Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом. В качестве задач в работе выступают следующие:
- рассмотрение сущности и видов инновационного менеджмента;
- характеристика современных приемов инновационного менеджмента2;
В качестве объекта в работе выступает сфера инноваций. Предметом работы являются особенности применения инновационного менеджмента в деятельности предприятия Гостиницы «Северная».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность инновационного менеджмента
Виды инновации
Этапы разработки инновационного процесс
Примеры ведущих
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДЫВАНИЮ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ
2.1 Описание предприятия
2.2 Исследование инноваций на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.степанова.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Карелия

ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства»

Торговое отделение

101101 «Гостиничный сервис» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка группы Т-618

Степанова Виктория Борисовна

Проверила: Волошина Т. А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Сущность инновационного менеджмента
    2. Виды инновации
    3. Этапы разработки инновационного процесс
    4. Примеры ведущих

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДЫВАНИЮ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ

2.1 Описание предприятия

2.2 Исследование инноваций  на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях инновационный менеджмент1 является      неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании. Под инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основывается на таких ключевых моментах, как поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации; организация инновационного процесса для данной инновации; процесс продвижения и реализации инновации на рынке. Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом. В качестве задач в работе выступают следующие:

- рассмотрение сущности  и видов инновационного менеджмента;

- характеристика современных приемов инновационного менеджмента2;

В качестве объекта в работе выступает сфера инноваций. Предметом работы являются особенности применения инновационного менеджмента в деятельности предприятия Гостиницы «Северная».

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе автором представлены сущность и виды инновационного менеджмента.

Во второй главе выявлены особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях, проанализированы успешные подходы инновационного менеджмента для развития компании и представлен опыт использования механизмов инновационного менеджмента в деятельности предприятия Гостиницы «Севрная».

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность инновационного  менеджмента

Инновационный менеджмент3 - это управление нововведениями и инновациями. Чтобы раскрыть сущность инновационного менеджмента, необходимо уточнить такие близкие между собой понятия, как нововведение, инновации, инновационный процесс. 
           Понятие "нововведение" означает прогрессивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использующей его. 
          Понятие "инновация" происходит от английского слова innovation - процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей. Оно применимо к продукту или услуге, а также способу их производства. Это понятие применимо также к любому усовершенствованию, обеспечивающему экономию затрат или создающее условия для такой экономии. 
           Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, есть инновационный процесс. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услуги как новые именно для себя. 
           Понятие инновации тесным образом связано с понятиями "технология" и "изобретение". Технология - это не только способ, метод осуществления какого-либо процесса или какой-либо деятельности, но и знания об этом, т. е. знания, систематически применяемые для полезных целей. Знания в сфере менеджмента - часть технологии. Поэтому инновация может касаться не только продукта или услуги, но и новых способов взаимодействия людей в процессе их производства. Изобретение или открытие есть описание нового феномена или решение известной проблемы.  
           Инновационные процессы4 пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к инновационным процессам материального производства обычно рассматривают следующие его стадии: 
- генерирование новой идеи; 
- экспериментальную реализацию новой идеи; 
- освоение в производстве; 
- массовый выпуск; 
- потребление. 
          Еще в 500 г. до н. э. Гераклит сказал: "Ничто не вечно, кроме перемен". Сегодня "вечные перемены" в экономической жизни стали происходить настолько стремительно, что внешняя среда для любого участника производства может представляться как хаос. Никакая удачно найденная модель предприятия не может обеспечить сколько-нибудь гарантированной стабильности даже на период в 10 лет. 
            Питере и Уотермен, авторы международного бестселлера "В поисках совершенства", для выявления закономерностей, обеспечивающих успех, выделили для рассмотрения 43 американские компании, которые на момент написания книги демонстрировали весьма высокие показатели. Что же случилось с ними впоследствии? Всего лишь через 5 лет только 14 из 43 компаний сохранили лидирующие позиции, 10, утратив лидерство, продолжали твердо стоять на ногах, а 19 оказались в ослабленном состоянии. Почему произошли такие быстрые и драматические изменения? Потому что за этот короткий срок появились нововведения, которые прошли мимо фирм-лидеров; они не смогли их быстро освоить. Другими словами, эти фирмы проиграли в гибкости: их собственная способность к перестройке оказалась недостаточной. 
           Ускорение внешних перемен происходит из-за комплекса причин, среди которых - глобализация экономических процессов. По мере того как отечественная экономика становится все более открытой, этот фактор и в нашей стране набирает силу. Глобализация финансовых операций, постоянная возможность появления новых конкурентов делают непредсказуемыми ни цены, ни валютные курсы. Более того, сокращение средних размеров производства, освоение новых информационных технологий и новые возможности современных электронных средств труда сокращают цикл "идея - готовый продукт" и делают возможным для большого числа производителей всех стран мира быстрое освоение и выход на рынок с любой новой продукцией. Все это затрудняет деятельность, усложняет сохранение лидерства. Современный рынок и тем более рынок будущего - это уже не рынок массовой продукции со снижающейся себестоимостью, а рынок максимально дифференцированной в соответствии с запросами потребителей и постоянно обновляющейся массы продуктов и услуг. Главным экономическим критерием нововведений становится не снижение издержек, а завоевание потребителя. Новая техника устанавливается не для того, чтобы экономить живой труд, а для того, чтобы обеспечить необходимые сроки разработки новой продукции, улучшение качества, повышение гибкости производства. 
   Все это формирует и новый образ лидера-новатора, реализующего следующие установки: 
- ориентация на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем; 
- диверсификация производства с целью создания новых продуктов и услуг, формирования новых рыночных сегментов; 
- выбор наукоемкого типа накопления, при котором средства, предназначенные на развитие производства, в значительной своей части вкладываются в НИОКР; 
- поощрение творчества и риска, создание малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений; 
- активное использование методов стратегического управления, персонифицированного маркетинга, участия каждого работника в обновлении и управлении производством и в присвоении прибыли и пр.; 
- небольшое число уровней иерархии в управлении; 
- международный характер деятельности;  
- отсутствие стремления к гигантизму (малое самостоятельное предприятие или малые автономные подразделения в рамках больших предприятий). 
            Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальный потенциал, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций.  
            Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное, не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответить на новый технологический вызов, опередить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля со стороны государства и общества. 
            Преимущества в материально-вещественных условиях производства (сырье, основные фонды) сегодня перестали быть основными факторами конкурентоспособности. Продукты могут быть клонированы, технология дублирована, производство может быть осуществлено с помощью других мощностей. Основными факторами конкурентного преимущества сегодня являются: развитие навыков, приобретение нового опыта, инновационные возможности, ноу-хау, понимание и знание рынка, наличие баз данных, систем распределения информации, т.е. интеллектуальных услуг. 
           Согласно ведущему американскому специалисту по проблемам управления П.Друкеру, "нововведение - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг". 
          Предприятие любого производственного профиля значительно улучшит свое финансово-экономическое и технологическое состояние, если в рамках менеджмента инноваций5 в области самого менеджмента будет: 
- перестраивать свои организационные формы с целью их оптимизации; 
- управлять повышенными рисками, опираясь в своем поведении на упреждающие действия; 
- культивировать использование передовых информационных технологий.

 

1.2 Виды инновации

Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны):

1. базисные инновации, которые  реализуют крупные изобретения  и становятся основой формирования  новых поколений и направлений  развития техники;

2. улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и  средние изобретения и преобладающие  на этапах распространения и  стабильного развития научно-технического  цикла;

3. псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

По типу новизны для рынка:

1. новые для отрасли  в мире;

2. новые для отрасли  в стране;

3. новые для данного  предприятия.

По характеру применения:

1. продуктивные инновации, ориентированные на производство  и использование новых продуктов;

2. технологические инновации, нацеленные на создание и применение  новой технологии;

3. социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

4. комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

5. рыночные, позволяющие  реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

По стимулу появления (источнику):

1. инновации, вызванные развитием  науки и техники;

2. инновации, вызванные потребностями  производства;

3. инновации, вызванные потребностями  рынка.

По роли в воспроизводственном процессе:

1. инновации потребительские;

2. инновации инвестиционные.

По масштабу:

1. инновации сложные (синтетические);

2. инновации простые.

