Власть в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Существует много определений такого термина как «Власть». Но мы будем его рассматривать с более определенного ракурса, который более всего близок нам по теме данной работы, а следовательно, - «Власть в менеджменте и управлении».
Власть рассматривается в менеджменте и управлении как многомерное явление, включающее несколько основных форм — разновидностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще — в сочетании друг с другом

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
1. 1.Власть и способы ее реализации………………………………………………..3
1.2.Формы власти и влияния…………………………………………………………5
1.3.Распоряжение как способ реализации власти…………………………………..8
1.4. Делегирование прав и ответственности подчиненным……………………….11
1.5. Коллективное управление………………………………………………………18
2.Выводы и предложения по эффективному использованию власти и влияния в гостинице «Ажиотаж»………………………………………………………………..23
Вывод………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2 
1. 1.Власть и способы ее реализации………………………………………………..
1.2.Формы власти и влияния…………………………………………………………5

1.3.Распоряжение как способ  реализации власти…………………………………..8

1.4. Делегирование прав и ответственности  подчиненным……………………….11

1.5. Коллективное управление………………………………………………………18

2.Выводы и предложения по  эффективному использованию власти  и влияния в гостинице «Ажиотаж»………………………………………………………………..23

Вывод………………………………………………………………………………….24

Список используемой литературы…………………………………………………..25

 

 

                                                             Введение 
          Существует много определений такого термина как «Власть». Но мы будем его рассматривать с более определенного ракурса, который более всего близок нам по теме данной работы, а следовательно, - «Власть в менеджменте и управлении». 
Власть рассматривается в менеджменте и управлении как многомерное явление, включающее несколько основных форм — разновидностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще — в сочетании друг с другом. 
         Для управленческой деятельности власть имеет огромное значение. Так как хороший руководитель должен уметь не только обладать приемами мотивации к более качественному исполнению должностных инструкций, но также и реализовать этот труд, а чтобы этого достичь, необходимо стать в глазах подчиненных властным руководителем, при этом сохранить свое «человеческое» лицо в их глазах. На мой взгляд, только в этом случае обеспечен успех руководителя любой организации в различных отраслях. 
         В первую очередь управленцу необходимо обладать таким качеством, как оказание влияния на поведение людей, т. е. человек, занимающий должность руководителя должен обладать этой способностью не только на сознательном уровне, но также практически и на интуитивном. Ему необходимо знать и понимать, когда и как именно он должен воздействовать на персонал. По моему мнению ошибки здесь допустить нельзя по одной простой причине – при любом промахе подчиненные этого «не простят», это оставит отпечаток на вашей репутации, а значит, ваш портрет властного руководителя рухнет в их глазах.  
         По – этому к термину «власть» необходимо отнестись очень серьезно и тщательно себя подготовить к ее реализации.  
         Цель предложенной работы: рассмотреть тему «Власть и способы ее реализации».  
Метод: Исследование данной темы в различных источниках.

 

 

 

 

                        1.1.Власть и способы ее реализации 
         Власть, по сути – социальный термин. Её имеет один индивид в отношении другого, один коллектив в отношении другого и т. Д. Концепция власти строится на взаимодействии людей и коллективов в организации. Её используют и руководители, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. 
Слово «власть» часто используют как синоним слова «авторитет». Авторитет — это власть, возникающая на формальной основе, данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и что считают правильным.

Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:

власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется. Например, если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости  применять к нему существующую у  него власть;

власть является взаимозависимой, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость. Чем  больше один человек зависит от другого, тем больше власти у одного и меньше у другого;

власть не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть должности возникает  не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен. Основными формами проявления власти в этом случае будут выступать  принуждение, вознаграждение, власть над  ресурсами, власть связей.

Существует несколько  основ власти в организации.

Власть, основанная на законном принуждении или его возможности, называется административной; она существует как в государственных, так и  в негосударственных организациях - главное, чтобы их деятельность и  соответствующее требованиям руководителей  официально регламентировались.

В процессах управления неизбежно возникает проблема власти. Ее успех зависит от того, каков  объем власти и ее характер. Процессы управления в организации невозможны, если у руководителей отсутствуют  властные полномочия. Только используя  властные полномочия руководителя, можно  скоординировать действия работников, имеющих разные цели, потребности  и интересы, осуществлять контроль за поведением, который необходим для организации, но далеко не всегда понимается и принимается рядовыми работниками.

