Бережливое производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Основателем концепции бережливого производства считается Тайити Оно, начавший работу в Toyota Motor Co. в 1943 году. В 1945 году Япония проиграла войну, и, чтобы выжить в условиях экономического спада и остаться передовой державой, необходимо было применить огромные интеллектуальные усилия. В то время безусловным лидером автомобильной промышленности была Америка, которая предыдущие несколько десятилетий снижала издержки за счет наращивания массовости производства и уменьшения номенклатуры выпускаемых моделей автомобилей. Этот американский стиль - массовое производство - эффективно использовался во многих отраслях.

Содержание

Введение

1.1. История возникновения концепции «Бережливое производство»

1.2. Бережливое производство, основные понятия

1.3. Инструменты бережливого производства.

1.4. Функциональная стратегия управления качеством в разрезе применения ее к логистике перевозок.

1.5. Основные принципы концепции бережливого производства.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Бережливое производство 2.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

РГТЭУ (филиал) г. Пермь гр. Логистический менеджмент

 

Бережливое  производство

 

(как  модель менеджмента ведущих корпораций)

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

1.1. История возникновения  концепции «Бережливое производство»

 

1.2. Бережливое  производство, основные понятия

 

1.3. Инструменты  бережливого производства.

 

1.4. Функциональная стратегия управления качеством в разрезе применения ее к логистике перевозок.

 

1.5. Основные принципы концепции бережливого производства.

 

Заключение

 

 

Джеймс Вумек, Дэниел Т. Джонс

 

Бережливое ПРОИЗВОДСТВО

 

Как избавиться от потерь

и добиться процветания вашей компании

 

Перевод с английского

 

Серия «Модели  менеджмента ведущих корпораций»

МОСКВА 2004

 

Введение

 

0б  авторах

 

Джеймс Вумек - основатель и президент Lean Enterprise Institute, некоммерческой образовательной и исследовательской организации со штаб-квартирой в Бруклайне, штат Массачусетс, которая распространяет идеи бережливого производства как через издание книг, представляющих собой руководство к действию, так и через обучение.

Дэниел Джонс - основатель и председатель Lean Enterprise Academy, некоммерческой образовательной и исследовательской организации, расположенной в Великобритании. Academy разделяет миссию Lean Enterprise Institute из США в деле повышения осознания бережливого производства и предоставления различных видов знаний о бережливом производстве.

«Бережливое производство» (lean production) - прорывный подход к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. Пионером этого подхода стала компания Toyota, которая благодаря его использованию достигла выдающихся результатов. В настоящее время «бережливое производство» используется компаниями во многих странах и в разных отраслях.

Представленный  материал содержит не только описание теории, но и много примеров из опыта ведущих компании США, Германии и Японии. Он  ориентирован, прежде всего, на практиков - руководителей среднего и высшего звена и предпринимателей, но также будет интересен студентам и преподавателям экономических вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. История возникновения концепции «Бережливое производство»

 

Основателем концепции  бережливого производства считается  Тайити Оно, начавший работу в Toyota Motor Co. в 1943 году. В 1945 году Япония проиграла войну, и, чтобы выжить в условиях экономического спада и остаться передовой державой, необходимо было применить огромные интеллектуальные усилия. В то время безусловным лидером автомобильной промышленности была Америка, которая предыдущие несколько десятилетий снижала издержки за счет наращивания массовости производства и уменьшения номенклатуры выпускаемых моделей автомобилей. Этот американский стиль - массовое производство - эффективно использовался во многих отраслях.

В то время президент  автомобильной компании Toyota Motor Co («Тойота  мотор компани») Тойода Кийтиро сказал: «Необходимо догнать Америку за три года. В противном случае автомобильная промышленность Японии не выживет». Японцы поняли: чтобы догнать Америку, нужно разработать свою собственную систему производства, отличную от традиционной американской системы массового производства. И это удалось компании «Тойота». В течение нескольких десятков лет автомобильная корпорация создавала свою систему управления, интегрируя лучшую мировую практику.

Достигалось это  не увеличением закупок металла  для автомобилей, не расширением производственных площадей и набором кадров, не усиленным налаживанием массового производства. Компания «Тойота» достигла успехов, сломав принятый во всем мире американский стереотип системы массового производства и организовав выпуск широкой номенклатуры моделей автомобилей небольшими партиями по совершенно новой, изобретенной сотрудниками «Тойоты» системе.