 

1.3 Этапы разработки  инновационного процесса

Разработка инновационного проекта включает этапы: формирование идеи; маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта; определение "дерева целей" и "дерева работ"; анализ неопределенности и рисков; выбор жизнеспособного варианта реализации проекта. 
         Отправной точкой является появление новой идеи. Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта проводятся параллельно с маркетинговым исследованием. На этом этапе анализируется экономическая целесообразность внедрения нового продукта, степень его коммерческой ценности; изучаются возможные потребители, экономические и социальные последствия реализации проекта. 
         Затем устанавливаются параметры конечной цели инновационного проекта, на основе которых формируются объем и последовательность действий. Конечная цель структурируется, т. е. разбивается на отдельные элементы. В результате создается иерархическая последовательность достижения целей, так называемое "дерево целей". По каждому целевому элементу рассчитываются (устанавливаются) ограничивающие параметры, которые должны быть обязательно выдержаны при реализации проекта.       Построенное "дерево целей" на следующем этапе трансформируется в аналогично структурированную систему заданий и мероприятий, так называемое "дерево работ". Если "дерево целей" устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то "дерево работ" определяет пути и способы получения этих средств.

           При построении "дерева работ" учитывают возможности существующей организации производства, традиционной техники и технологии; использования уже выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; при необходимости планируют новые исследования или приобретение лицензий, патентов и других новшеств, созданных другими организациями. 
           Так как выполнение инновационных6 проектов связано с риском и неопределенностью, обязательно рассматриваются различные варианты реализации проекта. По каждому из них разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров. Наиболее оптимальный вариант выбирается после сравнения рассчитанных показателей эффективности всех имеющихся вариантов с учетом вероятности их реализации. 
           В период реализации проекта под воздействием внешних и внутренних факторов может возникать необходимость изменения расчетных плановых параметров проекта. Решение об этом принимается на основе осуществляемого контроля за реализацией проекта. Проводимый контроль (в заранее определенных точках проекта, через равные промежутки времени или после экспертной оценки степени выполнения работ и готовности проекта) позволяет сравнить достигнутые результаты с запланированными, выявить отклонения, прогнозировать последствия сложившейся ситуации и осуществить корректирующие действия.

          Схема последовательности действий (по Н. М.Авсянникову) при разработке инновационного проекта отображена на рис. 4.2. 

Рис. 4.2. Схема разработки инновационного проекта по Н. М.Авсянникову

 
             Управление инновационными проектами отличается от управления обычными инвестиционными лишь тем, что требует более глубокой оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможным включением этапа венчурного финансирования. 
            Чтобы принять обоснованное решение, определить объем необходимых инвестиций, необходимо экономическое обоснование - бизнес-план. В нем описываются основные аспекты будущей инновационной программы, анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также возможные способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции. Содержание бизнес-плана зависит от характера проекта - относится ли он к сфере услуг или к производственной сфере, а также от масштаба, однако в любом случае он должен давать полное представление о проекте. Обычно бизнес-план включает девять разделов.

 

    1. Пример ведущих

 

Гостиничный бизнес, являясь одной из сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль, успех которой напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. То есть успешное развитие гостиничного бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий, как в области введения новых гостиничных услуг, так и в их продвижении на рынок услуг. Введение инноваций стало неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия, а также способствует улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении затрат.

Гостиничная индустрия7 позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программ по управлению гостиничным предприятием до применения глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в гостиничной индустрии используются следующие компьютерные технологии: глобальные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др. На постсоветском рынке представлены в основном такие системы глобального резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan. Их внедрение идет с начала 90-х годов быстрыми темпами. В настоящее время многие туроператоры и турагенты выдвигают гостиничным предприятиям рекомендации о присоединении их к одной или нескольким мировым компьютерным системам бронирования. Компьютерная система бронирования Amadeus насчитывает более 600 туристских предприятий - пользователей системы.

Наибольшее влияние компьютерные технологии оказывают на продвижение гостиничного продукта. Так, в области рекламы широко используется прямая рассылка гостиничной информации по электронной почте - direct mail, что дает возможность мгновенно связаться с компаниями.

В последние годы многие гостиницы создают свои собственные сайты в Интернете, на которых находится исчерпывающая информация о сервисах гостиницы, ценах, наличии мест и т.д.

Высокая надежность и удобство компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System) способствовали их быстрому и широкому распространению. Они позволили ускорить процесс резервирования, осуществить его в режиме реального времени, тем самым повысить качество предоставляемых услуг за счет сокращения времени обслуживания гостей.

В Западной Европе, в последнее время, наблюдается электронное наступление на традиционный гостиничный бизнес. Появилась электронная коммерция. Так, туристское бюро "Экспедия" фирмы Microsoft дает возможность любому владельцу кредитной карты приобрести тур, забронировать места в гостинице, на самолет, приобрести билеты на культурно-зрелищные мероприятия, заказать напрокат автомобиль в любом городе земного шара.

Информация о работе Инновационный менеджмент