Виды коммуникаций, их роль в системе менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе наиболее эффективных способов взаимодействия между людьми на основе вышеизложенного теоретического материала, а так же рассмотреть какие преграды существуют в организационных коммуникациях и найти пути решения путём их совершенствования.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Разобраться в понятиях, целях и функциях коммуникационного процесса.
Продемонстрировать виды коммуникаций.
Проанализировать как коммуникационный процесс влияет на успешность в управлении.
Понять, какие преграды существуют в коммуникационной деятельности и выявить способы их преодоления.
И, наконец, показать методы, которые способствуют преодолению преград и становлению коммуникационного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы коммуникации в организации…………………..5
1.1 Понятие, цели, функции коммуникации………………………………....5
1.2 Виды коммуникаций……………………………………………………....9
Коммуникации в управлении организацией………….…………………18
2.1. Процесс коммуникаций и эффективность управления…………...…...18
2.2. Совершенствование коммуникаций в организациях………………….20
3. Ситуационный подход…………………………………………………….25
4. Практический раздел…………………………………………………...….28
Заключение……………………………………………………………………34
Список используемых источников информации…………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

коммуникации в организации.docx

— 111.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. П. ГОРЯЧКИНА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

НА ТЕМУ: Виды коммуникаций, их роль в системе менеджмента организации.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: Шепелева С.Н.

                                                                                                    25 ИЭФ

                                                                     Проверил: Ларионов А.В.

 

 

 

 

                                          Москва  2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

      Введение……………………………………………………………………….3

  1. Теоретические основы коммуникации в организации…………………..5

     1.1 Понятие, цели, функции коммуникации………………………………....5

     1.2 Виды коммуникаций……………………………………………………....9

  1. Коммуникации в управлении организацией………….…………………18

     2.1. Процесс коммуникаций и эффективность управления…………...…...18

     2.2. Совершенствование коммуникаций в организациях………………….20

     3. Ситуационный подход…………………………………………………….25

     4. Практический раздел…………………………………………………...….28

     Заключение……………………………………………………………………34

     Список используемых источников информации…………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы актуальна потому, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления.[6, 145-151с.] Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

При непосредственном копировании западного опыта и его применении российские менеджеры столкнулись с той проблемой, что они не действуют или же не приносят ожидаемого результата. Если в первую очередь мы стремимся занять лидирующие позиции в мире, сделать эффективным наше производство и управление, необходима разработка той теории, которая будет применима в условиях российской действительности.

Сложность разработки такой теории состоит в том, что западный менеджмент прошел достаточно длинный путь эволюции, а Россия только в настоящий момента поставлена перед необходимостью получения эффективной системы менеджмента.

Менеджеры-практики убеждены в том, что получаемая ими прибыль является достаточной, а стремиться к развитию теоретической базы организации нет необходимости. Отсюда возникает проблема несоответствия практики и теории в области менеджмента, например, применяя некоторые теоретические изыскания на практике, не получаешь того эффекта, который следует от него ожидать.

Теоретической и методологической базой явились положения и выводы из трудов российских и зарубежных исследователей в области организации, коммуникационными процессами, управления персоналом; работы, в которых исследуются проблемы развития коммуникационных процессов, а так же их совершенствования в организациях.

Становлению и развитию коммуникаций в России способствовали труды таких учёных как Капустин С.Н. , Виханский О.С., Мескон М.Х., М. Альберт, Ф. Хедоури, Коротков Э.М.,., Акбердин Р.З.;

Занятие развитием проблематики взяли на себя такие учёные как А.Г.Поршнева, А. Файоль, Т. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд,

А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд.

Цель курсовой работы состоит в анализе наиболее эффективных способов взаимодействия между людьми на основе вышеизложенного теоретического материала, а так же рассмотреть какие преграды существуют в организационных коммуникациях и найти пути решения путём их совершенствования.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Разобраться в понятиях, целях и функциях коммуникационного процесса.
  2. Продемонстрировать виды коммуникаций.
  3. Проанализировать как коммуникационный процесс влияет на успешность в управлении.
  4. Понять, какие преграды существуют в коммуникационной деятельности и выявить способы их преодоления.
  5. И, наконец, показать методы, которые способствуют преодолению преград и становлению коммуникационного процесса.

Объектом исследования являются отношения между индивидами и в частности отношения между начальником и подчинённым.

Предметом исследования является организация, начальник и подчинённый и.т.д.

Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, 1 рисунка, 6 таблиц, заключения, списка используемых источников информации.

1.Теоретические  основы коммуникации в организации

1.1. Понятие, цели, функции коммуникации

Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Коммуникация - явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов».

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

  1. Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т. п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. [17, 89 с.]
  2. Коммуникация - это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом.[17, 89 с.]
  3. Коммуникация - это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. [17, 89 с.]
  4. И наконец, коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть.[17,89]

Что касаемо учёных, занимавшихся изучением коммуникации, то можно выделить наиболее ярких представителей и их сформулированные определения:

Согласно И.П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др. [4, 166 с.]

Согласно С.В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.[4, 166 с.]

Согласно М.С. Андрианову, под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия.[4, 166 с.]

Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой.

  [4,167 с.]

Согласно Бакстеру, а также Силларсу и Вангелисти, коммуникация - это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения. [4, 167 с.]

Таким образом, очень сложно выбрать наиболее точное определение из всех выше представленных, но, на взгляд автора, наиболее точным является определение, которое принадлежит С.В. Борисневу, так как оно в наибольшей мере раскрывает суть понятия коммуникация.

Коммуникация, как процесс взаимодействия людей друг с другом, эффективной передачи информации реализовывает следующие цели:

  1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. [4, 167 с.]
  2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.[4, 167 с.]
  3. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.[4, 167 с.]

Коммуникация, как процесс обмена информацией выполняет ряд важнейших функций. В научной литературе не существует однозначного решения вопроса о функциях коммуникации. Однако большинство зарубежных и отечественных ученых сходятся во мнении, что процессу коммуникации присущи определенные функции. Автору хотелось бы рассмотреть каждую функцию, которая действительно существует на практике.

Информационная функция

В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми. [4, 168 с.]

Социальная функция

Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе. [4, 168 с.]

Экспрессивная функция

Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.

Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создаюших произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние.[4, 168 с.]

Прагматическая функция

Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации. [4, 169 с.]

Интерпретативная функция

Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

Информация о работе Виды коммуникаций, их роль в системе менеджмента организации