Власть как отношение  между людьми имеет определенную структуру. Ее основными компонентами являются субъект, объект, средства (ресурсы), основания и механизм.

Кроме того, важными характеристиками власти являются ее сфера или радиус распространения; величина (сила), объем  и временная продолжительность, затраты (материальные и психические), связанные с обеспечением подчинения и преодолением сопротивления; техника, т.е. способы и процедуры реализации власти, а также противодействующие влияния и поведенческие альтернативы (возможности неисполнения распоряжений).

Субъект власти - руководитель или тот, кто отдает распоряжения, имея соответствующие права или средства. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств как желание властвовать и воле к власти, проявляющейся в распоряжениях или приказах, а также готовность брать на себя ответственность принятия решений.

Объект власти - исполнитель руководящих указаний, распоряжений. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта с доминированием воли руководителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными средствами воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формы власти и влияния

Имеется пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель  верит, что влияющий имеет возможность  удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная  власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг - подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.

Власть  посредством принуждения, влияние через страх - так представляют себе власть люди, критикующие ее. Страх, как правило, создает образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный к лицу кулак. Но если бы физическая боль была единственным механизмом страха и принуждения, власть, основанная на принуждении, навсегда исчезла бы из организаций, после того как эмансипация отменила кнут Саймана Легри. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха, это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности - выживанию или защищенности.

Методика  принуждения, как правило, сопутствует  власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Яркий пример этого "что-то" - собственная жизнь или жизнь любимого человека. Но есть множество примеров, имеющих менее экстремальные свойства. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди - сознательно или бессознательно - разрешают на себя влиять. Например, рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяются именно там. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.

При большом спросе на компетентных, опытных  руководителей грубые угрозы увольнения обычно не имеют должного эффекта. Вместо желаемого действия такие угрозы иногда приводят не к чему иному, как  к дополнительным расходам на выплату  комиссионных агентству по найму  и к долгому мучительному поиску подходящей замены. Гораздо чаще страх, нагоняемый на руководителя, направлен  не на его материальные интересы, а  на его самолюбие. Поскольку авторитет руководителей держится на уважении к их личности, они, как правило, болезненно реагируют на всякие унижения. Чтобы избежать чрезмерного воздействия, унижение выдается руководителям в малых дозах: вскользь брошенное замечание, что другой руководитель уже справился со своим заданием; намек, что кандидата в вице-президенты лучше найти на стороне; назначение на непрестижную должность, от которой все отказываются; выделение менее удобного кабинета. Это лишь малая доля имеющихся способов вселить в руководителя страх, что он или она не пользуются должным уважением и им, возможно, следует работать более напряженно.

Власть, основанная на вознаграждении. Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкреп-ление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждут получения вознаграждения в той или иной форме. В контексте мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что он или она способны сделать то, чего желает руководитель.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

 

   

 

 

1.3.Распоряжение как способ реализации власти

Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем  подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, то есть того, что не следует делать, и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжения по своей  сути должны соответствовать стратегии  организации; быть обоснованными, четко  сформулированными, выполнимыми, обеспеченными  необходимыми материальными и информационными  ресурсами; учитывать индивидуальные особенности сотрудника; позволять  проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно и пр.) результаты действий, направленных на их выполнение. Последнее требование, то есть контролируемость, является применительно к распоряжениям едва ли не самым важным.

По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными  и смешанными, что зависит от многих обстоятельств: срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношений  между руководителем и подчиненными, степени зрелости последних.

Устные, не документируемые  распоряжения, отдаются в связи с  решением срочных задач малой  и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах; в обратной ситуации применяются  распоряжения письменные. Распоряжения могут быть смешанными (сначала устные, в том числе и телефонные, а затем письменные).

По форме распоряжения могут быть приказами, поручениями  советами. Приказ обязывает подчиненных  определенным способом, точно и в  установленные сроки выполнить  задание, составляющее суть распоряжения, и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Приказ, отдаваемый устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения.

В отличие от приказов поручение  регламентирует только содержание задания, оставляя обычно подчиненным свободу  выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения  — информация о конкретных целях  и задачах, на основании которой  подчиненные могут самостоятельно работать. Эта информация должна быть четкой и понятной, поэтому неясные  вопросы оговариваются сразу. В  срочных случаях поручения могут  носить предварительный характер.

