Баланс власти руководителя и подчиненных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разработать мероприятия по достижению баланса власти руководителя и подчиненных в ООО «Воды Лагидзе».
Для решения поставленной цели были выделены следующие основные задачи:
1. Определить понятие власти и ее форм существования
2. Выделить современные инструменты власти и влияния, используемые руководителями для достижения цели
3. Определить понятие «баланса власти»
4. Выявить факторы, препятствующие формированию баланса власти в организации

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….3
1. Понятие «Баланс власти» и пути его достижения…….….….….……....5
1.1 Понятие и формы………….…………….…………………………..........5
1.2 Формирование « Баланс власти» в организации как основа эффективной деятельности руководителя и подчиненных………………….………....8
1.3 Пути достижения баланса власти…….………………………………..14
2 Анализ баланса власти ООО «Воды Лагидзе»……………...…………18
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………..…………..18
2.2 Организационная структура предприятия…………………………….19
2.3 «Баланс власти « ООО «Воды Лагидзе» и его анализ…………..……20
2.4 Процессы делегирования полномочий……………………………...…24
3.Рекомендации мероприятий по достижению баланса власти руководителя и подчиненных ООО «Воды Лагидзе»…………..…………………….…..31
Заключение……………………….....……………………………….……....36
Список использованной литературы……………………………………………………………….….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет печати

Факультет Рекламы и связей с общественностью

Кафедра Связи с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

                        Курсовая работа

                             на тему:

 

 

Баланс власти руководителя и подчиненных

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 4 курса

Бохан Валерии

Преподаватель – Елизарова  Оксана Игоревна

 

 

 

 

 

                                                  Москва, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...….3

  1. Понятие «Баланс власти» и пути его достижения…….….….….……....5

 

    1.  Понятие и формы………….…………….…………………………..........5

 

    1.  Формирование « Баланс власти» в организации как основа эффективной деятельности руководителя и подчиненных………………….………....8

 

    1.  Пути достижения баланса власти…….………………………………..14

2 Анализ баланса власти  ООО «Воды Лагидзе»… …………...…………18

2.1 Краткая характеристика  предприятия……………………..…………..18

2.2 Организационная структура  предприятия…………………………….19

2.3 «Баланс власти «  ООО «Воды Лагидзе» и его анализ…………..……20

2.4 Процессы делегирования  полномочий……………………………...…24

3. Рекомендации мероприятий по достижению баланса власти руководителя и подчиненных ООО «Воды Лагидзе»…………..…………………….…..31

Заключение……………………….....……………………………….……....36

Список использованной литературы……………………………………………………………….….38

                         

 

 

Введение

 Главной целью руководителя  является направление усилий  коллектива на достижение общих целей организации при любых условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле.

Власть базируется на двух началах—личном и организационном, т. е. должностном. В том и другом случаях используются различные способы ее реализации.

  Диапазон власти конкретного  лица определяется его возможностями вносить определенные изменения в поведение, отношения и ощущения подчиненных, т. е. влиять на них. Понятия власти и влияния тесно взаимосвязаны, но диапазон влияния шире.

Власть бывает формальной, т. е. обусловленной официальным  должностным местом лица, и реальной, опирающейся не только на должность, но и авторитет, которым пользуется руководитель среди сотрудников.

Для равномерного во всех отношениях, комфортного и эффективного существования организации и ее коллектива необходимо соблюдение соотношения зависимостей двух видов: зависимости подчиненных от руководителя и зависимости руководителя от подчиненных. Это называется «балансом власти». В некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от их решения в ряде вопросов, по которым требуется мнение специалистов; от влияния, которым пользуется тот или иной подчиненный у своих коллег; от способности отдельных подчиненных выполнить конкретное задание с наилучшим результатом.

 Баланс власти должен  поддерживаться на уровне, достаточном  для достижения целей организации.

Нарушение баланса власти чревато опасными последствиями, т.к. может привести к сосредоточению всей власти в руках одного человека или властной структуры, появлению антагонистических противоречий и целей и разрушению организации как целостной системы.

Цель данной работы – разработать мероприятия по достижению баланса власти руководителя и подчиненных в ООО «Воды Лагидзе».

Для решения поставленной цели были выделены следующие основные задачи:

  1. Определить понятие власти и ее форм существования
  2. Выделить современные инструменты власти и влияния, используемые руководителями для достижения цели
  3. Определить понятие «баланса власти»
  4. Выявить факторы, препятствующие формированию баланса власти в организации
  5. На примере предприятия ООО «Воды Лагидзе» проанализировать существующий «баланс власти».

Объектом исследования выбрано малое предприятие ООО «Воды Лагидзе», которое функционирует в сфере торговли г.Сочи, имеет три розничных продуктовых магазина в городе.

 

 

  1.Понятие «баланс власти» и пути его достижения

1.1. Понятие и формы власти

Каждый член группы обладает известным  влиянием, т.е. способностью своим поведением изменить отношение к нему других членов группы в лучшую или худшую стороны. Но влияние еще не означает власть, т.е. возможность влиять на ситуацию в целом и на существенное изменение поведения других людей.

Власть носит не абсолютный, а относительный характер. Так, например, директор предприятия обладает в  масштабах своей организации значительной властью, но зависит от своего вышестоящего начальства или акционеров. Врач-хирург, являясь руководителем медицинского персонала, в ходе операции зависит от действий своей медсестры, врача-анестезиолога и т.д. Как правило, в организациях складывается баланс власти по горизонтали (когда одни отделы, службы и работники зависят от других отделов, служб и работников, а те в свою очередь, зависят еще от кого-нибудь) и по вертикали (когда одни уровни управления зависят от действий других уровней управления). Баланс власти означает наличие частицы власти у большого числа лиц и структур. Нарушение баланса власти чревато опасными последствиями, т.к. может привести к сосредоточению всей власти в руках одного человека или властной структуры, появлению антагонистических противоречий и целей и разрушению организации как целостной системы.[1]

Источником власти могут  выступать: формально занимаемая должность  с определенными функциональными  обязанностями, доступ к секретной  информации или определенному лицу, личные качества, материальные ресурсы, военные ресурсы, доверие коллектива и многое другое. Во всех этих случаях руководитель должен знать, чему он обязан своей делегированной властью, укреплять первопричину этой власти и делать все для сбалансирования и учета интересов всех заинтересованных сторон.

Существует пять основных форм власти в организациях:

1) власть, основанная на принуждении, где основной упор делается на угрозе применения насилия по отношению к управляемым лицам, или же от руководителя к подчиненному. Она опирается на самые низменные потребности людей (страх смерти, наказания, лишение чего-нибудь и т.д.). 

2) власть, основанная  на вознаграждении. При этой форме власти менеджеры делают упор на мотивацию работников, удовлетворение их как физиологических, так и социальных потребностей, поиске более адекватных ситуаций путей вознаграждения. 

3) власть, основанная на силе традиций. Основное содержание этой формы власти состоит в сохранении существующего порядка вещей и обеспечении безопасности и какой-то, чаще всего этнической или конфессиональной, группы лиц. Управление в таких коллективах происходит не путем принуждения или мотивации, а путем удовлетворения важных социальных потребностей человека (защита, чувство принадлежности к группе). 

4) власть харизматическая, основанная на силе личных качеств управленца. Впервые этот термин был введен в научный оборот известным социологом XIX в. Максом Вебером. В этом случае люди, как бы добровольно соглашаются подчиняться определенной яркой личности, рассматривают ее как идеал, к которому нужно всячески стремиться, наделяют этого человека сверхчеловеческими возможностями. К харизматическому типу лидеров принадлежали Гитлер, Сталин, Троцкий, и многие другие. Подобные лидеры часто обладают сильной личной психоэнергетикой. 

  5) экспертная власть, основанная на профессиональных знаниях и умениях. В качестве примера экcпертнoй власти можно назвать предписания врача пациенту о методах лечения болезни, советы профессора студентам о подготовке к экзаменам и т.д. 

Таким образом, в организациях может сложиться огромное число  разнообразных систем управления и  власти с учетом различных форм и типов власти, а также соответствия  этапам развития управляемой группы и личным характеристикам руководителя. И задача любого управленца, как раз состоит в том, чтобы на основе объективного анализа своего коллектива стать признанным в своей  организации в целях более эффективного управления ею.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование  баланса власти в организации как основа эффективной деятельности руководителя и подчиненных

 

Для равномерного во всех отношениях, комфортного и эффективного существования организации и ее коллектива необходимо соблюдение соотношения зависимостей двух видов: зависимости подчиненных от руководителя и зависимости руководителя от подчиненных. Это называется балансом власти.

