Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:01, контрольная работа
Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения[5.c105].
Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса.
Лексика – это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка.
Синтаксис – это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц.
1. Понятие вербальной коммуникации………………………………..….3
2. Основные функции языка……………………………………..…...…...4
3. Типы приема и передачи информации………………………………....5
4. Человеческая речь как источник информации..…………………….…6
5. Стили русского литературного языка…………………………...…..…7
6. Речевые средства общения…………………………………….…...…...9
Список использованной литературы……
Содержание
1. Понятие вербальной коммуникации………………………………..….3
2. Основные функции языка……………………………………..…...…...4
3. Типы приема и передачи информации………………………………....5
4. Человеческая речь как источник информации..…………………….…6
5. Стили русского литературного языка…………………………...…..…7
6. Речевые средства общения………………
Список использованной
литературы………………………………….…13
1. Понятие вербальной коммуникации.
Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения[5.c105].
Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса.
Лексика – это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка.
Синтаксис – это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления.
В зависимости от намерений
коммуникантов (что-то сообщить, узнать,
выразить оценку, отношение, побудить
к чему-либо, договориться и т.д.)
возникают разнообразные
Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
2.Основные функции языка
Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний [1.c.96]. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
Этническая. Язык как средство объединения народа.
3.Типы приема и передачи информации
Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.
Образное мышление - это восприятие мира в виде картинки [8.c.268]. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.
Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.
Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.
Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст – слова - слово: значение.
Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчленено, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.
Перейдем теперь к сенсорному мышлению. Основу этого феномена (то есть передачи информации без помощи известных науке анализаторов) следует искать, видимо, на самом глубоком «клеточном» уровне.
Оказывается, что лишенная зачатков нервной системы и каких-либо рецепторов клетка способна демонстрировать ясновидение - «клеточную телепатию».
Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.
Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора [3.c.302]. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.
Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему.
4. Человеческая речь как источник информации.
С физической точки зрения устная речь человека представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате функционирования сложной анатомо-физиологической системы, включающей центральную нервную систему и речевой аппарат. Устная речь любого человека обладает устойчивым набором акустических, лексических, фразеологических признаков (инверсий, клише и т.п.), характеризуется определенным уровнем экспрессивности, эмоциональности и другими особенностями, свойственными каждому отдельно взятому коммуникатору [6.c.112].
Признаки речи, приобретаемые в ходе формирования личности, учебы, профессиональной деятельности, повседневного общения и практики, индивидуальны, относительно устойчивы, повторяемы.
По мнению немецкого психолога
Штангля, скорость речи соответствует
господствующему состоянию
Если речь говорящего чересчур торопливая
("кувыркающаяся"), это указывает
на непостоянство и
Психологи считают, что в данном случае мы имеем дело с подсознательной самозащитой человека, с его стремлением к упрочнению своего положения, к избеганию однозначной позиции до тех пор, пока это возможно, иначе говоря, с тем, что называется "бессознательным стремлением всегда иметь позади себя дверь для бегства".
5. Стили русского литературного языка
Функциональные стили - это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.
Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:
-научный;
-официально-деловой;
-публицистический.
Научный стиль. Главные функции - информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.
Черты научного стиля:
-отвлеченность,
-обобщенность,
-подчеркнутая логичность и связность выражения.
Официально-деловой стиль. Офиц
-точность;
-предписывающий характер;
-обезличенность;
-стандартность;
-тенденция к стереотипу.
Публицистический стиль. Основн
-экспрессивность,
-наличие гибкого стандарта.
Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.
Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы - эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.
6. Речевые средства общения
Существует несколько видов речевой деятельности:
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Устная речь - это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения [2.c.110]. Она создается в процессе говорения и для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).
Если человеку предстоит
выступить перед большой
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей [1.c.300]. Если, выступая с докладом, смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро аудитория перестанет слушать. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.
Письменная речь - это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов)
Отличие письменной речи от устной заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает.
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. При его составлении есть возможность подумать, привести в порядок мысли и в случае необходимости даже переписать набело [4.c.97].