Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

Задачи контрольной работы: 1) изучить японскую модель и ее роль в современном управлении; 2) изучить конфликты; виды конфликтов; формы их разрешения; роль менеджера в управлении конфликтом; 3) привести конкретные примеры применения экономических методов управления:- для управления экономикой в целом; - для управления коллективом подразделения государственной противопожарной службы; - для управления отдельным сотрудником.

Содержание

Введение
1. Японская модель и ее роль в современном управлении
2. Конфликты. Виды конфликтов. Формы их разрешения.
Роль менеджера в управлении конфликтом
З. Приведите конкретные примеры применения экономических методов управления:
1) для управления экономикой в целом;
2) для управления коллективом подразделения государственной противопожарной службы;
3) для управления отдельным сотрудником
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по менеджменту.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

    Контрольная работа по дисциплине Менеджмент

    Вариант 4. 

    Задание 1. Японская модель менеджмента и  ее роль в современном управлении.

    План  ответа.

    Введение 

    1. Японская модель и ее роль  в современном управлении 

    2. Конфликты. Виды конфликтов. Формы  их разрешения.

    Роль  менеджера в управлении конфликтом 

    З. Приведите конкретные примеры применения экономических методов управления:

    1) для управления экономикой в  целом;

    2) для управления коллективом подразделения  государственной противопожарной службы;

    3) для управления отдельным сотрудником 

    Заключение 

    Список  литературы 

    Введение

    Сложная экономическая ситуация сложившаяся  в России к концу 90-х годов XX века, подталкивает к поиску новых путей решения этой проблемы. Переход России от командно-административной системы к рыночной экономике, поставил на повестку дня важный вопрос о выборе пути экономического развития. До недавнего времени Западная модель экономического роста была господствующей и приоритетной при выборе пути экономического развития. Перенесённая на российскую почву она не дала желаемых результатов. Более того, вызвала ряд негативных последствий и кризисных явлений, таких как падение производительности и уровня жизни населения. Сложившаяся ситуация подтолкнула российских экономистов к поиску путей создания системы экономического развития, представляющую из себя синтез традиционных, национальных особенностей и зарубежного опыта развития экономики.

    В этой связи полезно обратиться к  опыту стран стоящих на высшей ступени экономического развития. Одной из таких стран является Япония. Изучение опыта японской экономики, прошедшей путь от послевоенной разрухи к развитому капиталистическому обществу, представляет не только научный интерес, но и в определённой мере может помочь в поиске путей выхода из сложной ситуации сложившейся в экономике России.

    После Второй Мировой войны из которой  Япония вышла в качестве проигравшей стороны, страна по уровню своего экономического развития уступала многим мировым державам (США, Англия, Франция...). В течении 20 послевоенных лет на мировом рынке господствовали Соединённые штаты Америки, где наблюдался стабильный рост производительности труда. Внезапно картина мировой экономики и лидерства в производительности труда изменилась. К концу 60-х началу 70-х годов Мировой рынок заполнили товары, произведённые в Японии, которые по большинству показателей были более качественными, и в тоже время дешевле своих аналогов произведённых в других странах, в частности в США.

    На  мировую арену стремительно поднялась  новая высокоразвитая, в экономическом смысле, страна - Япония. Данное явление в исследовательской литературе принято называть «японское экономическое чудо». Действительно, столь стремительное развитие экономики в период с 1960-го по 1972 год, заслуживает названия «чудо». Успех японской экономики привлёк к себе внимание исследователей-экономистов всего мира, особый интерес представляли механизмы, с помощью которых Япония за достаточно короткий промежуток времени смогла превратиться в высокоразвитую индустриальную державу. Среди основных причин «японского экономического чуда» исследователи выделяют несколько. Во-первых, огромную роль сыграл внешний фактор, в послевоенный период Япония находилась под оккупационным режимом со стороны США, и испытывала сильное давление, как со стороны правительства США, так и со стороны американской промышленности; в период с конца 60-х по конец 70-х годов Япония получила от СИТА огромные займы, таким образом, американское правительство старалось использовать Японию как важный стратегический и военно-сырьевой фактор в войне против Вьетнама. Во-вторых, - это человеческий фактор, Япония располагала большим количеством квалифицированной и дешёвой рабочей силой. В-третьих, высокая производительность труда, с 1970-1975 годы она возросла в 7,2 раза (в США только в 2 раза). В-четвёртых, огромную роль сыграло государственное регулирование и планирование экономики. В-пятых, развитие научно технического потенциала и внедрение новых технологий в производство. Однако среди этих причин исследователи выделили ещё один фактор, сыгравший далеко не последнюю роль в развитии Японии - это японская система управления.

    Задачи  контрольной работы: 1) изучить японскую модель и ее роль в современном  управлении; 2) изучить конфликты; виды конфликтов; формы их разрешения; роль менеджера в управлении конфликтом; 3) привести конкретные примеры применения экономических методов управления:- для управления экономикой в целом; - для управления коллективом подразделения государственной противопожарной службы; - для управления отдельным сотрудником. 

    1. Японская модель и ее роль в современном управлении.

    Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

    Японская  система управление имеет в своей  основе традиционные формы управления производством, которые в свою очередь основываются на религиозных, морально нравственных и этнических установках. Однако систему японского управления следует рассматривать как синтез импортированных идей и национальных, культурных традиций.

