Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:41, реферат
Целью выполнения данной курсовой работы является исследование особенностей стратегического менеджмента на всех этапах его проведения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
рассмотреть понятие стратегического менеджмента в современной экономической литературе;
рассмотреть особенности модели системы стратегического менеджмента;
рассмотреть особенности процесса стратегического планирования;
рассмотреть особенности инструментария стратегического менеджмента.
1. Понятие и сущность стратегического менеджмента 5
1.1. Стратегический менеджмент: основные понятия 5
1.2.Осообенности модели стратегического менеджмента 9
2. Особенности процесса стратегического планирования 9
3. Особенности инструментария стратегического менеджмента 12
3.1. Анализ внешней среды организации 12
3.2. Особенности стратегического анализа конкурентной среды 13
3.3.Анализ внутренней среды 15
Список литературы 19
Введение
Стратегия- это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических задач и целей управления в любой области деятельности. Стратегия может быть обоснованной только в случае применения к ее разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации.
Однако в настоящее время к разработке стратегий применяются только отдельные подходы и методы, вследствие чего стратегии утверждаются к реализации недостаточно обоснованными, что в итоге приводит к неэффективному использованию ресурсов. Это основная проблема большинства предприятий в современных российских реалиях.
Стратегический
менеджмент в экономической
В настоящее
время большинство руководителе
Тем не менее, стратегический менеджмент является обязательным условием хозяйственной деятельности любого субъекта экономических отношений. В связи с актуальностью вопроса стратегического менеджмента, он предлагается к рассмотрению в данной курсовой работе в качестве теоретических основ.
Целью выполнения данной курсовой работы является исследование особенностей стратегического менеджмента на всех этапах его проведения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
Объект исследования – инструменты стратегического менеджмента.
Предмет исследования – использование инструментов стратегического менеджмента в управлении на предприятии.
Работа разделена на главы и параграфы. Использованные в ней материалы принадлежат таким авторам как: Андреев А.А., Радичка Д.М., Глухов В.В., Ефремов В.С., Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. и др.
Стратегия состоит из множества конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление организацией.
В общем случае под стратегией понимают план управления фирмой, направленный на ведение бизнеса, укрепление конкурентных способностей организации, удовлетворение потребностей, а также достижение целей организации [5,с. 5].
В экономической литературе предлагаются следующие варианты определения понятия стратегии [3,8 и др.]:
Под стратегическим управлением понимают такое управление организацией, которое опирается на ее потенциал, ориентирует на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в ответ на вызовы со стороны окружения, а также позволяет достичь конкурентных преимуществ и долгосрочных целей организации [2,с.13].
Основными элементами
системы стратегического
Выделяют следующие
главные особенности
Более подробно об особенностях стратегического менеджмента для организации будет рассказано в последующих главах при о его писании инструментария.
Стратегический менеджмент тем и отличается от тактического, что рассчитан на долгий период. В то время как тактика- это краткосрочные, адаптивные, активно- интерактивные действия, используемые для достижения своих целей, противостоящими друг другу силами во времени столкновения. Стратегии же направлены на создание устойчивой основы для упорядочивания таких адаптаций в соответствии с более широкими задачами.
Стратегия нужна организации тогда, когда вы имеете дело с умным оппонентом, ответные действия которого могут существенным образом повлиять на итоговые результаты действий - вне зависимости от организационного уровня, занимаемого вами на предприятии. Но особенно остра в ней потребность, когда речь идет об очень важных собственных решениях, принимаемых на самой верхушке организационной иерархии. Тактические решения принимаются на различных организационных уровнях [6, с.24].
Стратегический менеджмент ставит перед организацией три основных вопроса [5, с. 9]:
В стратегическом плане определяется то, что должно быть сделано, а в тактическом плане - как это сделать. В тактическом менеджменте описываются этапы действий и ставятся конкретные цели, которые должны быть достигнуты подразделениями, отделами, рабочими группами и отдельными работниками организации в течение точно определенного периода времени.
Таким образом, стратегическое управление- это компетенция высшего руководства, в то время как тактическое управление может быть функцией и более низких иерархических уровней. Стратегический менеджмент включает обширную аналитику, требующую существенных трудовых затрат времени. Высшие руководители организации должны принимать непосредственное участие в принятии решений, поскольку это - одна из важнейших их функций. Они должны также обеспечивать принятие и реализацию решений второго типа. Именно в выполнении стратегического плана и заключается стратегическое руководство.
В процессе стратегического менеджмента, как правило, участвуют несколько служб и отделов в организации, прежде всего, ведущим является отдел маркетинга. Однако, в некоторых организациях подобные службы не создаются.
Стратегический менеджмент имеет ряд ограничений [3,с.24]:
Можно выделить следующие основные принципы стратегического менеджмента организации [3,с.26]:
Итак, стратегический менеджмент представляет собой особое управление организацией, которое рассчитано на долгосрочную перспективу. именно долгосрочности стратегических планов и состоит главная особенность стратегического менеджмента.
Модель стратегического менеджмента представлена на рисунке 1(см. приложения).
На рисунке 2 (см. приложения) представлены особенности системы стратегического менеджмента [10, с. 24].
Стратегическое планирование является основой стратегического менеджмента организации.
Стратегическое управление и планирование осуществляется в организации группой стратегического планирования, действующей на основании утвержденного руководством регламента.
Группа стратегического планирования осуществляет следующие функции [4, с.45]:
Основной задачей группы стратегического планирования выступает задача формулирования целей и, ценностей и миссии организации.
Для формулирования видения организации необходимо сформулировать ответы на следующие основные вопросы:
Ответы на эти и другие аналогичные вопросы служат основой для построения концепции долгосрочного развития организации.
Ценности - это кодекс принципов организации и ее деятельности.