Имидж топ-менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть составляющие имиджа топ-менеджера.

Содержание

Введение 3
1. Ключевые составляющие имиджа топ-менеджера 4
2. Виды имиджа 7
3. Механизм формирования имиджа 11
4. Характеристики топ-менеджера, влияющие на имидж 14
5. Внешний вид как составляющая имиджа 21
6. Самопрезентация 27
7. Профессиональная репутация 30
Заключение 37
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

КЕЕ- имидж топ-менеджера.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование позитивного имиджа организации, личности или товара представляет собой одну из актуальных проблем общественной и экономической жизни современной России. Стремление завоевать и расширить собственное место на рынке или политической арене при наличии большого числа конкурентов заставляет компанию  обратить особое внимание на создание сугубо индивидуального имиджа, позволяющего выделиться среди себе подобных коммерческих организаций  и завоевать внимание целевой аудитории. Немалая роль здесь принадлежит топ-менеджерам.

         К топ-менеджерам (на корпоративном жаргоне — «топам»), как правило, относятся: первое лицо компании (президент, генеральный директор, председатель правления и т.д.), которое может быть как собственником (владельцем или совладельцем бизнеса), так и наемным менеджером, а также его ключевые заместители (функциональные руководители).

Таким образом, топ-менеджеры образуют «ближний круг» первого лица и владельцев компании, который принимает определяющее участие в выработке и принятии ключевых стратегических решений в компании.

Цель работы - рассмотреть  составляющие имиджа топ-менеджера.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

- рассматриваются ключевые  составляющие имиджа топ-менеджера

- выявляются виды имиджа

- рассматривается механизм формирования имиджа;

- рассматриваются составные  части имиджа топ-менеджера.

 

 

1. Ключевые составляющие  имиджа  топ-менеджера

 

С понятием «имидж» большинство  из нас встречались не раз. Чаще всего  под ним подразумевается внешний  вид, облик. Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют свой след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и пр. Применительно к личности руководителя компании это понятие можно определить следующим образом: имидж — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю. 1

В этом определении есть несколько ключевых слов, которые  позволяют отделить это понятие  от того, что обычно понимается под  имиджем в обыденном сознании, в котором часто синонимом имиджа является понятие стиля. Первое из этих слов — «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.п.), но также все, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т.д.

Второе ключевое слово  — «непротиворечивый». Под ним  следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим.

Следующие ключевые слова можно  объединить в общий блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» целевой группы, которой в данном случае является коллектив подчиненных. Эти термины выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры. Существуют достаточно жесткие представления о том, какой руководитель должен быть в организации с тем или иным типом корпоративной культуры. Так, например, для культуры патриархального типа необходим руководитель, который играл бы роль отца, заботливого покровителя, ориентированного на отношения человека, который глубоко вникает в проблемы подчиненных и проявляет активную заинтересованность в их разрешении, какой бы сферы это ни касалось. В культуре предпринимательского типа оптимальным для руководителя является имидж преуспевающего бизнесмена с наибольшим количеством внешних признаков успеха, как-то: дорогие вещи (автомобиль, часы, одежда Haute Couture и т.п.), большое количество текущих дел, встреч, совещаний, переговоров и т.д. Аналогичное соответствие существует и для других видов оргкультуры, а также для различных типов управленческих команд.

Проблема соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной культуры чаще всего возникает в ситуации организационных изменений, сопряженных  со сменой руководящего состава. Однако бывают ситуации, когда некоторые личные мотивы руководителя заставляют его поднять проблему внутреннего имиджа. Так, в одном случае руководитель крупного предприятия обратился с заказом на формирование внутреннего имиджа в ходе подготовки к предвыборной кампании в областную Думу. В данном случае целью формирования имиджа является повышение рейтинга руководителя за счет привлечения голосов из числа сотрудников предприятия. В другом заказе необходимо было создать имидж руководителя как образец для подражания среди подчиненных. То есть в этом случае имидж руководителя выступает как мотивирующий фактор для подчиненных.

Таким образом, основной целью формирования имиджа является моделирование способа  восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

Структуру же имиджа можно в упрощенном виде представить следующим образом (рис. 1).

рис.1 Структура имиджа руководителя2

2. Виды имиджа

Если дословно переводить с английского слово " image ", то в буквальном смысле оно означает "образ".

Следовательно, когда  говорят об имидже человека ("У  него имидж делового человека", "У него отрицательный имидж"), говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем, под "образом " имеется в виду не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, действий, поступке т.п. Иначе говоря, в данном случае русское слово "образ" должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке мнение о нем.

Понятие "имидж" может  быть применимо не только к человеку, но и к организации, и даже к  стране. В любом случае имидж  делают люди.

Имидж фирмы зависит и от личного имиджа топ менеджеров..

Также верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет на имидж: ее сотрудников.

Имидж организации включает:

-    авторитет, 
-    уважение, 
-    доверие, 
-    культурное обслуживание, 
-    упаковка товаров, качественная доставка клиентам, 
-    кредит неимущим и т.п.

