Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 15:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование состояния социальных льгот и услуг на примере Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» оценка их эффективности.
Объектом исследования является Компания ОАО «Российские железные дороги»
Предмет исследования – гибкие социальные льготы и услуги, предоставляемые организацией.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов социальных льгот и услуг, основные понятия сущность и особенность льгот предоставляемых организацией для улучшения быта и досуга персонала на современном предприятии;
Изучение гибких программ дополнительных выплат и социальных услуг;
Проанализирована социальная политика Южно-Уральской железной дороги филиала - ОАО «РЖД» и рассмотрена гибкая программа - «КСП» предоставляемая работникам дороги.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ И УСЛУГ
Основные понятия и сущность социальных льгот и услуг ………………..5
1.2 Особенности социальных льгот и услуг, предоставляемых организацией для улучшения быта и досуга персонала на современном предприятии…….10
1.3 Гибкие программы дополнительных выплат и социальных услуг……….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – ФИЛИАЛА ОАО «РЖД».
2.1 Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»……………………………………………………………………...24
2.2 Социальные гарантии, льготы и выплаты……………………………….26
2.3 Гибкая программа социальных льгот - «Компенсируемый социальный пакет»……………………………………………………………………………..30
Выводы по второй главе………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….39
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Русско-Британский Институт Управления»
(НОУВПО РБИУ)
Факультет заочного обучения
Кафедра менеджмента
допустить к защите
Научный руководитель
__________Ю.В.Ионова
«___» ___________ 2013г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Гибкие программы социальных льгот»
(на примере Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»)
Специальность 080505.65 Управление персоналом
Научный руководитель
Автор работы
студент группы УП -505
В.П. Бекленищева
Челябинск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ И УСЛУГ
1.2 Особенности социальных льгот и услуг, предоставляемых организацией для улучшения быта и досуга персонала на современном предприятии…….10
1.3 Гибкие программы дополнительных выплат и социальных услуг……….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – ФИЛИАЛА ОАО «РЖД».
2.1 Краткая характеристика Южно-Уральской
железной дороги - филиала ОАО «РЖД»…………………………………………………………………
2.2 Социальные гарантии, льготы и выплаты……………………………….26
2.3 Гибкая программа социальных льгот
- «Компенсируемый социальный пакет»………………………………………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации. Все больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации и то, что без управления, максимально полно учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования.
В социальной политике организации значительное место принадлежит социальным программам. Социальная программа организации представляет собой добровольно осуществляемую деятельность в социальной сфере, которая носит системный характер, связана со стратегией ее развития и направлена на удовлетворение запросов сторон, заинтересованных в деятельности организации. Основными направлениями социальных программ являются: программы по развитию и профессиональной подготовке персонала, охране здоровья и созданию безопасных условий труда, социально ответственной реструктуризации, корпоративному пенсионному обеспечению, развитию местного сообщества, благотворительной и спонсорской деятельности в области поддержки образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, корпоративные жилищные программы.
Основными направлениями социальной политики в организации являются следующие: деятельность в области труда и социально-трудовых отношений, включая оплату и охрану труда, социальное партнерство; обеспечение занятости работников; развитие кадрового потенциала; участие в социальном обеспечении и страховании; развитие объектов социальной инфраструктуры предприятия; социальная защита персонала.
Сложность и многоаспектность проблем управления социальным развитием организации определяют актуальность темы курсовой работы и основные направления исследования.
Цель данной курсовой работы – исследование состояния социальных льгот и услуг на примере Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» оценка их эффективности.
Объектом исследования является Компания ОАО «Российские железные дороги»
Предмет исследования – гибкие социальные льготы и услуги, предоставляемые организацией.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ И УСЛУГ
1.1 Основные понятия и сущность социальных льгот и услуг
Важную роль в долгосрочном стимулировании наемных работников к длительной эффективной работе на предприятии играют социальные льготы, которые предоставляют предприятия своим работникам. Социальные льготы могут быть, как гарантированы государством, так и добровольно предоставлены предприятием своим работникам.
Гарантированные государством социальные льготы обязательны для предприятий всех форм собственности и поэтому несут в себе не стимулирующую роль, а роль социальных гарантий и социальной защиты трудоспособных членов общества, имеющих работу. К таким льготам относятся ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный лист и др. Эти льготы носят обязательный характер.
Но предприятие может предоставлять своим сотрудникам льготы и не предусмотренные законом. Это делается для привлечения на предприятие новых работников, снижения текучести кадров, стимулирования эффективной и качественной работы. Кроме того, работодатели, предоставляя наемным работникам социальные льготы, преследуют и такие цели, как снижение профсоюзной активности, предотвращение забастовок, привлечение и закрепление на предприятии квалифицированных кадров.
Социальные льготы являются особой формой участия сотрудника в экономическом успехе предприятия. В современной экономике условием успеха фирмы является не только максимизация прибыли, но и социальное обеспечение сотрудника, развитие его личности.
