Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:47, курсовая работа
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации.
Введение………………………………………………………....3
Глава1.Основные категории менеджмента……………………….........4
Объект………………………………………………..........4
Субъект…………………………………………………....5
Функции…………………………………………………..7
Виды……………………………………………………..15
Методы. Классификация……………………………….17
Принципы………………………………………………..19
Практическая часть. На примере ООО «Венеция»………………………………………………….……21
Заключение……..…………………………………………….…31
Список литературы…….………………………………………34
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства»
Центр дополнительного и инновационного образования
Институт экономики культуры, менеджмента и продюсирования
Кафедра менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине «Теория менеджмента»
на тему:
«Основные категории менеджмента»
Выполнил(а): Балтакова Татьяна романовна | |||
Группа: №МГ-02-13, ускоренное отделение | |||
Специальность 080200.62 «Менеджмент Гостиничный и тур.бизнес» квалификация - менеджер | |||
Научный руководитель: Жигжитова Ирина Валерьевна, к.э.н., ст. преп. каф. МиМ | |||
Допущен к защите: | |||
«___»__________________201_г. | |||
Защищена с оценкой:______________________ | |||
г. Улан-Удэ
2013 год
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава1.Основные категории менеджмента……………………….........4
Объект………………………………………………......
Субъект…………………………………………………....
Функции…………………………………………………..7
Виды……………………………………………………..15
Методы. Классификация……………………………….17
Принципы………………………………………………..19
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что любая организация - это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет собой организацию. Для того чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой.
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации.
Немаловажным для развития организации является то, как руководитель выполняет свои функции, то есть не то, что он делает, а как он это делает. Другими словами, очень большое значение имеет управленческое поведение.
Принцип и метод руководства существуют в определенном единстве. Принцип представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.
Единство методов и
принципов руководства состоит в том,
что принцип служит формой реализации
метода. Менеджер с присущим только ему
стилем руководства в своей деятельности
может использовать различные методы
управления (экономические, организационно-
Объект исследования - ООО "Венеция".
Субъект исследования- генеральный директор и менеджер.
Предмет исследования - менеджмент на предприятии.
Цель исследования - на основании теоретического материала и проведенного анализа категории менеджмента рассмотреть методы и принципы управления рестораном «Венеция».
Задача: раскрыть сущность менеджмента и основные понятия;
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента:
2.1. Объект менеджмента.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Правда, существует точка
зрения, что менеджмент может осуществляться
по отношению к объектам не выше организации,
а выше — это уже не менеджмент, а социальное
управление.
Объект менеджмента может
также определяться его видом. Можно управлять
операцией, проектом или системой. Перечисленные
выше объекты менеджмента по уровню иерархии
относятся к системам. Но человеческая
деятельность не ограничивается деятельностью
в рамках систем. В последнее время все
большее значение приобретает управление
проектами, которое можно считать альтернативой
традиционному взгляду на менеджмент как
управление стационарной социальной системой.
В принципе, например, производство автомобиля
можно представить себе как проект, и тогда
автомобильное производство со сложнейшим
оборудованием можно трактовать как ресурс,
привлекаемый для реализации проекта.
2.2 Субъекты менеджмента.
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Субъектами менеджмента следует
признать всех, кто осуществляет травление
социальными объектами, т. е. менеджеров.
Менеджер — это лицо, занимающее постоянную,
должность, наделенное полномочиями и
обладающее ответственностью в области
организации определенных видов деятельности.
Менеджеры различаются по иерархическому
уровню.
Высший
уровень, топ-менеджеры, руководят организацией
в целом или являются заместителями высшего
менеджера. Например, к топ-менеджменту относится
не только директор фирмы, но и его заместители:
по производству, по экономике, по кадрам,
по маркетингу, главный бухгалтер. Вся
эта «верхушка» (от англ. top — верхний,
высший) представляет собой управленческую
команду и решает как общие вопросы развития
организации (директор), так и вопросы
развития функциональных направлений
деятельности (заместители директора
по функциональным направлениям).
Средний уровень менеджмента, миддл-
Низший уровень менеджмента,
супервайзеры, представлен руководителями,
которым непосредственно подчинены исполнители:
рабочие, рядовые сотрудники и специалисты.
К супервайзерам относятся руководители
групп, бригад, секторов, организаторы
определенных видов работ и операций.
Например, руководитель строительства
загородного дома отправляет двух рабочих
копать канаву для водопровода.
При этом он назначает старшего.
Этот старший будет супервайзером по отношению
ко второму рабочему. В данном случае речь
идет о выполнении определенного вида
работ когда не создается постоянное структурное
подразделение (бригада или группа).
Субъектом менеджмента может
быть и юридическое лицо, организация.
В этом случае объектами менеджмента также
будут организации. Например, холдинговая
схема предполагает наличие управляющей
компании и нескольких «дочек» — дочерних
фирм, для которых решения, принимаемые
управляющей компанией, являются обязательными.
2.3 Функции менеджмента
Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации. Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).
Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе
Функции менеджмента определяют
устойчивый состав специфических видов
деятельности управленческой деятельности,
характеризующихся
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация функций управления | |
Критерий классификации |
Состав функций управления |
1 Содержание управленческой |
Прогнозирование и планирование |
Организация | |
Активизация (мотивация, стимулирование) | |
Контроль | |
Координация | |
Регулирование | |
Исследование | |
2 Организационная роль функции |
Функции интеграции (объединения) |
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) | |
3 Направление деятельности |
Интрафункции |
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) | |
4 Сферы развития объекта |
Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
Управление социально- | |
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | |
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | |
5 Этапы производственного |
Управление подготовкой |
Управление процессом | |
Управление обеспечением производства | |
Управление процессами реализации продукции | |
6 Тип производства |
Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7 Масштаб времени |
Стратегическое управление |
Текущее (тактическое) управление | |
Оперативное управление | |
8 Этапность процесса управления |
Целеполагание |
Определение ситуации | |
Определение проблемы | |
Решение | |
9 Основные факторы |
Управление продуктом |
Управление персоналом | |
Управление информацией |
На сегодняшний день к функциям менеджмента относится : планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.
Американские ученые Мескона, Альберта и Хедоури выделяют четыре функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.
Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.
По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:
Планирование — это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.
Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.