Из перечисленных и  других элементов складывается имидж  фирмы, клиентам становится ясно, что  это за организация и к чему она стремится.

В случае, когда реклама  какой-либо компании утверждает, что ее товары - лучшие в мире, но при этом у сотрудников небритые лица, протертые и грязные брюки и нечищеные стоптанные ботинки, несовременные предметы офисного труда (записные книжки, ручки, техника) то, вероятнее всего, у клиентов появится сомнение. В создании имиджа фирмы многое зависит от работающих в фирме, особенно это касается деловых мужчин и женщин.

Жизнь проводит отличия  в имидже между крупными фирмами  и малым бизнесом.

В крупной фирме с  традиционной бюрократической системой коммуникаций благоприятно воспринимаются темные костюмы, .хорошо скроенные и ладно посаженные по фигурам сотрудников, опрятность и со вкусом подобранные аксессуары.

Успех небольшой организации  обеспечивает узкий круг людей, готовых, как в танке, к взаимозаменяемости и выполнению самых различных функций. Здесь одежда должна быть попроще, но отвечать требованию моды и должности.

Очевидно, что имидж  может быть как положительным, так  и отрицательным.

Формирование имиджа бывает:3

-    осознанным и 
-    неосознанным.

Если разные люди поступают с нами одинаковым образом, то они поступают с нами так, как мы им "позволяем" неосознанно. Наша задача состоит в том, чтобы не допустить даже подсознательных сигналов о себе, провоцирующих нежелательное поведение других людей.

Важно определиться, какой имидж для вас важнее - личностный или профессиональный.

Профессиональный имидж - когда про человека говорят: "Он блестящий логик (эрудит, педагог...)" или "Да нет, специалист-то он так себе".

Личностный имидж - когда про человека говорят: "Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек" или "Он невыносимый человек, грубый, готовый любого унизить..."

У одного и того же человека могут быть оба эти имиджа в  различных комбинациях (чаще один из имиджей лучше, чем другой).

Одной из составляющих имиджа является "средовый имидж", т.е. созданный человеком в среде его обитания - его жилище, кабинет, автомобиль, по которым складывается мнение о нем. Не учитывать этого нельзя.

Другой составляющей является так называемый "габитарный" или визуальный имидж - это собственная внешность человека: костюм, макияж, прическа, украшения и т.д.

Необходимо назвать  еще:4

-    вербальный имидж - что говорит, как говорит, что и как пишет; 
-    овеществленный имидж - предметы, вещи, которые он сделал; 
-    кинетический имидж - как владеет телодвижениями, движения рук, головы и т.д.

Имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют  с индивидуальностью.

Личность, как сконструированный  образ, может обладать практически  любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям окружающих. То есть, понятие "имидж" синонимично понятию "персонификация", но оно включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные. Оно объемлет, как мы уже отметили, и внешний облик, и внутреннее содержание человека, и его психологический тип. Создание имиджа - дело тонкое.

Можно говорить, что имидж - это искусство очаровывать других: Некоторым людям это даровано от природы. Другие могут этому научиться.

В.И. Шепель выделяет следующие  слагаемые человеческого обаяния:5

-    внешняя привлекательность; 
-    склонность к общению и лидерству; 
-    легкая адаптация к новым условиям; 
-    умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей; 
-    терпимость к инакомыслию; 
-    психологическая андрогиния (наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу).

Вербальный имидж

Необходимо помнить, что  имидж - это одна из форм нашего самовыражения, в чем огромная роль принадлежит  речи человека. Выработать правильную речь не легче, чем правильную осанку, походку, движение. Она требует постоянного внимания, и, конечно, интеллекта.

При проведении деловых  переговоров следует учитывать, что слишком громкая речь может  произвести впечатление навязывания  вашего мнения партнеру.

Тихая и невнятная речь продемонстрирует неуверенность в деле, а может быть, и в себе, вызовет постоянные переспрашивания и уточнения.

Существует мнение, что "светский" человек, умеющий вести  себя в гостях, в театре, в ресторане  и т.д., должен иметь "хорошо подвешенный язык" и без умолку сыпать остротами и мудростями. Оказывается, это не так. Вспомним, какие рекомендации относительно беседы в обществе давал великий Пушкин:

...Без принужденья  в разговоре коснуться до всего  слегка, с ученым видом знатока  хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.

Научившись анализировать  свои личные особенности, внимательно  изучив их, можно сознательно контролировать себя и шлифовать свое искусство  ведения беседы, деловых отношений.

3. Механизм формирования имиджа

 

 

 

Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с  ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев  обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется  в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она  в том, что руководитель задает нормы  взаимодействия в группе (организации). Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата.

У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде.

Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В  первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности (рис. 2). Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации (такая практика широко распространена в Японии, однако руководящие посты японцы занимают не раньше шестидесяти лет).

Информация о работе Имидж топ-менеджера