Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:51, курсовая работа
В своей работе я рассмотрела социальный портрет женщины-менеджера, её имидж и типы руководства, тем самым, сделав попытку описания профессионально значимых личностных черт данной группы персонала.
Цель курсовой работы заключается в исследовании процесса адаптации женщин в новых экономических условиях, а также разработке рекомендаций относительно его усовершенствования.
Изучив курсовую работу мы должны понять, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.
Введение …………………………………………………………………………..............3
1. Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях........................................................5
Социальный портрет женщины-менеджера...........................................................5
Привлекательный имидж .........................................................................................9
Женщины в рамках служебного этикета ..............................................................11
Женщина-менеджер в управлении персоналом ..................................................13
Мотивации женщин-менеджеров...........................................................................15
Как становятся руководителем .............................................................................17
2. Женщина- менеджер в ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат
– Инвест"............................................................................................................................20
2.1 Общая характеристика ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат
– Инвест" г.Наб.Челны. Основные виды деятельности................................................20
2.2 Место и роль женщины-менеджера в деятельности предприятия ЗАО
«ПАК - Инвест»................................................................................................................23
2.3 Адаптация женщины- менеджера в ЗАО «ПАК - Инвест»...............................27
Заключение…………………………………………………………………...................29
Список использованной литературы……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент (общая теория на транспорте)»
на тему : « Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях»
студент Гайнутдинова Л.Ф.
____________ (подпись)
« __»_____________2013г.
Набережные Челны
2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1. Женщина-менеджер: социально-экономические
и психологические проблемы становления
и адаптации в новых экономических условиях......................
– Инвест".......................
2.2 Место и роль женщины-менеджера в деятельности предприятия ЗАО
«ПАК - Инвест».......................
2.3 Адаптация
женщины- менеджера в ЗАО «ПАК - Инвест».......................
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Введение
Менеджеры - это опора организации. От них зависит работа и настрой подчиненных, они в первую очередь должны попытаться учитывать личностные различия людей и не пытаться изменить личность для ее соответствия модели идеального человека. Долгом менеджеров является ответственный подход к своему персоналу, так как именно они дают эмоциональную основу для большинства межличностных отношений сотрудников. Они не должны забывать, что работники, поступающие в организацию, должны приспосабливаться к новой среде и быть удовлетворены своей работой.
Менеджмент вырос как отдельная наука в 20 веке. Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности.
В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы количество женщин – менеджеров существенно возросло. В настоящее время для многих стран с рыночной экономикой характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Можно с уверенностью сказать, что и в отечественном бизнесе представительницы прекрасного пола начинают занимать все более высокие посты. Россия, долгое время считавшаяся обществом, в котором правят мужчины, оказалась лидером по проценту женщин на высших управленческих позициях среди ведущих стран мира. Все больше возрастает роль женщин именно в управлении, в организации производства, в обеспечении эффективного его функционирования. Однако, несмотря все возрастающее количество женщин – высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, до сих пор не исследованы.
В своей работе я рассмотрела социальный портрет женщины-менеджера, её имидж и типы руководства, тем самым, сделав попытку описания профессионально значимых личностных черт данной группы персонала.
Цель курсовой работы заключается в исследовании процесса адаптации женщин в новых экономических условиях, а также разработке рекомендаций относительно его усовершенствования.
Изучив курсовую работу мы должны понять, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.
1. Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях
1.1 Социальный портрет женщины-менеджера
Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».
Когда произносят слово «менеджер», в воображении возникает образ преуспевающего мужчины, уверенного в себе руководителя или бизнесмена. Так и было до недавнего времени, пока на жизненной арене не появились деловые женщины, яркие личности, инициативные, энергичные, не боящиеся трудностей. Наше общество ещё далеко от стабильности, а ведь именно в устойчивом обществе женщина имеет больше шансов занять лидерские позиции. В нашем обществе женщина оказалась в парадоксальной ситуации: на неё взвалили всю ответственность за семью, тогда как мужчина от семейной ответственности был отстранён. У женщин не было возможностей для функционирования вне семьи, возможностей для деловой активности.
В настоящее время появился ранее не существовавший тип деловой женщины, и женщина-руководитель не редкость в наши дни.
Существуют общие психологические черты, которые характеризуют современную женщину и лежат в основе личностных черт женщины-менеджера. Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к управлению коллективной деятельностью и участию во всех сферах социально-общественной жизни общества.
Другой важной чертой является признание необходимости сочетания различных социальных ролей - не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и матери, хозяйки дома.
Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из избранных ею путей.
Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые она может стать успешным руководителем. Женщина-менеджер обладает более тонким социальным интеллектом, она острее ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Женщина обладает большей контактностью и практичностью. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки, она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи.
У деловой женщины по сравнению с мужчиной при доведении начатого до конца есть своеобразное преимущество – она умеет вовремя остановиться. Мужчина обычно неуклонно стремится к цели. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. У женщины несколько другая тактика: если дело не идет, она останавливается, накапливая силы и изыскивая более эффективные средства для «наступления». Вопрос о гибкой тактике при достижении результатов - один из ключевых в процессе руководства.
Согласно современным подходам, женщин-руководителей можно классифицировать по следующим типам.
"Маскулинный". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита недостаточно, и они пытаются это компенсировать жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными. Они берут за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег-мужчин. Такая руководительница ведет своих подчиненных железной рукой; свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне; в коллективе царит нравственная духота, просыпается худшая сторона человеческой натуры – подхалимство. От подчиненных, прежде всего, требуется умение молчать и дар убеждения. Здесь задерживаются малоквалифицированные работники; профессионалы уходят.
"Женственный". Эта категория женщин-руководителей – прямая противоположность первой. Личное обаяние – один из главных рабочих «инструментов» такого начальника, все строится на эмоциях. Стиль ее обращения к подчиненным – «мальчики», «девочки», «давайте жить дружно». «Женственная» начальница сверх либеральна, и потому в коллективе царит неразбериха. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: руководитель слился с толпой. От подчиненных требуется как можно ярче представлять свои предложения, только в этом случае начальница вникнет в то, о чем они толковали с таким жаром. Чтобы избежать гнева такого руководителя, достаточно просто разжалобить ее.
"Ситуативный" тип женщины-руководителя вплотную примыкает к предыдущему типу, только лозунг «Давайте жить дружно» сменяется лозунгом «Все для победы!». Такая начальница – энтузиаст: она буквально горит на работе, приходит раньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где важные перемешаны с неважными. Для подчиненного, твердо знающего свои служебные обязанности и умеющего спокойно разъяснить их - все не так уж скверно.
Как видим, ни один из приведенных типов «не тянет» хоть сколько-нибудь на эффективный. И, тем не менее, женщина-руководитель, как показывает практика, не только не уступает своему коллеге мужского пола, но во многом и превосходит его.
Таблица 1.1 Модель современной женщины-менеджера
Вид характеристики |
Описание |
Эмоционально-волевая |
Работоспособность. Эмоциональная устойчивость. Организованность. Уверенность в себе. Реализм. Целеустремленность. Самоконтроль. Решительность. Склонность к риску. |
Коммуникативная |
Общительность. Активность. Оптимизм. Независимость. Склонность к лидерству. Инициативность. |
Интеллектуальные |
Обучаемость. Комбинаторное мышление. Способность к концентрации внимания. Способность к распределению внимания. Память. Способность к творчеству. |
Этические |
Верность слову. Наличие четких нравственных принципов. Патриотизм по отношению к своему предприятию |
Знания |
Высшее инженерно-техническое Правила юридического оформления договорных отношений с отечественными партнерами. Правила юридического оформления договорных отношений с зарубежными партнерами. Законы и подзаконные акты, регулирующие отношения, возникающие в процессе управления. |
Умения и навыки |
Умение работать в команде. Способность к эффективной передаче, обработке и представлению информации, в т.ч. с ПЭВМ. Навыки организации личного труда. Навыки организации труда коллектива. Навыки написания бизнес-плана. Навыки разработки общей стратегии предприятия. Навыки текущего планирования. Навыки формирования бюджета предприятия. Навыки оценки трудовой деятельности персонала. Умение создать творческий климат на предприятии. Навыки работы с потребителями (изучение интересов, обратная связь). Навыки прогнозирования рынка сбыта. Навыки организации работы с посредниками. Навыки контроля за качеством отчетности. Навыки работы с потенциальными инвесторами. |