Идеологическая  основа (Toyota Production System, TPS) -стремление к  постоянному совершенствованию, постепенным, но непрерывным улучшениям.

Цель — устранить  любые потери, которые увеличивают  затраты, не создавая добавленной ценности.

Ключевым в  философии Toyota Production System является опора  на человеческий фактор и, упрощенно  говоря, командная работа, формирование атмосферы взаимопомощи. Принципы, разделяемые внутри компании, распространяются и на ее клиентов и на поставщиков. Проблемы возникающие как у первых, так и у последних обсуждаются совместно – найденные же решения обогащают опыт друг друга.

В течение примерно 15-летнего периода, начавшегося в 1959 - 1960 годах, Япония переживала необычайно быстрый экономический рост и с тех пор японские производители практически не утрачивали своих позиций в мире.

Сейчас производственная система «Тойоты» уже не является их фирменным секретом, японцы с удовольствием делятся своим опытом с производителями других стран.

В 1980е годы интерес  к производственной системе Toyota (Toyota Production System) появился в США: американские автоконцерны столкнулись тогда  с серьезным конкурентом на собственном рынке. В западной интерпретации концепция стала известна как Lean production (в русской версии перевода — бережливое производство).

Изначально опыт Toyota был сконцентрирован в отраслях с дискретным типом производства, прежде всего в автомобилестроении. Затем концепция была адаптирована к условиям непрерывного производства, позднее стала применяться в торговле, сфере услуг и даже коммунальном хозяйстве, здравоохранении, вооруженных силах и государственном секторе. О «тойотизме» заговорили как о международной философии менеджмента.

Говоря о  национальном опыте организации  труда, нельзя не отметить советскую теорию научной организации труда, которая также уделяла большое внимание коллективизму, рационализаторству, устранению потерь в производстве и повышению производительности труда.

 

1.2. Бережливое  производство, основные понятия

 

Бережливое производство (Lean Production) – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени.

По состоянию на 1990 год для выпуска одного и того же объема продукции, при использовании системы бережливого производства, требовалось в два раза меньше затрат труда, в два раза меньше производственных площадей и капиталовложений, в несколько раз меньше времени на разработку и выполнение заказов, чем на предприятиях, работающих по принципам массового производства.

Бережливое-предприятие (Lean Enterprise) – это бизнес-система для организации и управления разработкой продукта, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и заказчиками, использующая принципы, практику и инструменты бережливого производства для создания четко определенной потребительской ценности (товаров и услуг с более высоким качеством и меньшим количеством дефектов, с меньшими трудозатратами, на меньших производственных площадях, с меньшим капиталом и за меньшее время по сравнению с традиционной системой массового производства).

Бережливые  предприятия, участвующие в производстве определенного семейства продуктов, действуют на основе соглашения, в  соответствии с которым они определяют ценность продукции с позиции конечного потребителя, устраняют из потока создания ценности непроизводительные операции и осуществляют операции, создающие ценность в виде непрерывного потока по мере «вытягивания» продукции клиентом. Сотрудничавшие предприятия осуществляют перечисленные процедуры непрерывно на протяжении всего жизненного цикла данного семейства

продуктов.

Представленное  определение системы бережливого  производства очень сжато выражает суть данной концепции. Давайте попробуем раскрыть некоторые положения этого определения.

«Бизнес-система» - здесь важно понимать, что это именно «бизнес» система, то есть система, настроенная на получение прибыли и функционирующая в условиях рынка и по его законам, чутко реагирующая на конъюнктуру. У всякого бизнеса есть свои цели и стратегия их достижения, и бизнес-система должна обеспечивать достижение этих целей. Бизнес-система есть у каждого предприятия, вопрос только в том, насколько она эффективна. То, что бизнес-система бережливого производства выросла из бизнес-системы Тойоты, наиболее эффективной в настоящее время, говорит само за себя. То, что это «система», означает, что ни одна часть предприятия/организации не должны оставаться вне сферы действия этой системы, и сейчас все больше приходит осознание этой истины. Если какие-то операции или процессы оказываются не охвачены данной системой, это снижает эффективность работы предприятия/организации в целом. Важным принципом концепции бережливого производства является постоянное совершенствование и участие в данном процессе всего коллектива.

«Создание четко определенной потребительской  ценности» предполагает понимание того, что является ценностью для потребителя. И здесь нельзя основываться на только на собственных знаниях. Должна проводиться работы по выявлению всех компонентов потребительской ценности, иногда непосредственно с конечным потребителем товара/услуги. Это залог того, что требования потребителя будут удовлетворены наиболее полно и с наименьшими затратами (исключается излишняя работа).