Совет же четко не оговаривает и содержание действий, оставляя лишь незыблемым их самую глубокую суть.

Распоряжения могут усиливаться  рядом дополнительных мер воздействия  на исполнителя, например, убеждением, апелляцией к логике (если он имеет  одинаковые с руководителем взгляды); пожеланием или просьбой (если суть задания с моральной точки зрения выглядит сомнительной); обещанием вознаграждения; угрозами.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать  реальным возможностям исполнителей (хотя на практике бывают отклонения в ту и другую сторону). Это позволяет избежать пустой траты сил и средств, если работник не реализовывает полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить. В то же время, сами эти возможности могут увеличиваться в связи с развитием личности исполнителя.

При отдаче распоряжения нужно  иметь в виду, что большинство людей слабо воспринимает отдаленную перспективу и всегда начинается с того, что им ближе и понятнее, поэтому задание должно быть ясно сформулировано, а сроки его выполнения четко определены. Это позволяет правильно распределить силы в процессе работы.

Задание должно логически  вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал  не только его смысл, но важность и  обоснованность. Это обеспечивается его всесторонним информированием  в большем объеме, чем это минимально необходимо, что создает дополнительную свободу ориентации, а поэтому  облегчает выполнение задание. Например, если при формулировке задачи допущены ошибки, подчиненный их сможет самостоятельно исправить.

Исследования показали, что  деятельность по выполнению задания  должна быть четко регламентирована, в противном случае ослабляется  исполнительская дисциплина. Но на практике существуют определенные границы  числа норм и предписаний, которые  исполнитель в состоянии учитывать, ибо далее они начинают игнорироваться, не зависимо от степени важности. Кроме  того, чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки, и как следствие — появление новых инструкций, еще более дезорганизующих работу. Поэтому должен существовать определенный минимум инструкций, полных, тщательно, но без излишней детализации, не противоречащих друг с другу.

Последнее приводит к дополнительным затратам времени на поиск оптимальной  линии поведения, невозможности  возложить на кого-то персональную ответственность, без чего нормальный управленческий процесс окажется затрудненным. Считается, что противоречивые задания (например, проблему оптимизации сочетания текущих и перспективных целей организации) лучше давать одному лицу (хотя это возможно далеко не всегда, в том числе и по принципиальным соображениям) и это лицо само должно искать компромисс.

Поскольку цель распоряжения состоит не только в том, чтобы  обязать к тем или иным действиям, но и мобилизовать инициативу подчиненных, у последних оно должно вызывать положительные эмоции. Это обеспечивается следующим:

  • соответствием возможностям исполнителей, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;
  • возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности, в том числе и в условиях состязательности;
  • пониманием важности, ответственности, полезности решения сформулированной в задании проблемы;
  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.

Отдавая распоряжение, руководитель должен убедиться в хорошем понимании  подчиненным его смысла, исключить  возможность дополнительных несанкционированных  поручений, довести до исполнителя  сроки и форму отчетности и  периодически осуществлять контроль за его деятельностью и результатами.

 

1.4. Делегирование прав и ответственности подчиненным

Делегирование — это такая организация работы, при которой руководитель распределяет между подчиненными конкретные задания. Можно сказать и иначе: делегирование есть передача подчиненному задачи или действия, которое должен осуществить руководитель, вместе с необходимыми для этого полномочиями.

Делегирование —  действие, совершенно необходимое. Хочет  руководитель или не хочет, нравится ему или нет, умеет он или не умеет — делегировать вынуждает  жизнь. Можно сказать, что это  — объективная необходимость. Если руководитель умеет распределять между  подчиненными конкретные задания, значит, он овладел одной из основных заповедей  управленца: «Не я должен подчиняться  работе, а работа должна подчиняться  мне». Почему делегирование является необходимым? По меньшей мере по двум причинам:

  1. Ежедневный объем работы, которую предстоит выполнить руководителю, всегда превышает его физические и временные возможности: ежедневно он должен делать больше, чем может, и это нормально. А поручение дел, заданий своим подчиненным позволяет руководителю выполнить больший объем работы.
  2. Естественно, что подчиненный способен делать какую-то работу или справиться с какой-либо задачей лучше, чем шеф. Этого не следует бояться, а следует поощрять и культивировать. Хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.

Информация о работе Власть в менеджменте