Идеи Д. Джурана в концепции «Всеобщее управление качеством»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть идеи Джозефа Джурана, его огромное влияние на экономику стран, и переход к эпохе TQM, а так же выполнить практические задания по программе курса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Разделы основной части
1 Теоретический раздел
1.1 Биография Джозефа Джурана…………………………………………5
1.2 Всеобщее управление качеством (TQM)……………………………...6
1.3 Спираль Джурана и триада качества………………………………….8
1.3.1 Спираль качества Джурана и концепция AQI ……………………..8
1.3.2 Триада качества……………………………………………………..10
1.4 Международная деятельность Джурана……………………………..11
2 Практическое задание по программе курса
2.1 Практическая часть. Задание № 1……………………………………13
2.2 Практическая часть. Задание № 2……………………………………18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ВУК.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения»

Институт экономики

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Всеобщее управление качеством»

на тему: Идеи Д. Джурана в концепции «Всеобщее управление качеством»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

   

 

Руководитель работы –

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2014

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Разделы основной части

1    Теоретический  раздел

1.1 Биография Джозефа Джурана…………………………………………5

1.2 Всеобщее управление  качеством (TQM)……………………………...6

1.3 Спираль Джурана и  триада качества………………………………….8

1.3.1 Спираль качества Джурана  и концепция AQI ……………………..8

1.3.2 Триада качества……………………………………………………..10

1.4 Международная деятельность Джурана……………………………..11

2 Практическое задание  по программе курса

2.1 Практическая часть. Задание  № 1……………………………………13

2.2 Практическая часть. Задание  № 2……………………………………18

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В экономике наблюдается возможность, при которой такой показатель как качество играет одну из главных ролей в управлении производством продукции, и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством. Качество продукции (включая отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов, и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Следовательно, управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

Цель работы – рассмотреть идеи Джозефа Джурана, его огромное влияние на экономику стран, и переход к эпохе TQM, а так же выполнить практические задания по программе курса.

 

 

 

 

1.1 Биография Джозефа Джурана

 

Джозеф Джуран родился 24 декабря 1904 года в Румынии в городке Брэила.  Наиболее известен, как активный проповедник борьбы за качество – и систем управления, уделяющих этой борьбе первостепенное внимание. Написал на данную тему целый ряд достаточно популярных книг [1]. В 1951 году в США вышла его книга «Справочник по Управлению Качеством» (Handbook for Quality Control), от которой ведет свое начало понятие «управление качеством»; в 1963 году вышло второе, значительно расширенное издание «Справочника». В 1964 году была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием».

Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) - концепции ежегодного улучшения качества. К сожалению 28 февраля 2008 года, на сто четвертом году жизни доктор Джозеф Джуран скончался.

 Таким образом, вклад в науку и практику управления качеством доктора Джозефа Джурана столь велик, что это признается наиболее уважаемыми в этой области специалистами во всем мире, а также высшими менеджерами многочисленных компаний самых разных стран.

 

 

 

 

 

 

1.2 Всеобщее управление качеством (TQM)

 

Стремление стимулировать производство товаров конкурентоспособных на мировых рынках инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов производства и сервиса. Этот метод получил название – всеобщее управление качеством или TQM (Total Quality Management).

TQM – нацеленный на качество  подход к руководству организацией  основанный на участии всех  ее членов и направленный на  достижение долговременного успеха  путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.

TQM – это адаптация классического операционного менеджмента к изменчивости внешней среды когда нормы выработки как метод управления становятся неэффективны. В основу концепции положено качество – качество материалов, процессов, продукции, доставки и обслуживания. Причин некачественного выполнения работы может быть много: плохие материалы технология организация поставок неудачное освещение перебои в электропитании необученность и нетренированность персонала и многое другое. Лишь халатность и злой умысел связаны с намеренным недостижением необходимого уровня качества. Все остальное – не вина, а беда, привнесенная плохим менеджментом [2].

В теории TQM принято выделять восемь принципов менеджмента на основе качества:

1) Ориентация на потребителя – организации зависят от своих потребителей, поэтому должны понимать их текущие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2) Лидерство руководителя – руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3) Вовлечение работников – работники всех уровней составляют основу организации, и их полная вовлеченность дает возможность организации с наибольшей выгодой использовать их способности.

4) Процессный подход – желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Наряду с общей идеологией, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов.

5) Системный подход к менеджменту – выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как система вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее цели.

6) Постоянное улучшение – постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7) Принятие решений основанное на фактах – в основе эффективных решений лежит анализ данных и информации.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками – организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Таким образом, эти восемь принципов менеджмента на основе качества образуют базу для стандартов на системы менеджмента качества входящих в семейство ISO 9000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Спираль Джурана и триады качества

1.3.1 Спираль качества Джурана и концепция AQI

 

Джуран первым обосновал необходимость перехода от контроля качества к управлению качеством. Им разработана «спираль качества» («спираль Джурана») (рисунок 1) — вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством  и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.