Если фирма  занимается бережливым производством, значит, во главу угла она ставит интересы заказчика, покупателя, клиента, партнера и собственных сотрудников, причем выигрывают от этого все. Поэтому, внедрение бережливого производства – лучшая визитная карточка для представления фирмы партнерам и заказчикам.

«С  меньшими трудозатратами, на меньших  производственных площадях, с меньшим  капиталом и за меньшее время» - в концепции бережливого производства это означает исключение всех видов потерь (перепроизводство, излишняя обработка, потери на ожидание, потери на транспортировку, на перемещения персонала, потери из-за дефектов/переделки и т.д.).

Концепция бережливого  производства основывается на пяти принципах, определяющих ориентиры для менеджеров при переходе к бережливому производству:

    1. Определение ценности каждого семейства продуктов с точки зрения клиента.
    2. Определение всех стадий потока создания ценности для каждого семейства продуктов и устранение по мере возможности, операций, не создающих ценности.
    3. Выстраивание операций, создающих ценность в строгой последовательности, обеспечивающей ровное движение продукта в потоке, направленном к клиенту.
    4. По окончании формирования потока – создание возможности «вытягивания» клиентами ценности из предыдущей стадии.
    5. По окончании определения ценности, выявление потоков создания ценности, устранение стадий, вызывающих возникновение потерь, а также формирование вытягивающей системы – повторение всего процесса заново столько раз, сколько потребуется для достижения состояния совершенства, при котором создается абсолютная ценность, и нет никаких потерь.

 

Необходимо  пояснить, что такое выталкивающее производство и вытягивающее производство.

Выталкивающее производство – обработка изделий крупными партиями с максимальной скоростью исходя из прогнозируемого спроса с последующим перемещением изделий на следующую производственную стадию или на склад, независимо от фактического темпа работы следующего процесса или потребностей заказчика (потребителя). В рамках такой системы практически невозможно внедрить инструменты бережливого производства.

Вытягивающее  производство – метод управления производством, при котором последующие операции сигнализируют о своих потребностях предыдущим операциям.

Существуют  три типа вытягивающего производства:

    • Вытягивающая система супермаркета (система возмещения/восполнения) – вытягивающая система типа А.
    • Последовательная вытягивающая система – вытягивающая система типа В.
    • Смешанная вытягивающая система – вытягивающая система типа С.

Вытягивающая система супермаркета – наиболее популярная. При ней на каждой производственной стадии имеется склад – супермаркет, в котором хранится определенный объем изготавливаемой на этой стадии продукции. На каждой стадии производится столько продукции сколько было изъято из супермаркета. Как правило, когда продукция изымается из супермаркета последующим процессом – потребителем, последний направляет вверх предыдущему процессу информацию об изъятии с помощью специальной карточки (канбан) или иным способом.

Каждый процесс  отвечает за пополнение запасов своего супермаркета, поэтому оперативное  управление и поиск объектов постоянного  совершенствования (кайдзен) не составляет большого труда. Вместе с тем, ее применение осложняется при наличии большого количества видов производимой продукции

Последовательная  вытягивающая система целесообразно использовать при большой номенклатуре продукции, производимой одним процессом, т.е. когда сложно или практически невозможно поддерживать запас каждого вида продукции в супермаркете. Продукция, по сути, производится на заказ, при этом общие запасы в системе сводятся к минимуму. Последовательная система требует поддержания непродолжительного и предсказуемого времени

выполнения заказов, надо хорошо понимать структуру поступления заказов от клиента. Функционирование такой системы требует очень сильного руководства.

Смешанная вытягивающая система – предполагает комбинацию двух перечисленных систем. Ее целесообразно применять, когда действует правило 80/20, т.е. когда небольшая доля видов продукции (примерно 20%) составляет наибольшую часть ежедневно выпускаемого объема продукции (примерно 80%).

Все виды продукции подразделяются на группы по объему выпуска: большой  объем, средний объем, низкий объем  и редкие заказы. Для группы «редкие заказы» целесообразно применять последовательную вытягивающую систему. Для других групп – вытягивающую систему супермаркета. При смешанной вытягивающей системе, возможно, будет сложнее управлять совершенствованием и выявлять отклонения.

Информация о работе Бережливое производство