Информационное обеспечение инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является подробное изучение особенностей информационного обеспечения при реализации, организации и управлении инновационной деятельностью предприятий. Задачами является подробное изучение этапа информационного обеспечения при реализации инновационного процесса; исследование необходимости информации на стадиях жизненного цикла инноваций; изучение состава информации, которой должны быть обеспечены участники инновационного процесса;
Информационной базой для проведения исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных ученых, перечень которых указан в библиографии.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы информационного обеспечения инновационного процесса
4
1.1. Роль информационного обеспечения на стадиях жизненного цикла инноваций
4
1.2. Состав информации при организации и управлении инновационным процессом
9
2. Особенности информационной системы на инновационных предприятиях
15
2.1. Требования к информационной системе при реализации инновационного процесса
15
2.2. Технологии построения систем информационной поддержки инноваций
17
Заключение
20
Список литературы
22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Информационное обеспечение инновационного процесса.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО 
ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

ИМ. Н. Д. ДЕМИДОВА

 

КАФЕДРА  МЕНЕДЖМЕНТА

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДМЕНТ»

 

Тема: «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА»     

 

 

Студент гр. МЩ-09      Зябрева Р.С.                     ___________

                         (Фамилия, имя, отчество)                                  (подпись)

Руководитель              Пилюкова С.Н.                    ___________

                         (Фамилия, имя, отчество)                                  (подпись)

 

Допустить к защите ___________

                                                            Руководитель ________________

«___» _________________ 2012 г

Работа защищена на оценку ____

____________________________

                                                             «___» ________________  2012 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТУЛА 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

   

Введение

3

1. Теоретические основы  информационного  обеспечения  инновационного процесса

4

1.1. Роль информационного  обеспечения на стадиях жизненного      цикла инноваций

4

1.2. Состав информации  при организации и управлении                      инновационным процессом

9

2. Особенности информационной  системы на инновационных             предприятиях

15

2.1. Требования к информационной  системе  при реализации            инновационного процесса

15

2.2. Технологии построения  систем информационной поддержки      инноваций

17

Заключение

20

Список литературы

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


В последнее время к числу важнейших факторов развития экономики вполне обоснованно стали относить инновационную деятельность, которая базируется на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом. Инновационная активность реального сектора отечественной экономики крайне низка. По различным оценкам, в России используются от 8 до 10% инновационных идей и проектов, в то время как в Японии – 95%, в США – 62%. Только одно из 500 запатентованных в России изобретений находит применение в промышленности. На долю России приходится более 10% всех ученых мира, но сегодня ее доля на мировом рынке наукоемкой продукции не превышает 0,3% от его объема, хотя по оценке аналитиков, она могла бы составлять 10-12%.

Одним из базовых условий  успешной реализации мероприятий, направленных на повышение инновационной активности российских предприятий, является их своевременное и в полном объеме информационное обеспечение. Таким образом, в современных условиях хозяйствования проблемы информационного обеспечения инновационного менеджмента является крайне актуальными и значимыми.

Целью настоящей работы является подробное изучение особенностей информационного обеспечения при  реализации, организации и управлении инновационной деятельностью предприятий. Задачами является подробное изучение этапа информационного обеспечения при реализации инновационного процесса; исследование необходимости информации на стадиях жизненного цикла инноваций; изучение состава информации, которой должны быть обеспечены участники инновационного процесса;

Информационной базой  для проведения исследования послужили  научные работы отечественных и зарубежных ученых, перечень которых указан  в  библиографии.

 

 

1. Теоретические  основы информационного 


обеспечения инновационного процесса

 

1.1. Роль информационного обеспечения на стадиях жизненного цикла инноваций

 

Управление разработкой  и внедрением инноваций на предприятиях неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением контроля за их реализацией. Оба эти вида деятельности предполагают получение и переработку определенной информации – как о внешней среде, так и о процессах, происходящих внутри предприятия. В этой связи можно говорить о существовании информационной среды – внешней и внутренней, - в которой потенциально содержится информация для осуществления актов принятия решений об инновациях и контроля их исполнения. Информационная среда является важнейшей частью процессов разработки и внедрения нововведений и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях инновационной деятельности.

Очевидно, что чем глубже информационная проработка на начальной  стадии принятия решения об инновации, тем более обоснованное принимается решение и, как следствие, успешно проходит его реализация. Без должного информационного обеспечения успех нововведений бывает случайным, а в некоторых случаях, недоучет определенных факторов вследствие недостаточной информированности является причиной отказа от инновации на более поздних стадиях ее реализации.

Развитие и совершенствование информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы имеет многоплановый комплексный характер и ведется по следующим направлениям:

    • совершенствование государственной системы научно-технической информации и развитие информационных ресурсов в целях обеспечения эффективной информационной поддержки различных стадий инновационного процесса; 
    • развитие компьютерной сети, обеспечивающей условия эффективного взаимодействия всех участников инновационного процесса с использованием современных телекоммуникационных технологий;
    • разработка и использование новых информационных технологий, повышающих эффективность работы информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы. [4, с. 58]

На стадии появления  идеи об инновации большее значение имеет внешняя информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для инноваций типа «новая продукция» источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Для технологических и технических инноваций большинство предприятий называют в качестве наиболее эффективного источника различные выставки, семинары и др.