В связи с этим можно выделить ряд функций добровольно предоставляемых предприятием своим сотрудникам социальных льгот:
1)приведение в соответствие
целей и потребностей
2)выработка особой психологии у сотрудников, когда они отождествляют себя со своим предприятием;
3)повышение
4)социальная защита
5)создание положительного
микроклимата в трудовом
6)создание положительного имиджа о предприятии, у его сотрудников и у общественного мнения.
Какие же социальные льготы могут быть предоставлены своим сотрудникам предприятием?
Такие гибкие социальные льготы можно разделить на четыре вида:
1)социальные льготы в денежном выражении;
2)обеспечение сотрудников
дополнительной пенсией по
3)предоставление сотрудникам
права пользования
4)социальная помощь семье
и организация досуга
Социальные льготы в денежном выражении несут в себе принцип, аналогичный денежному вознаграждению. К таким льготам может быть отнесено право приобретения для сотрудников акций предприятия по сниженной цене. Тем самым достигается цель вовлечения наемного работника в совладение предприятием, что формирует у работников чувство хозяина, бережное отношение к имуществу предприятия. Формы участия наемного работника в капитале предприятия могут быть разными. Это и бесплатные акции, и обычные акции со скидкой на определенный процент от рыночного курса акций, и привилегированные акции без права голоса на общем собрании акционеров.
Кроме того, к социальным льготам в денежном выражении относятся различные выплаты работникам к личным торжествам, скажем, по случаю 10-, 20-, 30-летнего и т.д. юбилеев служебной деятельности на предприятии в сочетании со специальным отпуском. Причем размер выплаты и длительность дополнительного отпуска могут зависеть от стажа работы на предприятии.
К подобного рода льготам относятся и предоставление руководителям и особо одаренным инженерно-техническим работникам служебных автомобилей, персональных кабинетов и т.д.
Обеспечение сотрудников дополнительной пенсией по старости также несет существенную стимулирующую роль для сотрудников. Работники держатся за свою работу, зная, что после выхода на пенсию они получат от предприятия дополнительную поддержку, что, в свою очередь, поможет им сохранить жизненный уровень, не спуститься вниз по социальной лестнице.
Серьезную стимулирующую роль, особенно во времена кризисов и инфляции, несет в себе предоставление сотрудникам права пользования учреждениями социальной сферы предприятия.
Такого рода социальные услуги можно разделить на четыре группы:
1)организация питания сотрудников;
2)обеспечение жильем
и льготами по его
3)организация медицинской помощи;
4)социально-консультативная помощь.
Расходы на организацию питания сотрудников обычно работник и предприятие делят между собой. Работник оплачивает только заготовительную стоимость продуктов, а предприятие оплачивает остальные расходы на организацию питания (заработная плата поваров, содержание помещения столовой и т.д.). Таким образом, сотрудник оплачивает 1/3 расходов на питание, а предприятие берет на себя оставшиеся 2/3 расходов.
Очень серьезную стимулирующую роль несет в себе обеспечение сотрудников жильем и льготами по его приобретению. Здесь могут быть различные варианты. Так, предприятие строит жилье, а квартиры сдает внаем сотрудникам по льготным низким ценам. При этом сотрудник имеет возможность постепенно за время работы на предприятии выкупить жилье и к моменту выхода на пенсию решить жилищную проблему. Предприятие также может предоставить сотруднику ипотечную ссуду под низкий процент для покупки жилья.
Конечно, решение жилищных проблем сотрудников под силу только крупным организациям. Тем не менее, это серьезно стимулирует длительную работу на предприятии и значительно снижает текучесть кадров. Особенно это актуально в условиях России, где жилищная проблема является наиболее трудно решаемой для широких слоев населения.
Организация медицинской помощи включает в себя прикрепление сотрудников к учреждениям здравоохранения и оказание им необходимой медицинской помощи за счет организации.
Наконец, предприятие может организовать социально-консультативную помощь для тех сотрудников, у кого имеются какие-либо проблемы, требующие вмешательства психолога, юриста или каких-то других специалистов. Скажем, юридическая служба предприятия может оказывать консультативную помощь сотрудникам по различным правовым вопросам. Некоторым сотрудникам, страдающим алкоголизмом, показывающим плохие результаты работы или имеющим проблемы в семейной жизни может быть предоставлена помощь психолога.
Социальная помощь семье и организация досуга работников и членов их семей играет также важную роль в социальной политике предприятия. Вариантами такой социальной помощи могут быть создание собственных детских садов для детей сотрудников, восстановление в должности матерей, уволившихся для ухода за ребенком.
Организация досуга для сотрудников и членов их семей может включать организацию различных культурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, организацию для детей сотрудников предприятия новогодних елок, экскурсий и т.д.
В современных условиях предприятие, которое хочет быть лидером на рынке по качеству производимых товаров и предлагаемых услуг, должно самым серьезным образом отнестись к разработке социальной политики в отношении своих сотрудников. Социальная политика на предприятии должна быть ориентирована на успех предприятия на рынке. А поэтому отношения между наемным работником и работодателем не могут рассматриваться только как отношения «деньги за работу». Социальные льготы, которые предоставляет предприятие своим сотрудникам, должны быть привлекательны для них и выгодны для обеих сторон - и для предприятия, и для наемного работника.