    «После  второй мировой войны, Япония оказалась  под жёстким контролем со стороны оккупационных властей США. В результате политики по ограничению деятельности крупнейших концернов Японии, которая проводилась с 1945 по 1951 годы, и децентрализации японской экономики пострадали самые мощные японские компании: Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и Ясуда»11. На период с 1945 по 1951 годы активы этих концернов замораживались, а их головные компании распускались. С сентября 1946 г. действовала «комиссия по упорядочению держательных компаний» -правительственный орган, занимавшийся непосредственно роспуском концернов. К концу 1946 года были распущены головные компании четырёх крупнейших концернов. Кроме того, в начале 1947 года был издан указ об удалении с командных постов и лишения имущества некоторых членов семейств, стоявших во главе 11 крупнейших «дзайбацу» Японии. Целью американских оккупационных властей было создание в Японии системы финансово-экономической деятельности, которая не была бы связана с деятельностью государства и правительства «старых концернов», а с другой стороны могла бы воплотить в себе американские традиции и идеи, что, несомненно, поставило бы Японию в зависимость от США. Однако этого не произошло, так как в стране были сильны национальные традиции и моральные устои, а американские методы управления производством основывались на совершенно иной системе социальной ориентации. Японские методы управления сохранили своё национальное своеобразие, однако, под влиянием времени и внешнего фактора претерпели изменения. После 1951 года, вследствие прекращения компании по роспуску японских компаний, были восстановлены многие японские корпорации. К середине 60-х годов оформилась система господства шести крупнейших финансово -промышленных групп Японии: Мицубиси, Мицуи, Сумитомо, Фудзи, Санва, Дайити, сложившихся на основе довоенных концернов.

    Кроме того, в 1946 году в Японии была создана организация «Кейдзай Доюкай». Данная организация была создана из представителей предприятий различных отраслей промышленности, и основной целью своей деятельности ставила выработку основных управления предприятием. Эти принципы отражали устремления и общие взгляды предпринимателей и управляющих. Исходившие от «Кэйдзай Дойюкай» заявления позволяли предпринимателям ориентироваться в своей деятельности, строить её, руководствуясь не только собственными интересами, но и интересами общества в целом. В одной из своих первых деклараций «Кэйдзай Дойюкай» заявила о необходимости введения на предприятиях контроля деятельности корпорации на всех уровнях управления. Предлагалось гарантировать минимальный доход, как управляющим, так и рабочим. Можно считать, что данная декларация послужила началом формирования единой совокупности идей управления.

    На  протяжении 20 послевоенных лет США  считалось лидером в мировой экономике: повышение производительности труда составляло ежегодно 3%, лидирующее положение в мировой торговле - 25% мирового рынка промышленной продукции. Внезапно картина мировой экономики и лидерства в производительности труда резко изменилась. В период с 1973 по 1 983 г. рост производительности в США падал приблизительно на 0.4% в год. В 1979 г. падение производительности составило фактически уже 2%. Доля американского экспорта на мировом рынке снизилась на 11%.В Японии же рост производительности труда был значительно выше среднемирового показателя. Эта же тенденция продолжала действовать и в 80-х годах.

    Первая  реакция американских менеджеров на падение производительности и потерю рынков был поиск виновных. Япония, считали они, ведет нечестную конкуренцию, поскольку там дешевый труд и правительство дает субсидии; чрезмерное правительственное регулирование подрывает американскую промышленность; у профсоюзов слишком много прав; инфляция; рост цен на энергию. В этих утверждениях была и доля правды. Но при внимательном и тщательном изучении проблемы вскрылись интересные факты. Например, положение со стоимостью энергии, правительственным регулированием, стоимостью рабочей силы в американской промышленности оказалось менее тягостным, чем у зарубежных партнеров. Абсолютно не воспринимался тот факт, что американские потребители приобретают японские автомобили и электронику не потому, что они дешевле, а потому, что они лучше. Анализ ситуации вскрыл необычные факты. Многие из рационализаторских японских методов представляют собой адаптированные идеи, взятые из старых учебников по менеджменту.  Так робототехника была  доступна  любой американской фирме, которая захотела бы ее внедрить, но японская промышленность использовала ее лучше.

    «Кроме  того, было установлено, что японская промышленность имела важное преимущество перед многими отраслями американской промышленности: подход японских руководителей к вопросам управления был гораздо более широким. В отличие от своих американских коллег японские менеджеры не ищут быстрых путей решения проблем падения объема производства и прибылей»22. Они хорошо поняли, что одно увеличение производства не обеспечивает повышения производительности, и что качество имеет не менее важное значение. К тому же японские менеджеры не разрабатывали мероприятия по повышению производительности за закрытыми дверями кабинетов и не «вываливали» их на головы ничего не подозревающих рабочих. Они осторожно проводили тщательно спланированные изменения.

    Причина ведущей роли Японии в области  производительности и ключ к ее повышению на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь одна - хорошее управление. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах К. Мацусита, глава компании «Мацусита дэнки» осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов - человек, финансы, технология.

    Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

    Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед  коллективом, что в японском менталитете  почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто     прогрессивно-фискальным     механизмом,     в     обществе минимально расслоение по  благосостоянию,  и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

    Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

    По  мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие 
    гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть 
    кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она 
    укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения 
    рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы 
    увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, 
    рабочие   получают   мотивацию  для  укрепления   чувства  общности  с 
    компанией.     Стабильность         так    же    способствует    улучшению 
    взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми 
    рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения 
    деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного 
    увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны,   и сознательного 
    направления  вектора  их     активности  на цели  более  значимые,  чем 
    поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает 
    система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное 
    для европейского образа мысли.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и 
    рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и 
    деятельности    фирмы,    развивается    атмосфера    участия    и    общей 
    ответственности,   что   улучшает   взаимодействие и   повышает 
    производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых 
    принимают   участие: инженеры   и   работники   администрации,   дают 
    существенные результаты. Японская система управления старается также 
    создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных 
    ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для 
    потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и 
    взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и 
    поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"