Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:42, контрольная работа
1. Организация как объект управления: внутренняя и внешняя среда организации.
2. Специфика управления на железнодорожном транспорте.
3. Определение понятия «Дерево целей».
Организация как объект управления: внутренняя и внешняя среда организации.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.
Обязательные требования для организации:
1) наличие, по крайней
мере, двух людей, которые считают
себя частью общей группы
2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
3) наличие членов группы,
которые намеренно работают
Организации бывают:
- формальные;
- неформальные;
- простые;
- сложные.
Формальная организация – это организация созданная по воле руководства.
Неформальная организация – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно.
Простая организация – это организация которая имеет одну или несколько целей.
Сложная организация – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.
Характеристики организаций:
1. Взаимосвязь между целями и ресурсами.
Цели всякой организации
включают в себя
Ресурсы используемые организацией:
- люди;
- капитал;
- материальные ресурсы;
- технологии и информация.
2. Взаимосвязь с внешней средой.
Ни одна организация не может быть островом в себе. Организация зависит от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителя.
Внешняя среда включает в себя:
- экономические условия;
- потребителей;
- законодательство;
- конкурентов;
- общественные взгляды и т.п.
Эти факторы влияют на все, что происходит внутри организации.
3. Разделение труда в организации.
Разделение труда в организации происходит по горизонтали и по вертикали.
Если минимум два
человека работают вместе –
они должны делить работу
2. Внутренние переменные
организации – это
Основных переменных организаций пять:
- цели;
- задачи;
- структура;
- технология;
- люди.
Цель – конкретное
конечное состояние или
Например, целью аптеки
является качественное
- повышение эффективности
лекарственного обеспечения
- предоставления различных видов услуг;
- изучение рынка лекарственных средств;
- расширение производства лекарственных средств для более полного удовлетворения потребности в них;
- заключение договоров
с поставщиками и
- повышение эффективности
использования материально-
Для того чтобы получить прибыль, предприятия должны сформулировать цели в следующих областях:
- доля рынка;
- разработка и реализация продукции;
- качество услуг;
- подготовка и отбор руководителей;
- социальная ответственность.
Цели бывают:
- долгосрочные (3-5 лет);
- среднесрочные (1-3 года);
- краткосрочные (до года).
Структура организации
– это логическое
Структура любой организации должна выполнять ряд функций:
- обеспечить достижение
предприятием максимальной
- охватить минимальное
количество промежуточных
- обеспечить условия подготовки менеджеров на перспективу.
Виды организационных структур:
- бюрократическая (
- функциональная;
- дивизиональная;
- адаптивная.
Большинство организаций
используют бюрократическую
Ее преимущества:
- четкое разделение труда;
- иерархическая соподчиненность сотрудников;
- профессиональный рост, базируемый на компетенции;
- упорядоченная система правил и стандартов.
Недостатки:
- четкость заданности поведения;
- трудность связи внутри организации;
- неспособность к нововведениям.
В зависимости от
степени централизации
- централизованные;
- децентрализованные.
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Задачи предписываются
не работнику, а должности.
На основе решения руководства
о структуре каждая должность
включает ряд задач, которые
рассматриваются как
Задачи делятся на три категории:
- работа с людьми;
- работа с машинами, сырьем, инструментами;
- работа с информацией.
Технология – это
сочетание квалификационных
Люди – это важный элемент внутренней среды и как человеческая переменная включает в себя три аспекта:
- поведение отдельных людей;
- поведение людей в группах;
- поведение человека в роли руководителя.
3. Разнообразие и изменчивость
внешнего мира допускает
Факторы прямого влияния:
- поставщики;
- законы и государственные
органы. Организации обязаны соблюдать
не только законы, но и требования
органов государственного
- потребители. Само выживание
и оправдание существования
- конкуренты.
Поставщики классифицируются на три группы:
1. поставщики материалов;
2. поставщики капитала;
3. поставщики трудовых ресурсов.
К факторам косвенного воздействия относятся:
1. Технология. Является одновременно
внутренним и внешним фактором.
Технологические нововведения
2. Состояние экономики.
Руководство должно уметь
3. Социокультурные факторы. В числе их преобладают установки, жизненные ценности и традиции, которые влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют также на продукцию и услуги, являющиеся результатом деятельности компании.
4. Политические факторы.
5. Отношения с местным населением.
Характеристика внешней среды:
- взаимосвязанность факторов;
- сложность;
- подвижность;
- неопределенность.
Взаимосвязанность факторов
внешней среды – это уровень
силы, с которой изменение одного
фактора воздействует на
Под сложностью внешней среды понимают число факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. К ним относятся:
- государственные постановления;
- частное перезаключение договоров;
- заинтересованные группы влияния;
- многочисленные конкуренты;
- ускоренные технологические изменения.
Подвижность внешней
среды – это скорость, с которой
происходят изменения, в
Неопределенность внешней
среды – функция количества
информации, которой располагает
организация по поводу
Внутренние переменные частично являются чем-то данным, частично возникают в результате предыдущих управленческих решений и могут, хотя и не полностью, контролироваться. Их корректировка или преодоление составляет суть управления. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями, теми, кто их может выполнить наиболее успешно. Это служит основой дальнейшей специализации деятельности.
Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности, которые данная организация осуществляет в соответствии со своим предназначением. Если организация велика, работников группируют вместе по функциональным областям, набор которых определяет ее основную структуру.
Вертикальное разделение
труда, образующее иерархию, то есть подчиненность
одних звеньев организации
Технология, или связь между отдельными видами работ, может быть складывающейся, последовательной, связанной, групповой. Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, и завершенность им придает последняя операция. Например, при создании агрегата участники процесса по отдельности работают на кого-то одного, кто собирает конечный продукт.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейерной сборке.