Интсрументы стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование особенностей стратегического менеджмента на всех этапах его проведения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
рассмотреть понятие стратегического менеджмента в современной экономической литературе;
рассмотреть особенности модели системы стратегического менеджмента;
рассмотреть особенности процесса стратегического планирования;
рассмотреть особенности инструментария стратегического менеджмента.

Содержание

1. Понятие и сущность стратегического менеджмента 5
1.1. Стратегический менеджмент: основные понятия 5
1.2.Осообенности модели стратегического менеджмента 9
2. Особенности процесса стратегического планирования 9
3. Особенности инструментария стратегического менеджмента 12
3.1. Анализ внешней среды организации 12
3.2. Особенности стратегического анализа конкурентной среды 13
3.3.Анализ внутренней среды 15
Список литературы 19

Вложенные файлы: 3 файла

инструменты стратегического менеджмента.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

 

Стратегия- это  программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических задач и целей управления в любой области деятельности. Стратегия может быть обоснованной только в случае применения к ее разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации.

Однако в  настоящее время к разработке стратегий применяются только отдельные  подходы и методы, вследствие чего стратегии утверждаются к реализации недостаточно обоснованными, что в итоге приводит к неэффективному использованию ресурсов. Это основная проблема большинства предприятий в современных российских реалиях.

 Стратегический  менеджмент в экономической литературе  представляет собой теорию и  практику обеспечения конкурентоспособности  и эффективности решений путем разработки стратегии организации пр  возложении ответственности за эту работу на руководителей. Рубль, сэкономленный на стадии стратегического менеджмента и планирования за счет упрощения процедуры принятия стратегического решения, на последующих стадиях воспроизводства может обернуться организации потерями, в сотни раз превышающими ранее полученную экономию. К сожалению, такова наша российская реальность на современных предприятиях и фирмах. Руководители еще пока не в полной мере оценивают значимость проведения и использования на предприятии системы стратегического менеджмента. Применение конкретных методик стратегического менеджмента помогло бы российским предприятиям осуществить эффективное реформирование в условиях передела.

В настоящее  время большинство руководителей  на своих предприятиях, как правило, осуществляют практику использования тактического (оперативного) менеджмента, который не рассчитан на долгосрочную перспективу, а лишь на текущую деятельность и краткосрочный период. В то время как стратегический менеджмент тем и отличается от тактического, что рассчитан на долгосрочную перспективу. Однако, руководители , как правило, его просто игнорируют. Отсюда и ошибки в процессе управления, ведущие подчас к непоправимым результатам. Такое игнорирование  стратегического менеджмента возможно связано с неполным его освещением в современной литературе.

Тем не менее, стратегический менеджмент является обязательным условием хозяйственной деятельности любого субъекта экономических отношений. В связи с актуальностью  вопроса стратегического менеджмента, он предлагается к рассмотрению в данной курсовой работе  в качестве теоретических основ.

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование особенностей стратегического менеджмента на всех этапах его проведения.

Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:

  1. рассмотреть понятие стратегического менеджмента в современной экономической литературе;
  2. рассмотреть особенности модели системы стратегического менеджмента;
  3. рассмотреть особенности процесса стратегического планирования;
  4. рассмотреть особенности инструментария стратегического менеджмента.

Объект исследования – инструменты  стратегического менеджмента.

Предмет исследования – использование инструментов стратегического  менеджмента в управлении на предприятии.

Работа разделена  на главы и параграфы. Использованные в ней материалы принадлежат таким авторам как: Андреев А.А., Радичка Д.М., Глухов В.В., Ефремов В.С., Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. и др.

 

 

1. Понятие и  сущность  стратегического менеджмента

1.1. Стратегический  менеджмент: основные понятия

 

Стратегия состоит  из множества конкурентоспособных  действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление организацией.

В общем случае под стратегией понимают план управления фирмой, направленный на ведение бизнеса, укрепление конкурентных способностей организации, удовлетворение потребностей, а также достижение целей  организации [5,с. 5].

В экономической  литературе предлагаются следующие  варианты определения понятия стратегии [3,8 и др.]:

  1. стратегия- это план;
  2. стратегия- это прикрытие, то есть правила защиты от конкурентных сил;
  3. стратегия- это определенная позиция организации во внешней среде;
  4. стратегия- это перспектива, которая планирует статус для достижения целей;
  5. стратегия- это порядок, набор правил для принятия решений.

Под стратегическим управлением понимают такое управление организацией, которое опирается на ее потенциал, ориентирует  на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в ответ на вызовы со стороны окружения, а также позволяет достичь конкурентных преимуществ и долгосрочных целей организации [2,с.13].

Основными  элементами системы стратегического управления выступают [5, с.5]:

  1. определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;
  2. анализ внешней среды организации;
  3. внутренняя диагностика, то есть оценка сильных и слабых сторон организации;
  4. определение миссии и целей организации;
  5. разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
  6. разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий для достижения поставленных целей;
  7. реализация стратегии;
  8. оценка результатов деятельности;
  9. обратная связь, то есть внесение корректировок в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в  свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых целей или новых возможностей.

Выделяют следующие  главные особенности стратегического  менеджмента, отличающие его от тактического[1, с.23]:

  1. главная цель стратегического менеджмента в организации - это развитие организации в долгосрочной перспективе;
  2. стратегический менеджмент ориентируется на внешнюю среду организации, на наличие возможностей в конкурентной среде, на адаптацию к изменения;
  3. внешняя среда организации рассматривается с точки зрения потенциала, при этом под потенциалом организации понимают ее возможности, которые на данный момент могут не использоваться.

Более подробно об особенностях стратегического менеджмента для организации будет рассказано в последующих главах при о его писании инструментария.

Стратегический  менеджмент тем и отличается от тактического, что рассчитан на долгий период. В то время как тактика- это краткосрочные, адаптивные, активно- интерактивные действия, используемые для достижения своих целей, противостоящими друг другу силами во времени столкновения. Стратегии же направлены на создание устойчивой основы для упорядочивания таких адаптаций в соответствии с более широкими задачами.

Стратегия нужна организации тогда, когда вы имеете дело с умным оппонентом, ответные действия которого могут существенным образом повлиять на итоговые результаты действий - вне зависимости от организационного уровня, занимаемого вами на предприятии. Но особенно остра в ней потребность, когда речь идет об очень важных собственных решениях, принимаемых на самой верхушке организационной иерархии. Тактические решения принимаются на различных организационных уровнях [6, с.24].

Стратегический  менеджмент ставит перед организацией три основных вопроса [5, с. 9]:

  1. куда мы идем? Если у организации нет ясности в том, каковы ее миссия и сфера деятельности, в чем ее цели и задачи, то она становится неуправляемой;
  2. где мы? Отвечая на этот вопрос, необходимо объективно оценить внешнюю среду, конкурентов, угрозы и возможности, возникающие вовне, а также собственные слабые и сильные стороны. Необходимо добиться соответствия между целями организации и средствами их достижения;
  3. как достичь целей? Составляются детальные планы действий  и размещения ресурсов.

В стратегическом  плане определяется то, что должно быть сделано, а в тактическом  плане - как это сделать. В тактическом  менеджменте описываются этапы  действий и ставятся конкретные цели, которые должны быть достигнуты подразделениями, отделами, рабочими группами и отдельными работниками организации в течение точно определенного периода времени.

Таким образом, стратегическое управление- это компетенция  высшего руководства, в то время  как тактическое управление может  быть функцией и более низких иерархических уровней. Стратегический менеджмент включает обширную аналитику, требующую существенных трудовых затрат времени. Высшие руководители организации должны принимать непосредственное участие в принятии решений, поскольку это - одна из важнейших  их функций. Они должны также обеспечивать принятие и реализацию решений второго типа. Именно в выполнении стратегического плана и заключается стратегическое руководство.

В процессе стратегического  менеджмента, как правило, участвуют  несколько служб и отделов в организации, прежде всего, ведущим является отдел маркетинга. Однако, в некоторых организациях подобные службы не создаются.

Стратегический  менеджмент имеет ряд ограничений [3,с.24]:

  1. стратегический менеджмент не дает детального описания необходимых действий  или состояния внешней среды для руководства  организации;
  2. несмотря на наличие большого количества строгих методик стратегического менеджмента, он остается во многом творческим инициативным процессом;
  3. стратегический менеджмент не имеет четко отработанной технологии внедрения и достаточно сложно реализуется. Часто процесс стратегического планирования, составляющий основу стратегического менеджмента, носит тактический характер. Так называемые стратегические планы редко оказывают влияние на повседневную деятельность организации.

Можно выделить следующие основные принципы стратегического  менеджмента организации [3,с.26]:

  1. стратегия- это логически последовательная интегрированная система принятия решений. Это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, то есть упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям;
  2. стратегия определяет назначение организации, ее долгосрочные цели, планы действий и определение ресурсов;
  3. выбор стратегии означает определение конкурентной ниши организации и сферы ее деятельности;
  4. в стратегии для создания конкурентного преимущества учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде;
  5. стратегия логически обосновывает распределение задач на высшем и среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационной структуры.

Итак, стратегический менеджмент представляет собой особое управление организацией, которое рассчитано на долгосрочную перспективу. именно долгосрочности  стратегических планов и состоит главная особенность стратегического менеджмента.

1.2.Осообенности  модели стратегического менеджмента

 

Модель стратегического  менеджмента представлена на рисунке 1(см. приложения).

На рисунке 2 (см. приложения) представлены особенности системы стратегического менеджмента [10, с. 24].

2. Особенности  процесса стратегического планирования

 

Стратегическое  планирование является основой стратегического  менеджмента организации.

Стратегическое  управление и планирование осуществляется в организации группой стратегического планирования, действующей на основании утвержденного руководством регламента.

Группа стратегического  планирования осуществляет следующие  функции [4, с.45]:

  1. утверждает график своих заданий;
  2. регулярно проводит заседания;
  3. разрабатывает проект миссии организации;
  4. определяет критерии отбора статистической информации;
  5. проводит анализ внешней и внутренней среды  организации;
  6. разрабатывает предварительный список стратегий;
  7. корректирует и увязывает представленные планы стратегических мероприятий по срокам исполнения;
  8. анализирует причины отклонения от стратегического плана и предлагает оперативные мероприятия по их устранению;
  9. разрабатывает корректировки стратегического плана.

Основной задачей  группы стратегического планирования выступает задача формулирования целей и, ценностей и миссии организации.

Для формулирования видения организации необходимо сформулировать ответы на следующие  основные вопросы:

  1. каким бизнесом мы занимаемся в настоящее время?
  2. каким бизнесом мы хотели бы заниматься?
  3. каковы потребности наших потребителей?
  4. что ожидают наши посредники?
  5. кто будет нашими конкурентами?
  6. какие сценарии развития окружающей среды возможны?

Ответы на эти  и другие аналогичные вопросы  служат основой для построения концепции долгосрочного развития организации.

Ценности - это  кодекс принципов организации и  ее деятельности.

Приложения.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

титульный1.docx

— 11.27 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Интсрументы стратегического менеджмента