Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:04, курсовая работа
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им миссии предприятия и стратегических целей в любой области деятельности. Стратегическая программа или план представляет собой технологический документ, предусматривающий постановку цели, конкретную постановку задачи, срок ее исполнения, назначение ответственных за реализацию цели и решение задачи, источники финансирования, алгоритм решения задачи и получение необходимого результата. Программа должна создаваться на обоснованных расчетах.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент представляет
собой процесс определения
В процессе реализации стратегического решения формируются следующие задачи:
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им миссии предприятия и стратегических целей в любой области деятельности. Стратегическая программа или план представляет собой технологический документ, предусматривающий постановку цели, конкретную постановку задачи, срок ее исполнения, назначение ответственных за реализацию цели и решение задачи, источники финансирования, алгоритм решения задачи и получение необходимого результата. Программа должна создаваться на обоснованных расчетах. В противном случае программа представляет концепцию деятельности, что влечет большую неопределенность.
Виды стратегий: стратегия сохранения экосистемы; стратегия повышения качества жизни; стратегия развития отдельных отраслей, регионов, предприятий и др. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем.
В реализации стратегического решения какой-либо проблемы прослеживается следующая цепочка:
Если сформулировать рассмотренную цепочку в нескольких словах, то она будет следующей: цель → идея → ниша на рынке → функции → объект → результат.
Актуальность стратегического менеджмента подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
Главное внимание в стратегическом
менеджменте уделяется
Глава 1. Основа стратегического менеджмента.
Цикл стратегического
Процесс стратегического менеджмента начинается с определения миссии и роли предприятия. Далее осуществляется постановка стратегических целей по четырем уровням управления на предприятии. Этап разработки стратегии состоит из нескольких подэтапов. Первый подэтап - анализ конкуренции. Второй подэтап – анализ внутренней среды предприятия. Третий подэтап - формирование портфеля стратегий. Этап реализации стратегии состоит из двух подэтапов. Первый подэтап – адаптация структуры предприятия к требованиям стратегической программы или плана. Второй – адаптация культуры к требованиям стратегической программы или плана. Так как процесс стратегического менеджмента является непрерывным, то цикл стратегического менеджмента является замкнутым. На последнем этапе осуществляется сравнение достигнутых результатов с запланированными и осуществляется коррекция предшествующих этапов.
Рисунок 1.1. Основные этапы цикла стратегического менеджмента
На каждом стратегическом уровне разработка
стратегии заканчивается
Определение бизнеса, миссии, долгосрочных
и краткосрочных целей
Миссия предприятия –
Миссия формулирует и
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
После того, как миссия определена, необходимо определить роль предприятия на внешнем рынке и сформулировать эту роль в отрасли, в регионе, для сотрудников во внутренней среде предприятия. После этого определить долгосрочные (3-5 и более) и краткосрочные (1-2 года) цели предприятия. Цели предприятия представляют собой будущие результаты, которые пытается достичь предприятие. Стратегия же представляет собой способы и средства достижения результатов
Иногда на предприятиях не производится распределение целей на долгосрочные и краткосрочные, а формулируются цели высшего порядка, называемые стратегическими.
Уровни стратегии в предприятия.
В стратегическом менеджменте выделяются четыре уровня стратегии в предприятиях:
Недиверсифицированное предприятие имеет, соответственно три уровня стратегии.
Основным принципом
Следует отметить, что на разработку
стратегических планов оказывает влияние
ряд факторов, среди которых: общие
перспективы отрасли; конкуренция;
культура и структура предприятия;
отношения между высшими
В процессе постановки целей для всех уровней управления необходимо учитывать, что цели должны быть четко сформулированными, измеримыми, достижимыми, разумными, определенными во времени, поэтому при их формулировании следует избегать общих фраз типа: «увеличение оборота», «максимизация прибылей», «снижение затрат», «повышение эффективности».
Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом менеджменте, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:
Усложняющим фактором классификации является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.
Предлагается классифицировать все стратегии по трем признакам (таблица 1.1.):
Таблица 1.1. Стратегии конкуренции
Стратегии конкуренции | ||
1. Глобальные |
2. Корпоративные |
3. Функциональные |
1.1. Стратегия минимизации издержек |
2.1. Стратегия связанной |
3.1. Наступательные и |
3.2. Стратегии вертикальной | ||
1.2. Стратегия фокусирования |
2.2. Стратегия несвязанной |
3.3. Стратегии для отраслевых лидеров |
3.4. Стратегии для рядовых |
Продолжение таблицы 1.1.
1.3. Стратегия дифференциации |
2.3. Стратегия международной диверсификации |
3.5. Стратегии для слабых |
3.6. Стратегия конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли | ||
1.4. Стратегия инноваций |
2.4. Стратегия изменения курса, реструктуризации, выживания |
3.7. Финансовая стратегия |
3.8. Маркетинговая стратегия | ||
1.5. Стратегия быстрого |
2.5. Стратегия откачки капитала и ликвидации |
3.9. Стратегия НИОКР и подготовки производства |
3.10. Производственная стратегия | ||
3.11. Инвестиционная стратегия |
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Суть формулирования стратегии конкуренции заключается во взаимосвязи предприятия и внешней среды.
При формировании стратегии конкуренции
предприятия, имеющего сферы бизнеса
в той или иной отрасли, необходимо
уметь оценивать отрасль