История культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвра¬щение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

скд.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Глава 1.   Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.

 

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвра­щение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

 

1.1 Досуг как социальная культура.

 

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой вре­мен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым со­держанием. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

 

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточ­ных славян. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение кото­рых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напря­женного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Са­мыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря-начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освобо­диться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радо­сти, почувствовать себя свободным и счастливым. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В рус­ском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний" и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. Слово "досуг" также содер­жит указание на свободу человека от непреложных занятий. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям вос­становить физические и психические силы, но выполняли и функцию - единения. Славяне жили не большими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей тер­ритории. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у сла­вян чувство единства.

 

По мере своего развития праздники обогащались культурным со­держанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлече­ния сделались их неотъемлемыми элементами.

 

Выделение у спавян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после обра­зования государства, обусловили появление первых различий в органи­зации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Накормить присутствую­щих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства.

 

В пирах нередко принимали участие и женщины, представительни­цы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами.

 

В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств.

 

1.2 Церковь- культурный центр.

 

Хрис­тианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в хрис­тианском календаре.

 

Упорядочив систему календарных праздников, христианская цер­ковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христиан­скими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельче­ские работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать боже­ственную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.

 

Несмотря на варварские методы, используемые часто церковника­ми для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствова­ло развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество, хотя это коснулось пре­имущественно его высших слоев, Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к нача­лу Х1 в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались библиоте­ки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других рус­ских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Воз­никали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей.

Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей Древней Руси. Круг этих людей постепенно расширялся, включая в себя не только предста­вителей высшей знати, духовенства, но и выходцев из торговой и ре­месленной среды крупных городов, среди которых грамотность получа­ла все большее распространение. О том, что чтение воспринималось на Руси не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по некоторым письменным источникам, дошедшим до нас с той поры, в частности, по литературе нравственно-поучительного характе­ра, которая возникла в XI-XIII вв. и имела свое продолжение в после­дующие времена. Так, в "Слове о наказании" говорится, что от чтения книг нельзя отказываться ни под какими предлогами. "Человек не дол­жен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении какой-либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: "это ведь не наше дело книги читать, а монашеское". Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения. "Многие, ведь, невегла­сы великую пользу получили от почитания книжного", - замечает пропо­ведник.

 

Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси, но традиции народной жизни сохра­нялись и продолжали развиваться.. Пер­вая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формиро­вания российского государства. Признанной столицей его с конца XIV в. по XVII в. являлась Москва.

 

С XIV в. Русь начала понемногу оправляться от постигших ее бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, воз­рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений на Руси. Особенно интенсивно шел процесс возведения церквей как в городах, так и в селах. В сельских общинах -" мирах" - крестьяне на свои средства возводили "мирские церкви", кото­рые начинали играть существенную В сельском приходе церковная трапезная нередко становилась местом куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок; в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В XIV-XV в. звучало требование покаяться за "шепоты", которые доноси­лись от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, рассказывание "неполезных повестей", смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались "глумы", под которыми церковь понимала беседы людей по волнующим их социаль­ным вопросам .

 

Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщить­ся     к  лучшим  для   того  времени  образцам  зодчества,  живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познако-миться с печатным словом (через чтение церковных книг во время бого­служения). Служители церкви по сравнению с общей массой были до­статочно образованными людьми и иногда являлись первыми учителя­ми грамоты для прихожан и их детей.

 

 

1.3 Средние века.

 

В средние века появляются неко­торые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связа­ны с развитием народной зрелищной  культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о "медвежьей потехе" и кукольном представлении, сделанное в описани­ях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли ино­странцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа . Зрелища, или "позоры", как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отноше­ние со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа.

 

На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укреп­ление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киев­ской Руси. В XIV- XV в.в. увеличилось количество переписываемых книг в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других. Этот процесс был ускорен появлением в XIV в. бумаги, заменившей перга­мент. Во второй половине XV в. в Москве уже имелась книжная торгов­ля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопеча­тание, введенное на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополи­та Макария. В 1564 г. вышла первая печатная книга "Апостол", выпу­щенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество книг, написанных отечественными авторами, и среди них произведений светского характера. В XIV-XVI в.в. была про­должена зародившаяся в предыдущие столетия традиция написания "учительной" литературы. В ней поднимались вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений, воспитания детей и т. п.

 

В XVII в. в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями ино­странных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях в домах богатых вельмож.

Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. В XV-XVI в.в. в Москве и других городах проживало много иностранцев: ита­льянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К мо­сковскому царю приезжали иностранные послы. С XVII в., после изгна­ния из России поляков, установились дипломатические отношения и обмен посольствами между Российским государством и рядом зару­бежных стран: Францией, Испанией, Китаем. По указу царей из-за гра­ницы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев рос­сияне знакомились с бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровож­дения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимуще­ственно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближенные. Причем, как поборники и хранители право­славия, цари предпочитали чтение духовно-назидательное и церковно-историческое. Именно из таких книг составлялись их библиотеки. Но наряду с ними цари уделяли внимание и отечественным летописям и сказаниям, проявляли интерес к космографическим и политическим сведениям: первые черпались из космографий переводных, вторые -преимущественно из посольских записок и рассказов послов. Со времен царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские жур­налы - куранты, которые специально переводились для государя. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При Оружейной палате Дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и по­чинке шахмат, от чего они и получили название "шахматников".

 

Приобщение к культурным формам досуга отличало и некоторых близких царю вельмож, подражавших государю и перенимавших новые для русского общества обычаи. Но в подавляющем большинстве пред­ставители верхних зажиточных классов, как, впрочем, и весь русский народ, в проведении своего досуга продолжали следовать патриар­хальным традициям. Несмотря на проникновение в русскую жизнь за­падных образцов в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось немало общих черт, Так, главным видом проведения свободного времени были пиры и застолья, устраиваемые по случаю различных праздников и знаменательных для семьи событий. Праздновала ли церковь свое торжество, ра­довалась ли семья или провожала из земного мира своего сочлена, или же Русь разделяла царское веселье или славу победы - пир был выра­жением веселья. Пиром тешились цари; пиром веселились и крестьяне. Желание поддержать о себе доброе мнение у людей побуждало каждо­го порядочного хозяина сделать пир и созвать к себе добрых знако­мых".

Информация о работе История культурно-досуговой деятельности