Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:27, курсовая работа
В современных условиях все больше внимания уделяется поискам оптимальной управленческой структуры. В то же время нередко остается в стороне такой немаловажный момент как традиционные типы управленческих структур. Но ведь в управленческих процессах традиция играет не меньшую роль, чем, скажем, в процессе непосредственной трудовой деятельности.
Наличие хорошо проработанного плана достижения корпоративных целей - это необходимое, но не достаточное условие будущего успеха производственной деятельности. Очень важно, чтобы менеджер обладал и умел пользоваться властными полномочиями, побуждая персонал к деятельности.
Введение........................................................................................3
1. Сущность, виды и классификация власти..............................5
2. Стили руководства..................................................................14
3. Соотношение руководства и лидерства в системе управления............................................................................................16
Вывод............................................................................................21
Список литературы......................................................................23
Введение
В современных условиях все больше внимания уделяется поискам оптимальной управленческой структуры. В то же время нередко остается в стороне такой немаловажный момент как традиционные типы управленческих структур. Но ведь в управленческих процессах традиция играет не меньшую роль, чем, скажем, в процессе непосредственной трудовой деятельности.
Наличие хорошо проработанного плана достижения корпоративных целей - это необходимое, но не достаточное условие будущего успеха производственной деятельности. Очень важно, чтобы менеджер обладал и умел пользоваться властными полномочиями, побуждая персонал к деятельности.
В социологии сложились три основных подхода к определению сущности власти:
1) признание власти как
неотъемлемого, имманентного
2) трактовка власти как
специфического типа
3) признание власти только
как свойства социальной
Общесоциологических определений власти в современной науке достаточно много. Однако большинство из них близко к определению, которое приводится в «Словаре социальных наук»: «Власть в ее самом широком смысле означает: способность, осуществляемую или нет, производить определенный эффект; влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами на поведение других людей по намеченным путям». Это определение действительно предельно широкое, и в таком виде может удовлетворить самые различные теории власти
1. Сущность, виды и классификация власти
Власть - это возможность влиять на поведение других, распоряжаться ресурсами и т. д. Власть может относиться к индивиду, группе, организации в целом.
Влияние - это любое поведение одного индивида, который вносит изменения в поведения, ощущения и т. д. другого индивида.
Власть может существовать,
но не использоваться. Это может
происходить, если сотрудник демонстрирует
необходимое производственное поведение
(четко выполняет поставленную перед
ним задачу), или по каким-либо причинам
у менеджера имеется
Власть - это социальный феномен, отражающий взаимодействие индивидов и групп, их влияние друг на друга, он используется для достижений целей как менеджерами, так и подчиненными. Без власти нет организации.
Виды власти. Признаками классификации власти являются источники власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример референтного лица (харизма), вознаграждение. Источники власти имеют личностную и организационную основы.
При необдуманном использовании
власти наказания возни каст серьезная
опасность к ограничению
Однако этот метод воздействия
становится действенным только тогда,
когда подчиненный
Применение любого из указанных оснований власти дает возможность субъекту власти добиваться принудительного изменения поведения со стороны объекта. Однако при этом наблюдаются значительные различия в характере последующего контроля, необходимого для того, чтобы добиться устойчивого следования измененному поведению.
Когда используется власть вознаграждения или наказания, поддержание измененного поведения требует непосредственного социального подкрепления и постоянного контроля со стороны субъекта. Изменения поведения, обусловленные легитимной, экспертной и референтной властью, также зависят от контролирующих усилий субъекта власти, особенно на первоначальном этапе, пока новая модель поведения еще не сформирована. Однако впоследствии при стабилизации новой измененной модели поведения необходимость в постоянном контроле со стороны субъекта власти отпадает, и для подкрепления измененного поведения достаточно осуществлять нерегулярный контроль.
В сравнении с другими основаниями власти, информационная власть обладает чрезвычайно важной особенностью: измененное поведение, обусловленное информацией, сформировавшись, может длительное время поддерживаться без непосредственного контроля со стороны субъекта власти. В условиях, когда развитие средств массовой информации позволяет осуществлять непрерывное информационное воздействие практически на все население Земли, роль информационной власти приобретает особое значение.
Эффективное управление основано не только на обладании источниками власти (должность, образование, опыт), но и умении активно использовать влияние сообразно ситуации. Способности и навыки эффективного использования всех источников власти являются основой лидерства.
В социологии сложились три основных подхода к определению сущности власти:
1) признание власти как
неотъемлемого, имманентного
2) трактовка власти как
специфического типа
3) признание власти только
как свойства социальной
Определение власти с точки
зрения социально-психологических
концепций. В рамках этих концепций
наиболее распространено классическое
определение власти М. Вебера как
возможности волевого преобразования
социальных отношений субъектом
вопреки сопротивлению
Индивид оказывает активное воздействие на поведение индивида:
• если он совершает активные насильственные действия; оказывает помощь, поддержку, содействует выполнению какой-либо просьбы, дает совет; пытается управлять другим, воздействуя на условия его жизни либо используя имеющуюся информацию о некоторых сторонах его жизни; прибегает к убеждениям, уговорам, влиянию; пытается произвести впечатление на других;
• если он совершает действия, не направленные непосредственно на другого, но эти действия возбуждают в другом сильные положительные или отрицательные эмоции;
• если он заботится о собственном социальном положении или репутации и через это влияет на поведение других людей, не испытывая вполне определенного мотива к использованию власти.
Классический анализ оснований или способов применения власти позволяет осуществлять целенаправленный выбор руководителями организации способов влияния на подчиненных в зависимости от ситуации, складывающейся в области межличностных отношений.
Ситуационное лидерство и ситуационное использование оснований власти. Согласно данной концепции, в использовании оснований власти нет «лучшего» пути, обеспечивающего эффективное влияние на человеческое поведение. Вы бор определенного основания власти зависит от нескольких факторов:
• от способностей индивидов решить поставленную за дачу, их готовности взять на себя ответственность за управление собственным поведением (эти качества определяют как зрелость социальной группы);
• стиля лидерства, который может быть ориентирован либо на человеческие отношения, либо строго на решение поставленной задачи;
• ориентации членов группы на человеческие отношения или на решение поставленной задачи.
В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
· Власть положения - это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
· Власть ресурсов - это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
· Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
· Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта - это технические знания и знания процесса;
· Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение, и ему хотят подчиняться;
· Власть информации является одним из важнейших источников власти, т. к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.
2. Стили руководства.
Типы власти в обществе
сформировали три основных и один
комбинированный стиль
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей.
Оппозицию не принимает может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде.
Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху.
Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты, на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения.