмотрена тем же
Положением 1973 года, однако с уточнением,
что молодые специалисты не подлежат аттестации
в период срока обязательной работы по
назначению после окончания учебного
заведения. Поскольку такой практики сейчас
почти нет, то вопрос об аттестации вчерашних
студентов решается работодателем по
своему усмотрению.
1.3. Периодичность и сроки проведения аттестации
Согласно Положению 1973 года аттестация проводится периодически, 1 раз в 3 - 5 лет. В локальном положении об аттестации персонала должна быть определена конкретная периодичность (например, "Аттестация работников проводится 1 раз в 3 года" или "Аттестация проводится 1 раз в 4 года), либо же частота проведения аттестации (например, "Не чаще, чем 1 раз в 3 года").