Рисунок 1 - Спираль качества Джурана

Спираль Джурана:

  1. Исследование рынка;
  2. Разработка проектного задания;
  3. Проектно-конструкторские работы;
  4. Составление технических условий;
  5. Разработка технологии и подготовка производства;
  6. Материально-техническое обеспечение;
  7. Изготовление инструмента приспособлений и контрольно-измерительных средств;
  8. Производство;
  9. Контроль процесса производства;
  10. Контроль готовой продукции;
  11. Испытания рабочих характеристик продукции;
  12. Сбыт;
  13. Техническое обслуживание;
  14. Исследования рынка.

Таким образом, по мнению Джозефа Джурана, указанные процессы обеспечивают непрерывное формирование и улучшение качества продукции.

Джозеф Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement), то есть концепции ежегодного улучшения качества. В философии менеджмента качества непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. В концепции AQL основное внимание сосредоточено на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.

Джуран впервые сформулировал подход к обеспечению качества, классифицировав затраты на обеспечение качества, выделив 4 основные категории затрат:

  1. Затраты на предупреждение дефектности;
  2. Затраты на оценку качества;
  3. Издержки вследствие внутренних отказов;
  4. Издержки вследствие внешних отказов.

В 1979 году Джуран организовал в США институт качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов.

 

 

 

1.3.2 Триада качества

 

Принцип «триад качества» был разработан Джозефом М. Джураном. Он первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством: «Управление качеством осуществляется с помощью трех процессов: планирование, контроль, улучшение».

Триада качества Джурана:

1) Планирование качества: установите цели в области качества; определите ваших покупателей; определите потребности ваших покупателей; разработайте продукт в соответствии с требованиями; разработайте процессы, которые необходимы для производства продукта; разработайте способы контроля.

2) Контроль качества: оцените результаты процессов; сравните их с требуемыми параметрами; если есть расхождение, примите меры.

3) Улучшение качества: создайте инфраструктуру, которая требуется для поддержания ежегодных улучшений; определите, что вы будете улучшать; для каждого проекта по улучшению создайте команду; обеспечьте команду ресурсами, подготовьте людей, создайте систему мотивации. Фундаментальное значение для Джозефа Джурана имело представление о том, что качество не может иметь случайный характер - оно должно планироваться [3].          

Таким образом, своей триадой Джуран идентифицировал ключевые элементы стратегического планирования качества в компании, определил оптимальные цели в области качества, указал на важность создания системы измерений качества. Джуран неоднократно утверждал, что планирование процессов на предприятиях должно отвечать целям в области качества именно в рабочих условиях, а достижение успехов в расширении доли на рынке стать постоянным.

 

 

 

1.4 Международная деятельность Джурана

 

В 1961 году Джуран первый раз принял участие в пятой по счету ежегодной конференции, организованной Европейской организацией по контролю качества (в настоящее время Европейская организация качества), которая состоялась в Италии в Турине. Он постоянно принимал участие в конференциях и побывал на 25 из них.

На многих конференциях он выступал с докладами, на некоторых - со вступительной или заключительной речью. По мере того, как рос его авторитет и признание в мире, постепенно его стали приглашать в разные страны Европы для чтения курсов лекций и консультаций. Таким образом, Джуран приобрел всемирную известность, но особый вклад он внес в развитие экономики Японии.

Доктора Джурана, наряду с другими всемирно известными американскими учеными, заслуженно считают одним из создателей японского «чуда», основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы.

Джурана впервые пригласили в Японию в 1954 году. К этому моменту в США уже была издана его книга «Справочник по контролю качества», и она привлекла внимание исполнительного директора Японского союза ученых и инженеров (ЯСУИ) Кенити Коянаги.

Кенити Коянаги, директора Японского союза учёных и инженеров (ЯСУИ), привлекла внимание книга Джурана «Справочник по контролю качества», поэтому он и пригласил Джурана читать лекции. По просьбе ЯСУИ Джуран приготовил курс для средних менеджеров, рассчитанный на две недели и содержавший 20 тем, и курс для высших управляющих, продолжительностью в два дня. Во время своего первого визита Джуран посетил 12 фирм.

В апреле 1966 года его пригласили выступить на IV Конференции кружков качества. Он был потрясен «удивительным японским изобретением», возникшим как следствие обучения рядовых работников, которым предоставили возможность решать свои производственные проблемы одну за другой. Именно Джуран привлек внимание западных специалистов к кружкам качества. На состоявшейся в 1966 году в Стокгольме очередной ежегодной конференции он выступил с докладом о кружках, а позднее в 1967 году опубликовал статью под названием «Феномен кружков качества» в журнале «Промышленный контроль качества». Она вызвала интерес, однако в то время эта идея не нашла ни поддержки, ни распространения, западная культура бизнеса препятствовала восприятию этой концепции.

В 1991 году Джуран выступил на Международной конференции кружков качества с докладом «Эволюция лидерства Японии в качестве», кроме того, вместе с доктором Блэном Годфри они выступили с публичной лекцией «Статус комплексного управления качеством в США». Это был его последний визит в Японию, так как в том году Джуран принял решение больше не выезжать за пределы США.

Информация о работе Идеи Д. Джурана в концепции «Всеобщее управление качеством»