Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:32, доклад

Краткое описание

В связи с развитием рынка и рыночных отношений обостряется конкуренция. Ведь все больше производителей готовы предложить свой товар на рынок, поэтому увеличивается ассортимент товаров и услуг. Вместе с тем повышаются доходы населения, соответственно растет спрос. При этом покупатели хотят приобрести качественный товар, удовлетворяющий их потребности. Конкурентный товар - это высокое качество плюс цена плюс сервисное обслуживание. Практика показывает, что торговать неконкурентоспособным товаром теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные.

Содержание

Введение 3

1. Составляющие конкурентоспособности товара 4

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 4

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 6

2. Методика расчета конкурентоспособности товаров 7
Заключение 10
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность..docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФГОУВПО «РГУТиС»

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА  И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал)

 

Кафедра

«Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»

 

 

Доклад

 

на тему: «Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                       

Группа

 

 

 

 

Москва

2013 г.

Содержание

 

Введение          3 
 
1. Составляющие конкурентоспособности товара                                     4 
 
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности                                     4  
 
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 6 
 
2. Методика расчета конкурентоспособности товаров                             7

Заключение                                                                                                    10

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с развитием  рынка и рыночных отношений обостряется  конкуренция. Ведь все больше производителей готовы предложить свой товар на рынок, поэтому увеличивается ассортимент  товаров и услуг. Вместе с тем  повышаются доходы населения, соответственно растет спрос. При этом покупатели хотят  приобрести качественный товар, удовлетворяющий  их потребности.

Конкурентный товар - это  высокое качество плюс цена плюс сервисное  обслуживание. Практика показывает, что  торговать неконкурентоспособным  товаром теряет всякий смысл, так  как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные.

Мировой рынок перенасыщен  товарами, предложение превышает  спрос, поэтому чтобы продать  товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции  товаров. Потребитель всегда отдает предпочтение наиболее конкурентоспособному товару, то есть такому товару, который  на единицу своей стоимости удовлетворяет  больше потребностей, чем товары конкурентов.

Самое главное в экономике  любой страны – это малый бизнес. Новые предприятия успешно создаются  и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию. А для того, чтобы выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции и при этом удовлетворить потребности населения товар должен быть конкурентоспособным. Цель данной работы – определить сущность и понятие конкуренции и дать оценку конкурентоспособности товара.

 

 

 

 

 

 

1. Составляющие  конкурентоспособности товара

 
1.1 Понятие и сущность товарной конкурентоспособности

 

Конкуpентоспособность — основной фактор качества жизни. Приведем различные примеры встречающихся определений конкурентоспособности. 

Под конкуpентоспособностью товара понимается комплекс ценовых, потребительских и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках.

Закон РФ «О конкуренции» так  определяет это понятие: конкуренция  – это состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров  на данном рынке и стимулируют  производство тех товаров, которые  требуются покупателю.

Конкурентоспособность продукции-  это способность отвечать требованиям  данного рынка в рассматриваемый  период по сравнению с аналогами-конкурентами. В этом определении заложены три  отличительных признака: пространство конкретного рынка, период фиксированного отрезка времени и познаваемость  в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает  сравнение продукции с аналогом в системе «время- пространство».

Мировой рынок перенасыщен  товарами, предложение превышает  спрос, поэтому чтобы продать  товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции  товаров. Потребитель всегда отдает предпочтение наиболее конкурентоспособному товару, то есть такому товару, который  на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем  товары конкурентов.

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских  и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке. Конкуpентоспособный товар — это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков.

Конкурентоспособность характеризует  способность товара удовлетворять  определенным требованиям при минимальных  затратах у изготовителя или у  потребителя.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые  представляют несомненный интерес  для данного покупателя и обеcпечивают удовлетворение данной потребности.

Товар с более высоким  уровнем качества может быть менее  конкурентоспособным, если значительно  повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей. Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Cуществуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:

    1. Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоватьcя для удовлетворения существующей потребности.
    2. Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

Так же различают и такие  паpаметры как:

    1. параметры назначения — свойства товаpа, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, швейное производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
    2. эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
    3. констpуктивные парамeтры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
    4. эстетические параметры, хаpактеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

 
1.2. Факторы, определяющие  конкуpентоспособность товаров и услуг

Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уpовня качества изготовитель устанавливает стоимость товара.

Фактор конкурентоспособности- непосредственная причина, наличие  которой необходимо для изменения  одного или несколько критериев  конкурентоспособности.

Анализ причин снижения значения критериев конкурентоспособности  продукции и установление факторов, называемый факторным анализом, является важным аспектом деятельности субъектов  оценки: страны, предприятия,  отрасли  и т.д.

Для оценки конкурентоспособности  вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Выделяют четыре уровня понятия качества:

    1. соответствие товара стандартам и нормативно - технической документации;
    2. соответствие товара его функциональному предназначению и эксплуатационным требованиям; 
    3. соответствие фактическим требованиям покупателей;
    4. соответствие скрытым требованиям.

При опредeлении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке. Из-за несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества продукция не может быть поставлена.

 

2.  Методы оценки  конкурентоспособности товаров  и услуг

Известно, что предпринимательство- это организация производства, работ  и услуг, которые обладают ценностью  и обеспечивающих прибыль субъекту этой деятельностью. К процессам  предпринимательской деятельности в условиях конкурентной среды относится:

  1. изготовление чего-то нового, неизвестного потребителям;
  2. освоение нового рынка сбыта;
  3. внедрение нового метода производства и источника сырья.

Рассмотренные процессы, по существу, отражают факторы конкурентоспособности товаров. Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Главным инструментом достижения этой цели является производство и предложение рынку конкурентного товара. Величина прибыли зависит от размера дохода. Как известно, доход (F) от реализации партии товара объемом (D) по конкретной продажной цене (Спp ) составляет: F= DCпр.

Объем реализации определяется конкурентоспособностью товара, в частности интегральным показателем качества. Достаточно реальную оценку

объема можно получить по формуле: D = dl2.

Коэффициент d в формуле определяется по результатам анализа рыночных продаж товаров-аналогов, которые пользуются спросом у потребителя. С учетом формулы величина дохода может быть определена так: D =( dl2)Спр.

Величина прибыли (L) от реализации партии товара определяется как

разность дохода (F) и издержек (В): L = F- В. Отсюда: L = (dl2Спр.)-B.

Из формулы следует, что  прибыль находится в квадратичной зависимости от интегрального показателя качества — меры конкурентоспособности.

В рамках цивилизованного  рынка прибыль является средством. Целью является удовлетворенность потребителей работой в организации. Тут уместно привести высказывание одного из предпринимателей:  «Для бизнеса важнее денег - источник денег. Этим источником является потребитель».

Продолжая рассматривать  роль конкурентоспособности, отметим, что предпринимательский проект реализуется в форме бизнес-плана  и включает шесть основных разделов:

  1. деловая концепция;
  2. деловое расписание;
  3. набор целей;
  4. рекламный набросок;
  5. финансовое резюме;
  6. маркетинговое исследование.

  В разделе один даются описание идей будущей деятельности

и формы ее реализации, приводятся характеристики товара, отличающие его от уже производимых товаров конкурентами.

В разделе два формулируется главная идея, лежащая в основе рекламной кампании.

В разделе три обычно приводится перечень всех мероприятий, которые предпринимателю необходимо осуществить для реализации своей идеи.

В разделе четыре указываются кратко- и долгосрочные цели.

В разделе пять главным является анализ проблем, связанных с конкуренцией. В данном разделе приводятся расчеты дохода и издержек как основы возможной прибыли, рассматриваются источники финансирования.

В разделе шесть дается окончательный вывод о финансовом состоянии

предлагаемого проекта —финансовое  резюме.

Таким образом, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес- планирования субъекта предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.

Экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности  российскoй промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность менеджмента предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.

Информация о работе Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета