Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:56, контрольная работа
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида иобщества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно .
Контрольная работа
по дисциплине: Организация обучения персонала
Вариант2
Преподаватель:
______________________________
Студент:
Факультет: Менеджмент организации
Челябинск
2013
1.Что представляет собой труд человека? С какой целью он осуществляется на предприятии
Труд — целесообразная, сознательная деятельность чело
Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства.
В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные отношения.
Роль труда в антропогенезе
Развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).
Животные, в отличие от человека, могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.
Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.
Поскольку труд — деятельность
общественная, коллективная, возникает потребность в средствах
её организации. Таким организующим и контролирующим
средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной
деятельности у людей возникает и «потребность
что-то сказать друг другу», и предмет
«разговора», то есть появилось, что сказать
другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны измени
Труд как экономическая категория
Крестьянин и ремесленник работ
При рабстве как сам раб, так и средства труда соединяются как собственность рабовладельца, и это порождает личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его труда.
При капитализме основной формой труда является
труд наёмного работника по трудовом
Карл Маркс был одним из первых авторов,
осознавших, что развитие промышленности редуци
Эта проблема частично решается благодаря автоматизации произв
В содержании организации труда, исходя из особенностей решаемых задач, выделяют ряд направлений (элементов). Основные из них:
- разделение и кооперация
труда, предполагающие научно-
- нормирование труда,
- организация и обслуживание
рабочих мест, охватывающая их
рациональную планировку и
- организация подбора
персонала и его развитие, включающие
в себя: планирование персонала,
профориентацию и профотбор,
- улучшение условий труда,
предусматривающее устранение
- эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха;
- рационализация трудовых
процессов, внедрение
- укрепление дисциплины
труда, предусматривающее
Особую роль в организации труда играет вознаграждение за труд - его оплата. Дело в том, что человек включается в производственный процесс по экономическим соображениям, с целью заработка на жизнь. Поэтому заработная плата является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства и фактором эффективной организации труда.
Труд организуется в промышленности
и других отраслях народного хозяйства
в многообразных формах. Это многообразие
форм организации труда
2. Какие экономические ресурсы необходимы в любом виде трудовой деятельности? Что представляют собой трудовые ресурсы?
Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства.
Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля – это один из важных источников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.
Труд как экономический
ресурс обычно характеризуется численностью
работников, их квалификацией, длительностью
и интенсивностью выполнения производственных
функций. Затраты труда принято
оценивать количеством
Многие авторы выделяют предпринимательские
способности, или предприимчивость,
как отдельный вид
При использовании экономических ресурсов их собственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских способностей).
Существующая классификация
Каждая из компонент трудового потенциала является относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное внимание уделялось ресурсам рабочего времени (численности персонала). Однако развитие современного производства определяется в первую очередь такими ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от преступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.
Таким образом, экономические ресурсы – это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции.
Использование трудовых ресурсов - вид деятельности, направленный
на:
а) повышение уровня занятости трудоспособного
населения в общественном производстве,
коллективном и частном секторах экономики;
б) его распределение по отраслям и сферам
народного хозяйства и по территории страны;
в) эффективность использования работников
в сфере материального производства и
в непроизводственной сфере.
В условиях рыночной экономики, наличия
рынка труда использование трудовых ресурсов
регулируется не в масштабе страны, а только
в рамках отдельных отраслей и территорий.
Использование трудовых ресурсов как
фаза общего процесса управления трудовыми
ресурсами решает задачи повышения технической
вооруженности труда, применения передовых
методов труда, сокращения ручного неквалифицированного
и тяжелого труда, улучшения затрат живого
труда на единицу выпускаемой продукции
или услуг, материального и морального
стимулирования результатов труда, улучшения
ус-ловий труда и его охраны и т. п. Показатели
использования трудовых ресурсов отражают
уровень занятости трудоспособного населения,
эффективность использования трудовых
ресурсов, развитие трудового потенциала,
качественные изменения в совокупной
рабочей силе.
Информация о работе Контрольная работа по: Организация обучения персонала