В некоторых ситуациях  подчиненные имеют власть над  руководителем, так как последний зависит от их решения в ряде вопросов, по которым требуется мнение специалистов; от влияния, которым пользуется тот или иной подчиненный у своих коллег; от способности отдельных подчиненных выполнить конкретное задание с наилучшим результатом.

Таким образом, можно выделить фактор, способствующий появлению власти у подчиненных, — это контроль над доступом к информации, специальным знаниям и определенному инструментарию. Исследователи показали, что этот вид власти реален в тех организациях, где руководство зависит от подчиненных из-за необходимости гарантированного выполнения заданий, требующих их высокого профессионализма или большого объема рутинной работы. Примером может служить персонал, обслуживающий руководителя высшего ранга,— секретари, референты, главные и ведущие специалисты.

Существует заблуждение, что власть любого ранга автоматически  придает нужный вес и авторитет  лицу, занимающему определенный пост, а также наделяет его неограниченной властью, необходимыми навыками и способностями  к управлению. Иногда это порождает  некомпетентных, бесталанных и грубых руководителей, работать с которыми очень сложно и неинтересно.

Сочетание качеств и знаний менеджера и специалиста в  соответствующей области деятельности является одной из важнейших составляющих эффективной и бесперебойной работы организации. Многие руководители, вышедшие из технических и инженерных работников, считают управленческие навыки необязательными. Они опираются на технические знания и навыки вместо управленческих, и, не умея организовать работу подчиненных, выполняют сами большой объем непрямых обязанностей. Это создает неразбериху в деятельности, перегруженность одних и недостаточную загруженность других работников и ведет в конечном итоге к отсутствию четкого механизма реализации власти. Такие руководители избирают стиль автократического руководства в крайней степени проявления всех присущих ему качеств. В конечном счете, наблюдается стремление к захвату неограниченной власти.

При данном типе руководства  понятие «власть» достигает своего абсолютного значения, и последствия  ее могут распространяться на решения  не только в сфере профессиональной деятельности, но и вне ее. Подчиненные  фактически не имеют никаких личных прав, а следовательно, изменение выбранного руководителем курса действий уже невозможно. Состояние зависимости подчиненных от своего руководителя может быть обусловлено множеством причин, которые связаны со стремлением к достижению определенных индивидуальных целей, т. е. необходимого для них результата деятельности на данный момент (материальный достаток, продвижение по службе, профессиональное самовыражение, обретение властных полномочий и пр.).

Эффективность организации, основанная на неограниченной власти, может проявляться в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Как правило, успех, достигнутый таким образом, не долговечен, потому что, добившись цели, руководитель часто пытается удержать свою власть искусственным путем, что может противоречить интересам остальных членов организации, а его уход или устранение разрушает организационную ситуацию. В любом случае происходит снижение эффективности деятельности, а иногда ее полный провал.

Отклонения от нормы в  работе коллектива — это не обособленные явления, с которыми надо бороться, а последствия упущений в рациональной управленческой деятельности. Поэтому руководителю необходимо уметь предвидеть последствия реализации власти, которой он располагает. Важной задачей является соблюдение основных направлений грамотного управления персоналом. Все они относятся к области человеческих отношений и дополняются необходимыми организационными чертами, включающими:

  1. должностные инструкции и стандарты;

2) делегирование полномочий;

3) отношения с коллегами;

4) определение конечных результатов;

5) оценку положительных сторон работы подчиненных;

6) оценку отрицательных сторон работы;

7) действия по исправлению ошибок;

8) систему вознаграждений;

9) систему продвижения по службе;

10) интерес к личности подчиненных и др.

Среди проблем, которые порождены  неограниченной властью, можно выделить три основные.

I. Внутренняя неуверенность руководителей (например, молодых или недавно получивших назначение), которая заставляет их сомневаться в возможности успешного выполнения порученного дела при условии, что они делегируют часть прав и обязанностей своим подчиненным. Поэтому такой руководитель, давая распоряжения, старается сохранить за собой максимум властных полномочий, а на исполнителя переложить больше ответственности, чем это должно быть, и даже найти источник личной зависимости подчиненного. Это приводит к нарушению равновесия между делегированными правами и обязанностями и ставит исполнителя в положение «крайнего», т. е. отвечающего за все конечные результаты задания, что в свою очередь укрепляет в руководителе уверенность во власти должности, которую он занимает.

Информация о работе Баланс власти руководителя и подчиненных