В период административно – командной экономики информационная поддержка предприятий в области новой техники и технологий была поставлена на достаточно высоком уровне. Этой работой занимались отраслевые НИИ, доводили информацию до предприятий в виде информационных листов, специализированных журналов, регулярно проводились конференции и семинары по разным вопросам научно-технического прогресса в отраслях. В настоящее время эта система почти полностью разрушена. Многие журналы либо вовсе не выпускаются, либо они стали практически недоступны многим предприятиям по причине высокой стоимости. Оставшиеся отраслевые НИИ сами испытывают затруднения с получением информации, имеющуюся у них информацию распространяют на коммерческой основе. Информация становится таким же товаром, как и сама продукция предприятий. [5, с. 88]

Многие предприятия  отмечают в качестве основного источника  информации об инновациях связи с зарубежными фирмами, участие в выставках за рубежом, контакты с иностранными специалистами, стажировки на крупных фирмах, заграничные командировки. Но такие возможности доступны далеко не всем предприятиям и они отмечают информационный голод. Еще одним источником информации указывается Internet, но как следует из материалов исследований, Internet используется больше для рекламы своей продукции.

Многие руководители предприятий отмечают случайный  характер инноваций, так как информацию об инновациях получили от своих партнеров по бизнесу в ходе контактов.

 С разрушением отраслевых  министерств, также осуществлявших  ранее информационное обеспечение  предприятий, создаются ассоциации  производителей определенных видов продукции. Ассоциации осуществляют централизованно связи с потребителями продукции и информируют своих членов о нововведениях в отрасли, поддерживают связи с зарубежными учеными, осуществляют выход на европейские и мировые источники информации.

Таким образом, в условиях информационного бума с одной  стороны, и с другой – информационного голода предприятий в области новой техники и технологий, информация об инновациях приходит на предприятия разными, порой неожиданными путями. Отсутствует система информирования предприятий о достижениях в конкретных областях науки и техники, не сформирован рынок информационных услуг такого вида.

На стадии принятия решения  об инновации роль информационной поддержки этого процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана с внутренней. Желаемые параметры нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия – это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение на рынке, финансовое состояние и др. [1, с. 88]

В материалах исследований имеются примеры инноваций, когда  недостаток информации внешнего характера и трудности ее получения привели к принятию необоснованного решения. В связи с неполной информацией о нововведении в процессе разработки выявляются побочные эффекты, которые приводят к дополнительным затратам или к изменениям технологи.

Внутренняя информация, связанная с оценкой собственных возможностей предприятий, на стадии принятия решения также имеет большое значение. Предприятия, на которых внедрены компьютеризированные системы управления, в этом смысле оказываются в более выгодном положении. Действующие информационные технологии позволяют в короткий срок получить полную и достоверную информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии ресурсов и др. [7, с. 97]

 На большинстве  предприятий автоматизированы отдельные  функциональные области управления, то есть компьютеризация носит прикладной характер (от слова приложение – задача). Как правило, отдельные приложения информационно между собой не связаны, часто информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности проектов.

На стадии внедрения  инноваций также возникают проблемы с недостатком информации. Для технологических и технических инноваций при освоении новой техники и технологии возникает много проблем при наладке оборудования и доведением технологии. Такие проблемы связаны с тем, что некоторые инновации направлены на освоение производства продукции взамен импортного аналога. При этом не покупается лицензия, патент и другая документация, так как в этом случае инновация теряла бы всякий смысл. Основной целью таких нововведений является удешевление продукта, повышение конкурентоспособности за счет низкой цены. Здесь неформальные каналы указываются в качестве одного из основных источников информации.

Предприятия заинтересованы в распространении информации о  своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы. Выпускается рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы и на телевидение. Некоторые предприятия имеют доступ в Internet и размещают там свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.

Обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности включает:

  • создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
  • осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;
  • обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;
  • поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
  • создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п. [5, с. 79]

 

 

1.2. Состав информации  при организации и управлении  инновационным процессом

 

Состав внешней (не формируемой  в рамках самого инновационного процесса) информации, которой должны быть обеспечены участники инновационного процесса, определяется несколькими группами факторов.

Основной фактор - это типы задач, решаемых участниками инновационного процесса. В составе задач, решаемых участниками инновационных процессов, могут быть многократно решаемые и разовые задачи. Информационная система должна быть способной непосредственно обеспечивать внешней информацией задачи, многократно (постоянно) решаемые участниками инновационных процессов и обращение к иным источникам информации для решения разовых (специальных) задач.

Другим фактором является характер вырабатываемых участниками решений. Решаться могут как «рутинные», присущие большинству инновационных процессов задачи, так и уникальные задачи. Для первого типа задач, как правило, отработаны процедуры принятия решений, определен перечень условий и состав параметров, необходимых для принятия соответствующих решений. Соответственно в рамках информационной системы для обеспечения решения данных задач могут формироваться и поддерживаться соответствующие базы данных и «прецедентов» решения подобных задач, создаваться алгоритмы и программные комплексы, формализующие процедуры получения необходимых данных. [3, с. 79]

Информация о работе Информационное обеспечение инновационного процесса