История возникновения и развития монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:20, реферат

Краткое описание

Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

. История возникновения  и развития монополий  в России

     Первые  монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к  раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций.

     В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в  промышленности и на водном транспорте.

     Монополистическая концентрация происходила и в  банковском деле. Ускоряющее воздействие  на процесс монополизации оказал иностранный капитал.

     До  начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономический  кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в  виде картелей и синдикатов, в которых  был монополизирован сбыт при  сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

     Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест  и др.). Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование  против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению  официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала  с согласия и при прямой поддержке  правительства («Продпаравоз»,  военнопромышленные монополии).

     В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных  монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались  монополии связанные с военным  производством. Российский монополистический  капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме  «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации  Ванкова, Ипатьева, Киевская организация  производства колючей проволоки  и др.). Монополии были ликвидированы  в результате Октябрьской революции  в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство  частично использовало учетные и  распределительные органы монополий  при создании органов управления народным хозяйством.

     При переходе России к рынку вновь  возникли монополии и проблемы связанные  с ними.

     Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации  российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась  как “наследница” государственного монополизма социалистической экономики.

       Социалистическая экономика представляла  собой единый народнохозяйственный  комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а  являлось составной частью общегосударственной  структуры. То есть, своеобразной  монополией в бывшем СССР была  командная экономика, построенная  на всеобъемлющем директивном  планировании, государственном ценообразовании,  централизованном распределении  материальных ресурсов и по  самой своей природе не допускавшая  конкуренции ни в одной своей  части. Внутри этой экономики  существовал монополизм центральных  ведомств, министерств и предприятий,  которые не были независимыми  хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

4. Антимонопольная  политика

     Под антимонопольной политикой в  современной научной литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических  действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для  развития конкуренции на рынке.

     Это понятие включает также адвокатирование  конкуренции – то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

4.1 История развития  Антимонопольной  политики

     Первые  законы, запрещавшие монопольные  соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) — знаменитый закон  Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые  договоры или объединения, имеющие  целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль  хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф  до 5 тыс. долл. (впоследствии он был  повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой  же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

     На  уровне отдельных регионов антимонопольные  законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за 18831889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

     Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен.

     Среди отраслей, которые в Конгрессе  считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла.

     Но  во всех перечисленных отраслях, о  которых доступны соответствующие  данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %.

     Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в  номинальном измерении он вырос  за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен. (Приложение № 1 – Таблица № 1 – Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в 1880 – 1890гг.)1

     Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении  круга контрагентов, покупку или  поглощение фирм, если это могло  уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

     В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Дания — 1937 г.) были попытки  законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались  как средство борьбы с «излишней  конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление  этой формой монополии.

     Акт Келлера — Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние  путем приобретения активов. Запрещались  не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний — последовательных участниц одного производственного процесса).

     Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль, за разного рода соглашениями.

     С момента принятия Акта Шермана антимонопольные  законы распространились в большинстве  стран мира. Этот процесс не был  одномоментным: так, в Италии соответствующий  закон был принят через 100 лет  после Акта Шермана — в 1990 году.

     В настоящее время в развитых странах  создана разветвленная законодательная  и институциональная база регулирования  конкурентных отношений. Законы о конкуренции  приняты почти в ста странах  мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.

     Но  это происходит далеко не везде, в  ряде стран антимонопольная политика как таковая отсутствует вообще2. (Приложение № 2 – Таблица № 2 Страны, где монопольное законодательство отсутствует)

     По праву первым этапом развития  отечественного антимонопольного  законодательства, считается момент  принятия  Закона РСФСР « О  конкуренции и  ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках». Наравне  с ним в июле 1990 года создаться  Государственный  комитет   РФ по антимонопольной политике  и поддержки новых экономических  структур. Такое решение стало убедительным свидетельством намерений российского государства перейти от скомпрометировавшей себя плановой социалистической экономики к рынку. Деятельность этого нового звена в структуре исполнительной власти началась уже осенью 1990 г. Однако Положение о ГКАП было утверждено Указом Президента РФ лишь в августе 1992 г., чему предшествовала "война " между представительной и исполнительной властью Российской Федерации за право назначать руководителя антимонопольного органа, "победа," в которой была одержана главой власти исполнительной - Президентом России, заручившимся поддержкой Конституционного Суда РФ. Председателем Комитета был назначен Леонид Арнольдович Бочин.(1992)

    С 1991 года по 1999 год было введено  большое количество объективно  необходимых законов, составивших  организационно-правовую базу для  регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

  Но  в 1999 году, через восемь лет после  начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения  правоприменительной практики. Появилась  необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила  надежнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к юридическим  и физическим лицам, включая должностных  лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и  местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров  и услуг.

  В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). 

  Создано оно было на основе уже существовавшего  к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь  ощутимых успехов в создании полноценной  конкурентной среды. Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка товаров и услуг в  России значительно активизировали государственную антимонопольную  деятельность.

   Уже в 1991 г. был принят Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках», дополненный  и измененный в 1995 г. 
Этот закон устанавливает, что: 
1) запрещаются действия фирмы, занимающей  доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан; 
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм; 
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки и т.д. 
Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку. 
Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. 
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.  
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.  
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).  
9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.
 

Информация о работе История возникновения и развития монополий в России